Статья "Активации творческого мышления младших школьников, как одно из условий повышения качества знаний"

  • docx
  • 23.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья Методы активации .docx

Активации творческого  мышления младших школьников

      Творчество — это «деятельность, порож­дающая нечто качественно новое и отлича­ющаяся неповторимостью, оригиналь­ностью и культурно-исторической уни­кальностью». Одной из основных проблем, стоящих се­годня перед системой народного образова­ния и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления млад­ших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учетом возрастных и индиви­дуальных особенностей.

       Для активизации творческого мышления  обучающихся используются различные методы. В начальной школе чаще всего применяют метод мозгового штурма и метод синектика.

Мозговой штурм позволяет снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время . Современная модификация этого метода, так называемая «мозговая атака», предложена американским морским офицером А. Осборном.

При проведении этого метода запрещается любая критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Необходимость в использовании данного метода может возникнуть незапланировано при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры-занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения.

Особенность мозгового штурма заключается в том, что ученики сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Я применяли метод мозгового штурма в урочное и неурочное время, предлагая школьникам разнообразные задания.

Второй метод, активизирующий мыш-ление, называется синектика (автор Уиль-ям Дж. Гордон). В переводе с греческого слово синектика означает объединение раз-нородных элементов [3].

По мнению Уильяма Дж. Гордона, творческому человеку важно уметь прев-ращать непривычное в привычное и, нао-борот, привычное в непривычное. Глав¬ное, чтобы за новой, непривычной пробле¬мой, ситуацией он увидел нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами.

Для того чтобы использовать этот ме-тод, нужно сначала: научить школьников владеть различными видами аналогий: прямой, фантастической, символичес¬кой и личной (эмпатией).

При прямой аналогии объект сравнива¬ется с аналогичным объектом из другой об¬ласти, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отно¬шений. В зависимости от цели организуют¬

ся различные виды прямой аналогии. Ши-роко распространена аналогия по форме Например, ученики предложили следую-щую аналогию: сосулька — кисточка, но-жик, карандаш, палец, ручка, нос, клюв.

Следующий вид прямой аналогии - компонентная (или структурная). Она у: танавливается по сходству элементов (ко* понентов), составляющих объект или вх:- дящих в него. Выяснив примерную струг туру объекта, на наших занятиях учени:-: нашли следующие объекты аналогиям: структуры: снег (снежный покров) — со.'" KOBgp, одеяло, вата, тополиный пух, саха: пена; шкаф — почтовый ящик, скворечню тумбочка для великана, мусорный яиц квартира для одежды.

Для знакомства детей с компоненте: аналогией мы использовали стихотворе Романа Сефа.

К прямой аналогии относится и функци-ональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объ-ект (что он делает), а потом найти в окружа¬ющем мире объект, который выполняет та¬кие же или аналогичные функции. Учени¬ки, выполняющие такое задание, предло¬жили следующие аналогии: машина — сороконожка, велосипед, птица, лошадь, ос¬лик, червяк, муравей, электричка; ветер — вентилятор, дыхание; петух — будильник, радио, солнышко, гром.

При нахождении аналогии по цвету бы-ли предложены следующие варианты: солн¬це — одуванчик, лампа, лимон, лиса; лист (летний) — огурец, виноград, елка.

Ученики находят прямые аналогии по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов, нап-ример: переполненный троллейбус — иг-рушки в ящике, огурцы в бочке, деньги в кошельке, вещи в шкафу, песок в ведерке; тихий час — утро в лесу, закат, затишье пе-ред бурей.

Интересные прямые аналогии по свой-ствам были предложены младшими школь-никами, например: упругий — мяч, зонт, ве-тер, жвачка, струя.

Мы также предлагали придумать комп-лексную прямую аналогию при рассматри-вании одного объекта, например, двери: а) по форме: шоколад; картина, фантик, крышка стола; б) по функции: веки, рот, крышка, зонт, чемодан; в) по свойствам: де-ревянная — сундук, шкаф, ветка; скрипу¬чая — дерево, стул; г) по цвету: облако, снег, вата, мороженое.

Рассмотрим фантастический вид ана-логии. Она позволяет отказаться от стерео¬

пойти ранее неизвестным путем. Она спо­собна перенести в сказку любую ситуацию, любое действие, а также использовать вол­шебство, фантастических и сказочных зве­рей, насекомых, пришельцев с других пла­нет для решения задачи или выхода из соз­давшейся ситуации.

Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, то необхо­димо определить, что мешает решить зада­чу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это мета­фора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталки­ваемся в жизни. Так, речь записывается буквами — символами звуков, а количест­во — цифрами. Символическая аналогия может быть словесной и графической.

При графической аналогии символом обозначается реальный образ или несколь­ко образов с выделением общих признаков. Участвуя в игре «Что в круге?», школьники учатся графически изображать любые предметы и классифицировать их. Учитель может рисовать на доске круги или другие геометрические фигуры, одновременно го­воря: «Это яблоко, это груша, это слива...» Ученики продолжают называть фрукты. Учитель обводит маленькие круги боль­шим и спрашивает: «Что может обозначать большой круг?» Главная задача игры — по­казать ученикам, что разные предметы можно обозначать одинаковыми геометри­ческими фигурами.

Словесная символическая аналогия поз­воляет словами-символами кратко пере­дать содержание или смысл чего-либо. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным симво­лом, хочно передающим содержание. Нап­ример: «На горке».

М! Ох! Ух! Ой! А-я-яй!

У-ю-юй! Эх! Ах! Ух! Ох! Все!

В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рас­сматриваемым или представляемым объек­том. Главная задача эмпатии — войти в роль

 

кого-либо или чего-либо. Для знакомства с ней можно использовать художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев, например, стихотворение Т. Собакина «Два отца».

На лужайке сидел Рыболов,

Терпеливо копал червяков.

Увидал Рыболова Скворец

И решил:

— Настоящий отец.

Ищет корм

Даже лучше, чем я...

Видно,

Тоже большая семья!

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в заданиях, примеры которых приведены ниже.

Задание 1. Можно «наполнить» ре-бенка образом, и он превратится в фею или робота, цветок или птицу со своим характе-ром и поведением.

Задание 2.

—      Представь себе, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным: по¬пугаем, собакой, лошадью или кошкой. Что бы ты ел? Чем занимался днем? Где бы ты спал? Кто был твоим хозяином? Какой приятный сюрприз ты бы хотел получить от хозяина?

Задание 3.

—      Попробуй представить себя одним из предметов домашнего обихода. Что с тобой происходило до того времени, когда попал в

дом? Как ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать? Кто тебя любит, кого ты больше всех любишь? Какие интересные истории с тобой проис-ходят? С какими предметами ты дружишь?

Целенаправленное развитие творческо-го мышления учащихся, участвующих в на-шем эксперименте, способствовало тому, что ученики:

1)      смогли свободно ориентироваться в окружающем мире;

2)      увидели непрерывную динамику ми-ра, т.е. усвоили понятие об изменяемости везде и во всем;

3)      увидели противоречия в окружаю-щем мире; попытались решить эти противо-речия;

4)      начали пользоваться простыми сло-весными алгоритмами;

5)      стали зрительно и в действии пред-ставлять фантастические объекты;

6)      стали сочувствовать, сопереживать людям и животным.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Большой Российский энциклопедический словарь. М., 2003.

2.      Поташник М.М. Как развивать педагоги-ческое творчество. М., 1987.

3.      Страунинг А. Методы активизации твор-ческого мышления. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3-4.

4.      Ушачев В.П. Творчество