Статья "Активации творческого мышления младших школьников, как одно из условий повышения качества знаний"
Оценка 4.7

Статья "Активации творческого мышления младших школьников, как одно из условий повышения качества знаний"

Оценка 4.7
docx
23.03.2021
Статья "Активации творческого  мышления младших школьников, как одно из условий повышения качества знаний"
статья Методы активации .docx

Активации творческого  мышления младших школьников

      Творчество — это «деятельность, порож­дающая нечто качественно новое и отлича­ющаяся неповторимостью, оригиналь­ностью и культурно-исторической уни­кальностью». Одной из основных проблем, стоящих се­годня перед системой народного образова­ния и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления млад­ших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учетом возрастных и индиви­дуальных особенностей.

       Для активизации творческого мышления  обучающихся используются различные методы. В начальной школе чаще всего применяют метод мозгового штурма и метод синектика.

Мозговой штурм позволяет снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время . Современная модификация этого метода, так называемая «мозговая атака», предложена американским морским офицером А. Осборном.

При проведении этого метода запрещается любая критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Необходимость в использовании данного метода может возникнуть незапланировано при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры-занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения.

Особенность мозгового штурма заключается в том, что ученики сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Я применяли метод мозгового штурма в урочное и неурочное время, предлагая школьникам разнообразные задания.

Второй метод, активизирующий мыш-ление, называется синектика (автор Уиль-ям Дж. Гордон). В переводе с греческого слово синектика означает объединение раз-нородных элементов [3].

По мнению Уильяма Дж. Гордона, творческому человеку важно уметь прев-ращать непривычное в привычное и, нао-борот, привычное в непривычное. Глав¬ное, чтобы за новой, непривычной пробле¬мой, ситуацией он увидел нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами.

Для того чтобы использовать этот ме-тод, нужно сначала: научить школьников владеть различными видами аналогий: прямой, фантастической, символичес¬кой и личной (эмпатией).

При прямой аналогии объект сравнива¬ется с аналогичным объектом из другой об¬ласти, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отно¬шений. В зависимости от цели организуют¬

ся различные виды прямой аналогии. Ши-роко распространена аналогия по форме Например, ученики предложили следую-щую аналогию: сосулька — кисточка, но-жик, карандаш, палец, ручка, нос, клюв.

Следующий вид прямой аналогии - компонентная (или структурная). Она у: танавливается по сходству элементов (ко* понентов), составляющих объект или вх:- дящих в него. Выяснив примерную струг туру объекта, на наших занятиях учени:-: нашли следующие объекты аналогиям: структуры: снег (снежный покров) — со.'" KOBgp, одеяло, вата, тополиный пух, саха: пена; шкаф — почтовый ящик, скворечню тумбочка для великана, мусорный яиц квартира для одежды.

Для знакомства детей с компоненте: аналогией мы использовали стихотворе Романа Сефа.

К прямой аналогии относится и функци-ональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объ-ект (что он делает), а потом найти в окружа¬ющем мире объект, который выполняет та¬кие же или аналогичные функции. Учени¬ки, выполняющие такое задание, предло¬жили следующие аналогии: машина — сороконожка, велосипед, птица, лошадь, ос¬лик, червяк, муравей, электричка; ветер — вентилятор, дыхание; петух — будильник, радио, солнышко, гром.

При нахождении аналогии по цвету бы-ли предложены следующие варианты: солн¬це — одуванчик, лампа, лимон, лиса; лист (летний) — огурец, виноград, елка.

Ученики находят прямые аналогии по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов, нап-ример: переполненный троллейбус — иг-рушки в ящике, огурцы в бочке, деньги в кошельке, вещи в шкафу, песок в ведерке; тихий час — утро в лесу, закат, затишье пе-ред бурей.

Интересные прямые аналогии по свой-ствам были предложены младшими школь-никами, например: упругий — мяч, зонт, ве-тер, жвачка, струя.

Мы также предлагали придумать комп-лексную прямую аналогию при рассматри-вании одного объекта, например, двери: а) по форме: шоколад; картина, фантик, крышка стола; б) по функции: веки, рот, крышка, зонт, чемодан; в) по свойствам: де-ревянная — сундук, шкаф, ветка; скрипу¬чая — дерево, стул; г) по цвету: облако, снег, вата, мороженое.

Рассмотрим фантастический вид ана-логии. Она позволяет отказаться от стерео¬

пойти ранее неизвестным путем. Она спо­собна перенести в сказку любую ситуацию, любое действие, а также использовать вол­шебство, фантастических и сказочных зве­рей, насекомых, пришельцев с других пла­нет для решения задачи или выхода из соз­давшейся ситуации.

Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, то необхо­димо определить, что мешает решить зада­чу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это мета­фора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталки­ваемся в жизни. Так, речь записывается буквами — символами звуков, а количест­во — цифрами. Символическая аналогия может быть словесной и графической.

При графической аналогии символом обозначается реальный образ или несколь­ко образов с выделением общих признаков. Участвуя в игре «Что в круге?», школьники учатся графически изображать любые предметы и классифицировать их. Учитель может рисовать на доске круги или другие геометрические фигуры, одновременно го­воря: «Это яблоко, это груша, это слива...» Ученики продолжают называть фрукты. Учитель обводит маленькие круги боль­шим и спрашивает: «Что может обозначать большой круг?» Главная задача игры — по­казать ученикам, что разные предметы можно обозначать одинаковыми геометри­ческими фигурами.

Словесная символическая аналогия поз­воляет словами-символами кратко пере­дать содержание или смысл чего-либо. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным симво­лом, хочно передающим содержание. Нап­ример: «На горке».

М! Ох! Ух! Ой! А-я-яй!

У-ю-юй! Эх! Ах! Ух! Ох! Все!

В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рас­сматриваемым или представляемым объек­том. Главная задача эмпатии — войти в роль

 

кого-либо или чего-либо. Для знакомства с ней можно использовать художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев, например, стихотворение Т. Собакина «Два отца».

На лужайке сидел Рыболов,

Терпеливо копал червяков.

Увидал Рыболова Скворец

И решил:

— Настоящий отец.

Ищет корм

Даже лучше, чем я...

Видно,

Тоже большая семья!

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в заданиях, примеры которых приведены ниже.

Задание 1. Можно «наполнить» ре-бенка образом, и он превратится в фею или робота, цветок или птицу со своим характе-ром и поведением.

Задание 2.

—      Представь себе, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным: по¬пугаем, собакой, лошадью или кошкой. Что бы ты ел? Чем занимался днем? Где бы ты спал? Кто был твоим хозяином? Какой приятный сюрприз ты бы хотел получить от хозяина?

Задание 3.

—      Попробуй представить себя одним из предметов домашнего обихода. Что с тобой происходило до того времени, когда попал в

дом? Как ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать? Кто тебя любит, кого ты больше всех любишь? Какие интересные истории с тобой проис-ходят? С какими предметами ты дружишь?

Целенаправленное развитие творческо-го мышления учащихся, участвующих в на-шем эксперименте, способствовало тому, что ученики:

1)      смогли свободно ориентироваться в окружающем мире;

2)      увидели непрерывную динамику ми-ра, т.е. усвоили понятие об изменяемости везде и во всем;

3)      увидели противоречия в окружаю-щем мире; попытались решить эти противо-речия;

4)      начали пользоваться простыми сло-весными алгоритмами;

5)      стали зрительно и в действии пред-ставлять фантастические объекты;

6)      стали сочувствовать, сопереживать людям и животным.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Большой Российский энциклопедический словарь. М., 2003.

2.      Поташник М.М. Как развивать педагоги-ческое творчество. М., 1987.

3.      Страунинг А. Методы активизации твор-ческого мышления. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3-4.

4.      Ушачев В.П. Творчество


 

Активации творческого мышления младших школьников

Активации творческого мышления младших школьников

При прямой аналогии объект сравнива¬ется с аналогичным объектом из другой об¬ласти, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отно¬шений

При прямой аналогии объект сравнива¬ется с аналогичным объектом из другой об¬ласти, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отно¬шений

Так, речь записывается буквами — символами звуков, а количест­во — цифрами

Так, речь записывается буквами — символами звуков, а количест­во — цифрами

Как ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать?

Как ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2021