МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БОЛЬШОЕ ПОПОВО
КУЛИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ДОКЛАД
Руководитель ШМО:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Алёшина Галина Викторовна
РМО учителей начальных классов 27 ноября 2017 год
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ –
методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Активные методы обучения – это методы,
побуждающие учащихся к активной мыслительной и
практической деятельности в процессе овладения
учебным материалом. Активное обучение предполагает
использование такой системы методов, которая
направлена на самостоятельное овладение учащимися
знаниями и умениями в процессе активной
мыслительной и практической деятельности.
Метод организации начала урока «Подари подарок другу».
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных
качеств, доброжелательности.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба»,
подарочная коробка с подарком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу.
Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в
руках.
Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова,
Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
Метод актуализации опорных знаний « Магазин»
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести
учащихся к изучению нового материала.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных,
фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик
подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я
покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на
вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей
ряд купил больше картинок).
Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для
каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с
помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить
неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в
конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена,
записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать
индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак –
ребро ладонь”
Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного
взаимодействия
Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие
положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь
ребром на столе. Выполнить 35 повторений. Упражнения выполняются
каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная
кукла и солдат»
Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное
мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная
вялость).
Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и
вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы
одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте
руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и
подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и
почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень
подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и
абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Метод закрепления изученного материала «Парный выход»
Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия
действий.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: мел.
Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе
пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово,
обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову
название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их
предварительным орфографическим проговариванием
Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания,
грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.
Активные методы – «Физминутки» «Земля, воздух, огонь и
вода», «Зайчики»
Методы «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
Активные методы обучения помогают:
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
учить учащихся самостоятельно добывать знания,
развивать интерес к предмету,
позволять активизировать процесс развития у учащихся
коммуникативных навыков, учебноинформационных и учебно
организационных умений.
В условиях федеральной программы «Развитие
электронной среды», которая предлагает
создание и практическое внедрение
электронных учебных материалов,
интерактивной доски на различных уроках, в
рамках ФГОС к активным методам обучения мы
с уверенностью относим ИКТ.
К интерактивным методам обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный
процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм»
(атака) • Мини-лекция • Контрольный лист или тест •
Ролевая игра • Игровые упражнения • Разработка проекта •
Решение ситуационных задач • Приглашение визитера •
Дискуссия группы экспертов • Интервью • Инсценировка •
Проигрывание ситуаций • Выступление в роли обучающего •
Обсуждение сюжетных рисунков • Опрос–Квиз (контроль) и
др.
1. Лекция – устная или с применением современных
технических средств, презентация и.т.д.
Незаменима при передаче сравнительно большого объема
информации в структурированной форме.
Отсутствие обратных связей
2. Семинар – коллективное обсуждение определенной
проблемы или темы учебного плана дисциплины в
различных формах
активизации восприятия информации путем взаимодействия
преподавателя и обучающегося.
2.1. Имитационная игра – модель среды обитания,
определяющая поведение людей и механизмы их действий в
экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение»,
«Робинзон» и др.)
Позволяет получить навыки адаптации к новой среде
Преподаватель, не владеющий коммуникативной
компетентностью, не научит новому опыту
2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в
процессе достижения целей, имитирующих решение
комплексных задач в конкретной ситуации
Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями
поведения и социально-психологических отношений в
реальной ситуации.
Не всегда разработан механизм познавательной и
мыслительной деятельности участников, что провоцирует
преподавателя использовать только свой опыт и интуицию
(не всегда результативно)
2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей
(инсценировки) Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются
в течение долгого времени
Игра содержит долю риска и приносит результат только
тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда
удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию
2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций,
кейс-стади, инцидент, баскет-метод)
Дает возможность изучить сложные или эмоционально
значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной
жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных
последствиях в случае неправильного решения
При столкновении с реальной проблемой у обучающегося
вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и
безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней
2.5. Эвристические технологии генерирования идей:
«мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры).
Осуществляется генерирование идей всеми участниками
процесса, активизируются интуиция и воображение,
происходит выход за пределы стандартного мышления
Неумелое руководство со стороны преподавателя может
привести к уходу от реальной проблемы, потере времени,
слабому синергетическому результату и др.
2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений
и навыков
Позволяет за короткий промежуток времени овладеть
практическими эффективными умениями и навыками
Направлен на овладение только узкоспециализированными
навыками без усвоения общих моделей и методов работы,
соответствие логике учебного процесса
Для реализации данных критериев необходим серьезный
анализ содержания учебного материала и выявление на
основе этого его доступности для усвоения школьниками
Применение интерактивных методов обучения позволяет
решать следующие задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету; развивать
самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт
учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою
индивидуальность в учебном процессе Алгоритм проведения интерактивного занятия.
1.Подготовка занятия;2. Вступление; 3. Основная часть; 4.
Выводы (рефлексия).
Вариант включения интерактивных методов обучения в
структуру урока
Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)
Хук (притча, игра, «крючок»)
«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой,
фронтальный)
Синквейн («восточный стих»)
Обсуждение домашней творческой работы
Кластеры
Смысловая часть – подача нового материала
(самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг
друга)
«Инсерт»
Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с
первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)
Опорный конспект
Кластеры
Изобразительный проект (составление вопросов по тексту,
составление пересказа отрывка от первого лица)
Различные формы дискуссий
Игровые методы
Форма группового взаимодействия — «большой круг».
«Аквариум»
Рефлексия – получение обратной связи
Эссе
Мини-сочинение
Глоссарий (составление словаря)
Хокку (хайку) – японские 3-х стишия
Юмористический рассказ
Сказка
Незаконченное предложение
При оценивании результатов интерактивного обучения
должны учитываться: работа в группе; самооценка участника
групповой работы; свобода мышления; овладение культурными
формами работы; коммуникация в учебном диалоге. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько
задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений
и навыков.
Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов
между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку
приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих
товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний,
творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную
позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент
на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Использование интерактивных форм в процессе обучения, как
показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает
возможность менять формы их деятельности, переключать внимание
на узловые вопросы темы занятий.
Таким образом, использование активных методов обучения
в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) в
учебном процессе является актуальной проблемой современного
школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной
дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с
использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно,
красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и
ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю
работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает
возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты
обучения.
Доклад "Активные методы обучения в начальной школе"
Доклад "Активные методы обучения в начальной школе"
Доклад "Активные методы обучения в начальной школе"
Доклад "Активные методы обучения в начальной школе"
Доклад "Активные методы обучения в начальной школе"
Доклад "Активные методы обучения в начальной школе"
Доклад "Активные методы обучения в начальной школе"
Доклад "Активные методы обучения в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.