РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
5 кл
30.03.2019
Цель работы: изучить общие и отличительные черты русских и кумыкских народных сказок. изучить общие и отличительные черты русских и кумыкских народных сказок;.
1. Отобрать для исследования несколько кумыкских сказок и прочитать их в оригинале,
2. Сравнить сказки русские и кумыкские, выявить общее, единичное, частное.
3. Рассказать о своих находках ребятам.
4. Заинтересовать учащихся читать русские и кумыкские сказки
Объект исследования: русские и кумыкские народные сказки: сходство и различие.
Сходства и различия кумыкских и русских сказок..docx
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ:
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
Бекмурзаева Сувсарханум
Гусейхановна,
учитель русского языка и литературы.
Содержание
Аннотация. ………………………………………………………………….........................
Введение ………………………………………………………………………...................1
Глава I Общая характеристика сказки как вида народного творчества…………2
Глава II Сравнительная характеристика русских и кумыкских народных сказок ...
2.1. Сравнительная характеристика сказочных персонажей…………………………4
2.2. Сравнительная характеристика сюжета и композиции…………………………8
Выводы. ……………………………………………………………………........................9
Список литературы ………………………………………………………………………10 Предмет исследования –русские и кумыкские народные сказки.
Аннотация.
Цель работы: изучить общие и отличительные черты русских и кумыкских народных
сказок. изучить общие и отличительные черты русских и кумыкских народных сказок.
Задачи;
1 Отобрать для исследования несколько кумыкских сказок и прочитать их в
оригинале,
2 Сравнить сказки русские и кумыкские, выявить общее, единичное, частное.
3 Рассказать о своих находках ребятам.
4 Заинтересовать учащихся читать русские и кумыкские сказки.
Объект исследования: русские и кумыкские народные сказки: сходство и различие.
В работе использовались метод изучения русских и кумыкских сказок,их анализа,
сравнения и обобщения. Был проведён анализ 5 русских народных сказок и 5 кумыкских
народных сказок.
Были прочитаны и проанализированы по 2 волшебных сказок («Мальчик с пальчик»,
«Царевналягушка», «Друзья пастуха», «Проданный мальчик»),
по 2 сказки о животных («Теремок», «Бык, баран, гусь, петух и волк»,» Лиса»,» Осел
Аракана и козел Маракана». по одной бытовой сказке9 «Дочь семилетка»,» Пейма
ханум»).
Путём сравнения героев сказок и их сюжетов были выявлены общие черты и различия.
Анализ произведений позволяет выявить общее, единичное, частное в русских и кумыкских
народных сказках. Введение.
Я люблю сказки. Сначала мне рассказывали сказки мама и бабушка. Мамана
русском языке, а бабушкана кумыкском. Уже тогда я стала понимать, что в русских и
кумыкских народных сказках есть и сходства, и различия. И мне стало интересно,
насколько много в них общего и различного, были ли у русского и кумыкского народов
похожие герои?
В начале каждого учебного года на уроках русской литературы и родной
литературы мы изучаем народные сказки. Разберемся сначала, что же такое народная
сказка?
Народная сказка это история или небылица, которую сочинили люди. Сказка
отображает характер и ценности народа, который его сотворил. Появились сказки
задолго до изобретения книг, и даже письменности. Их ещё в глубокой древности сочинил
народ и, передавая их из уст в уста, бережно пронёс через столетия.
Учитывая, что народные сказки создавались в древности, тем более интересен
объект изучения. Ведь в сказках отражаются мечты, чаяния народа, вера в победу добра
над злом, высмеивается глупость, жадность.
Чем больше я знакомилась с русскими и кумыкскими народными сказками, тем
больше я задавалась вопросами: что общего между русскими и кумыкскими сказками и
какие различия? Я решила исследовать данные вопросы.
Цель работы: изучить общие и отличительные черты русских и кумыкских
народных сказок. изучить общие и отличительные черты русских и кумыкских
народных сказок.
Задачи; отобрать для исследования несколько кумыкских сказок и прочитать их в
оригинале, сравнить сказки русские и кумыкские, выявить общее, единичное, частное;
рассказать о своих находках ребятам; заинтересовать учащихся читать русские и
кумыкские сказки.
Русские и кумыкские народные сказки: сходства и различия.
Гаджиева Пиржаханум Уллубиевна
Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19», 6 1 класс Глава I. Общая характеристика сказки как вида народного творчества.
У каждого народа есть свои сказки. В них отражается душа народа, его мудрость, мысли и
чаяния.
Основная черта сказки – занимательность и поучительность. Сказка обучает, побуждает к
деятельности, учит отличать добро от зла, любви к Родине, к родителям. В нашем
исследовании мы остановимся на изучении сходства и различий русских и кумыкских
народных сказок.
Народные сказки делятся на три группы:
сказки о животных;
бытовые сказки;
волшебные сказки.
Сказки о животных возникли в глубокой древности, в них отражаются старые
обряды. Характер зверей похож на человеческий: медведь глуповат, заяц трусоват,
волк жаден, а лиса хитрая.
Во всех сказках лиса, благодаря своей хитрости, остаётся целой и невредимой, а
медведь, волк терпят поражение. Заяц, мышь лягушка выступают в сказках в роли слабых.
Животные напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют
эти сказки. так как сказка отражает народную жизнь и является зеркалом народного
сознания.
В бытовых сказках часто встречается противостояние богача с бедняком. Богач
жаден, глуп, а бедняк, напротив, умен, щедр, силен. Здесь происходит состязание ума: кто
кого перехитрит. Победителем в этом состязании в народных сказках оказывается
бедняк.
В волшебных сказках всегда есть герой. Он умен, храбр, хитер. Зачастую он беден,
но, благодаря волшебству и своему уму и находчивости, герой побеждает и получает
желаемое (женится на царице, получает трон и т.д.). Структура сказок выглядит следующим образом:
Небольшой размер текста
Простота и элементарность сюжета
Особенности композиции (зачин, основная часть, кульминация, развязка)
Многократное повторение эпизода (чаще всего, троекратное).
Сказка – вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа,
воплощённая в слове. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а,
следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду,
забавляет и утешает. По сказке легко определить, как люди жили, о чем мечтали и чего
боялись. Она всегда отражает существующие традиции
Глава II
Сравнительная характеристика русских и кумыкских народных сказок.
2.1. Сравнительная характеристика сказочных персонажей Для сравнительной
характеристики русских и кумыкских народных сказок я выбрала
I. Волшебные сказки:
1.Русскую народную сказку «Мальчик с пальчик».
2.Кумыкскую народную сказку «Проданный мальчик».
Сходства.
Различия.
» Мальчик с пальчик».
» Проданный мальчик».
Помогают родителям
Народился из
Обычный мальчик
мизинчика
Умны
Вышел победителем,
Вышел победителем, благодаря
благодаря своей смекалке и хитрости
знаниям коня, камня и человека.
Возвращается домой
Стал ханом
Находчивы
Семья бедная
Предлагают продать себя богачу
Хитрят и освобождаются
3. «Царевналягушка» русская народная сказка.
4. «Друзья пастуха» кумыкская народная сказка.
Сходства.
Различия.
«Царевна
лягушка»
«Друзья пастуха»
Героям помогают животные
Героиня
Героиняханская дочь
заколдованная царевна.
Герои
Ищет царевну.
По велению дочери хана,
герой прячется от нее. (условие:
выйдет за него, если не отыщет)
Женятся на царевнах
Животные
Животные прячут сына
помогают найти Кощееву
пастуха от взгляда дочери хана.
Милосердны. Не убивают
пойманных животных и отпускают
на волю.
смерть
Геройсын царя.
Геройсын пастуха. II. Сказки о животных:
1.Русская народная сказка «Теремок».
2.Кумыкская народная сказка» Лиса».
Сходства.
Различия.
Животные решают
жить вместе
Живут в лесу.
«Теремок».
» Лиса»
Мышка,лягушка,заяц,волк,медведь
герои сказки.
Медведь,кабан,заяц,волк,п
етух герои сказки..
Все в тереме живут, песни поют.
У каждого есть своя
работа(кроме лисы)
Лучше прежнего выстроили.
Лиса всех животных съела.
Все животные живут дружно.
Лиса осталась одна.
3. Русская народная сказка «Бык, баран, гусь, петух и волк».
4. Кумыкская народная сказка» Осел Аракана и козел Маракана».
Сходства.
Различия.
» Осел Аракана и козел
«Бык, баран, гусь, петух и
Маракана».
волк».
Герои –домашние животные.
Оказавшись в лесу
Бык сам построил себе
зимой. Осел и, козел забрели в
избу, а остальные звери
пещеру с волками.
попросились к нему.
Антигероиволки
Волки, увидев осла и козу,
Волки хотели узнать, то живет в
хотели съесть их.
избе.
Герои выходят победителями
Осел Аракана, и козел
Животные общими силами
Маракана напугали волков
выгнали волка из своего жилища.
Действие происходит зимой
тем, что хотят содрать с них
шкуры.
Волки, испугавшись,убежали,
оставив пещеру ослу и козе.
Животные вынуждены искать
себе жилище на зиму
Весной осел Аракана, и козел
Маракана вернулись к своим
Остались жить в своей избе. хозяевам.
III.Бытовые сказки
1.Русская народная сказка «Дочь семилетка».
2.Кумыкская народная сказка» Пеймаханум».
Сходства.
Различия.
«Дочь семилетка».
» Пеймаханум».
Героинидочери бедняков.
Разгадывает загадки царя
Помогает беднякам обхитрить
старшину
Умны, мудры эодам.
Выходит, замуж за царя.
Оставляет в дураках старшину.
Помогают бедным людям.
Отгадывают загадки.
Сравнительная характеристика сюжета и композиции русских и кумыкских народных
сказок.
Сравнивая сюжеты русских и кумыкских народных сказок, можно сказать, что
основное их отличие состоит в том, что русские народные сказки основаны на вымысле, неожиданном повороте событий, волшебстве и превращениях. В кумыкских
сказках сюжет основан на конкретных ситуациях, близких к реальным событиям.
Зачин русских народных сказок, исследованных в данном проекте, начинается словами:
1 «Жил старик со старухою» («Мальчик с пальчик», «Бык, баран, гусь, петух и волк»)
2. «Ехали два брата: один бедный, другой богатый». (Дочьсемилетка.)
3. В старые годы у одного царя было три сына. («Царевналягушка»)
4. Стоит в поле теремок(«Теремок.»)
Зачин кумыкских народных сказок, исследованных в данном проекте, начинается словами:
1.Жилибыли у старика Аракана осел (» Осел Аракана и козел Маракана»).
2. В близком селении, в далёком ханстве жилбыл бедняк. («Проданный мальчик»).
3. Жил в одном ауле старшина по имени Токай. (» Пеймаханум»)
4.Однажды медведь, лиса, кабан. («Лиса»).
5. То ли было, то ли не было — жил некогда в одном городе бедный старик (» Друзья
пастуха»).
Мы знаем, что зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные
сведения о персонаже. Благодаря данным зачинам, что в них много общего, но в кумыкских
сказках в зачине меньше персонажей, но много конкретной информации. (Старшина Токай,
старик Аракан и старик Маракан и т.д.)
Русские и кумыкские народные сказки: сходства и различия..
Гаджиева Пиржаханум Уллубиевна
Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19», 61 класс
Выводы.
Можно сделать вывод, что сказки каждого народа имеют свой ярко
выраженный национальный характер, так как они показывают уклад жизни народа,
особенности той среды, в которой бытуют. В них отражаются изменения быта, местные природные условия, трудовые процессы; содержатся культурные
особенности, помогающие глубже понять народ. Но, самое главное, в сказках всегда
побеждает добро, зло наказывается. Бедняки добиваются справедливости, герои
одерживают победу, находят свое счастье, слабые животные, объединив усилия,
побеждают сильных, алчных зверей.
И нам, читателям сказок, можно сделать вывод, что и в русских народных
сказках, и в кумыкских народных сказках герои добиваются своих целей, Добро
торжествует, а Зло терпит поражение.
А это значит, что еще с древних времен, когда создавались сказки как русские,
так и кумыкские, у народа (и русских, и кумыков) были похожие или одинаковые
ценности, мысли, чаяния, понятие Добра и Зла. Ведь сказкаэто отражение
народной жизни. Сказки учат нас Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке,
понятия формируют нравственный мир человека. Поэтому очень важно прививать
детям любовь к чтению сказок. А для того, чтобы понять откуда мы родом, то
были наши предки, мы должны обращаться к фольклору нашего народа, в котором
немаловажную роль играет и кумыкские народные сказки.
Список литературы
1. Сказки народов Дагестана. Том 2.Махачкала 1997 г.
2. Русские народные сказки.2007 год
3.Коровина В.Я., В.П.Журавлев, Коровин В.И.Литература .1 часть. М.: Просвещение,2013
г
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
РУССКИЕ И КУМЫКСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.