Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"
Оценка 4.7

Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"

Оценка 4.7
Лекции
docx
24.12.2019
Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"
начало осени для многих детей и их родителей тесно связано с не только с приятными волнительными моментами школьной жизни, но и со сложным переходом ребенка от статуса дошкольника к статусу школьника. Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Дети по-разному привыкают к школе. Адаптация к школе -это процесс привыкания к новым школьным условиям, который первоклассник переживает и осознает по-своему.
Адаптация первоклассников к школе.docx

Адаптация первоклассников к школе

        Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться или страдать? Во многом зависит это от того, насколько широко мы владеем информацией об особенностях младшего школьного возраста. Сегодняшний первоклассник отличается своей большей раскованностью, меньшей самостоятельностью. Восприятие младшего школьника отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Внимание его непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. Мышление претерпевает большие изменения - от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

·         В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.

·         В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.

·         Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 

·         Дети попадают в более строгую систему требований к ним.

·         Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

·         индивидуальных особенностей ребенка;

·         уровня готовности к школе;

·         степени развития социальных навыков.

     Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

     Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

·         установлен контакт с учителем;

·         ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

·         налажены отношения с одноклассниками;

·         ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

·         владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

       В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

·         Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

·         Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

·         Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

·         Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

·         Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

      Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

·         организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;

·         создание комфортных условий для общения;

·         проведение оздоровительно-профилактической работы;

·         организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;

·         соблюдение санитарно-гигиенических требований;

·         организация активного досуга во внеурочное время;

·         формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика.

     В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

  1. хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
  2. уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
  3. негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
  4. вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
  5. проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.  

      Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

     Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

     Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка  и развитие индивидуальности ребенка.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе.

 

 

 

 

Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"

Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"

Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"

Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"

Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"

Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"

Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"

Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2019