"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"
Оценка 4.7

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
1 кл—4 кл
28.03.2019
"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"
В настоящее время главной задачей современной системы образования является развитие компетенций обучающихся. Компетенции "закладываются» в образовательном процессе посредством, в том числе, использованием различных технологий, поэтому, современный педагог находится в «поиске средств и методов развития образовательных компетенций обучающихся как одно из условий, обеспечивающих качественное усвоение программы». Представляю исследовательскую работу по теме «Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования информационно-коммуникационных технологий», поскольку данные технологии позволяют учителю в большей степени и более разнообразно реализовать развитие ключевых компетенций обучающихся в учебно- воспитательном процессе.
Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ.docx
«Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования информационно­ коммуникационных технологий».                                                  Николаева А. В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Емвы. В настоящее время главной задачей современной системы образования является развитие   компетенций   обучающихся.   Компетенции   «закладываются»   в образовательном процессе посредством, в том числе, использованием различных технологий,   поэтому,   современный   педагог   находится   в   «поиске   средств   и методов   развития   образовательных   компетенций   обучающихся   как   одно   из условий, обеспечивающих качественное усвоение программы». Согласно определению, компетенция – это сочетание характеристик: ­знание и понимание (теоретическое знание); ­знание, как действовать (практическое применение знаний); ­знание, как быть (ценности, отношение). Представляю   исследовательскую   работу   по   теме   «Формирование   ключевых компетенций   учащихся   начальной   школы   посредством   использования информационно­коммуникационных технологий», поскольку данные технологии позволяют   учителю   в   большей   степени   и   более   разнообразно   реализовать развитие   ключевых   компетенций   обучающихся   в   учебно­воспитательном процессе. Проблема: возможно ли формирование ключевых компетенций учащихся без   компьютера?   Позволяют   ли   ИКТ   технологии   упростить   управление учебно­воспитательным процессом, расширить дидактические цели урока? Цель   исследования: рассмотреть   влияние   использования   ИКТ   на   процесс обучения и воспитания в начальной школе? Задачи исследования: ­ Рассмотреть понятие информационно – коммуникационных технологий и их значение в образовательном процессе. ­ Рассмотреть понятие ключевых компетенций. ­ Рассмотреть виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников. ­ Рассмотреть применение ИКТ  и ЭОР в учебно­воспитательном процессе. Предмет   исследования: влияние   ИКТ   в   процессе   формирования   ключевых компетенций младших школьников. Объект исследования: ключевые компетенции младших школьников, ИКТ. Гипотеза исследования: использование  информационно –  коммуникационных технологий   и   электронных   образовательных   ресурсов   будет   способствовать формированию ключевых компетенций младших школьников при соблюдении следующих условий: ­ использование разнообразных форм ИКТ; ­   применение   ИКТ   не   только   в   учебной   деятельности,   но   и   внеучебной деятельности по предмету. Методы исследования:  ­ изучение методической литературы по изучаемой теме; ­ наблюдение; ­ курс занятий с активным и разнообразным применением ИКТ технологии и ЭОР, ориентированный на стимулирование интереса к различным предметам. Что же такое информационно­ коммуникационные технологии? По   мнению   В.М.   Монахова,   ИКТ   ­   это   совокупность   средств   и   методов обработки   данных,   обеспечивающих   целенаправленную   передачу, трансформацию, хранение и отображение данных, идей, знаний, основанная на средствах   вычислительной   техники,   где   одно   из   основных   мест   занимает компьютер.[2, с.63] Использование возможностей современных ИКТ технологий в начальной школе способствует:  Активизации   познавательной   деятельности,   повышению   качественной успеваемости школьников;  Достижению   целей   обучения   с   помощью   современных   электронных учебных   материалов,   предназначенных   для   использования   на   уроках   в начальной школе;  Развитию   навыков   самообразования   и   самоконтроля   у   младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;  Снижению дидактических затруднений у учащихся;  Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;  Развитию информационного мышления школьников. Г.К. Селевко предлагает рассматривать три варианта осуществления ИКТ: 1.   «проникающая»   ­   применение   компьютера   при   изучении   некоторых   тем, разделов для отдельных дидактических задач; 2.   основная   –   определяющая,   наиболее   значимая   из   используемых   в   данной технологии частей; 3. монотехнология – когда все обучение, все управление учебным процессом, включая   все   виды   диагностики,   мониторинг,   опираются   на   применение компьютера [3]. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: ­ Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; ­   Как   сопровождение   объяснения   учителя   (презентации,   формулы,   схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) ­ Как информационно­обучающее пособие ­ Для контроля учащихся. Перейдя к обучению с использованием ИКТ и ЭОР,   возникла необходимость задать компетенции в деятельностной форме.  Таблица № 1 Ценностно­смысловые компетенции Учебно­познавательные Социокультурные Природоведческие и  Коммуникативные Информационные [4]. В  своей  работе    активно  использую  и  создаю    электронные  образовательные ресурсы   (при   помощи   программы  iSpring  suite),   ИКТ,   которые   повышают информационную и наглядную насыщенность урока, выходят за рамки школьных учебников, дополняют и углубляют содержание учебников.                              Контрольно­оценочную деятельность осуществляю, в   том числе, средствами информационно­коммуникационных технологий http://  .  ru,  infoznanika   http://  foxford      .  ru, http://  uchi        .  ru Создала и использую активно в образовательных целях группу в социальной сети ВКонтакте.         Личный сайт ­  с 2012 года  также использую для размещения разработок уроков, внеклассных мероприятий, программ, тестов,  распространения  опыта работы по актуальным проблемам преподавания. Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока   появляются   неограниченные   возможности   для   индивидуализации   и дифференциации учебного процесса.           Электронные образовательные ресурсы: Ресурс Обоснование выбора Таблица № 2 Методическая   и практическая результативность применения ресурса Систем ность использ ования ресурс а МБОУ «СОШ №1» г. Емва. http://skolano1.ru/ Фестиваль педагогических   идей «Открытый урок»  http://festival.1septemb образовательных ресурсов  http://school­ collection.edu.ru/ образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ Видеоуроки   в   сети Internet. http://videouroki.net/ Сайт Учи.ру Свободная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org/   Освещение деятельности   школы, документация, электронная газета На   данном   сайте имеется   в   открытом доступе большое количество На   данном   ресурсе находятся методические материалы,  В каталоге ресурсов по дисциплинам   можно выбрать   тип   модуля (информационный, На   данном   сайте имеются   видеоуроки,   тесты, полезные материалы,   которые На   данной   платформе дети   могут   бесплатно принимать   участие   в онлайн   –   олимпиадах. Можно   найти     любую информацию;   Удобное оформление сайта; Информация   о   каких­   н р я л у г е Р н р я л у г е Р и д о и р е П и д о и р е П н р я л у г е Р н р я л у г е Р и д о и р е П к с е ч   о о и к с е ч Необходимая информация   о   о Использование интересных разработок уроков и   внеклассных   Решение   онлайн тестов     для контроля знаний.  и к с е ч   и Демонстрация сети выполнения практических работ на уроке. Ресурсы   Интернет заинтересовывают учащихся, Повышение интереса учащихся изучению учениками   для подготовки рефератов, к     Используется Программа­тренажер «Фраза» УМК     «Школа России»   по   все предметам предлагает электронное Видеодиски «Совреме нная   универсальная российская энциклопедия Кирилла   и   Мефодия, «Русские   писатели   и поэты».     Данная программа позволяет   проверить знания,   оценить   их   и оказывает   помощь   в контроле знаний учащихся.   В   пособие   включены мультимедиа   ресурсы различных типов,   расширяющих Энциклопедия   содержит   множество полезных сведений. Разнообразная иллюстрированная информация   в   игровой форме помогает пробудить   в   ребенке жажду открытий, доступно   объясняет   и знакомит   с   серьезными Вывод.       и к с е ч и д о и р е П н р я л у г е Р и к с е ч и д о и р е П о Регулярное использование ресурса, позволило достичь положительной динамики   знаний Приложения позволяют представить учебную Использование ресурса позволяет расширить   знания учащихся по предметам. Развивать   УУД учащихся   Компьютер   является   и   мощнейшим   источником   для   формирования   ключевых компетенций. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. В начальной школе мы можем использовать презентации на любых этапах урока: при   объяснении   нового   материала,   закреплении,   повторении,   контроле,   при проведении внеклассных занятий и др. Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на формирование ключевых компетенций учащихся с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает   благоприятные   условия   для   лучшего   взаимопонимания   учителя   и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Анализ   таких   занятий   с   применением   ИКТ   и   ЭОР   показал,   что  на   процесс обучения и воспитания в начальной школе  улучшается, облегчается овладение сложным материалом.       Дети,   которые   обычно   не   отличались   высокой   активностью   на   уроках,   стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно   широкое   распространение   мультимедиа   проекторов   позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Компьютеры   и   информационные   технологии   вообще   –   удобный   инструмент, который   при   разумном   использовании   способен   привнести   в   школьный   урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. Применение   компьютера   на   разных   этапах   обучения   позволяет   довести   время активной работы учеников на уроке до 75 ­ 80% времени урока, вместо обычных 15 ­ 20%. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной  школы  позволяет   в   доступной   форме  использовать   познавательные   и игровые   потребности   учащихся   для   формирования   ключевых   компетенций учащихся и развития индивидуальных качеств. 1. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма  Литература. результатов образования». // Интернет­журнал "Эйдос". 2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и  конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное  образование, 1998. 4. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент  личностно­ориентированного образования» // Народное образование. –  2003. ­ №2. – С.58­64.

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"

"Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы посредством использования ИКТ и ЭОР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019