УДК
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Василевская Марина Николаевна,
заведующая лабораторией,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин,
специалист I квалификационной категории,
ГБПОУ «Донецкий промышленно-энергетический колледж»,
г.Донецк
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в системе образования. Обозначены основные факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье студентов, педагогов, предложены пути их преодоления. Проанализированы существующие подходы к исследованию и решению проблемы безопасного труда. Показано их значение в разработке современного перспективного подхода к данной проблеме. Предпринята попытка обосновать необходимость анализа существующих подходов к исследованию и решению проблемы безопасности труда на основе новых принципов, в частности: переход от принципов реагирования на несчастные случаи к действиям, направленным на их предупреждение.
Ключевые слова: система управления охраной труда; финансирование мероприятий по охране труда; производственная санитария; производственный травматизм; профессиональное заболевание; негативные факторы.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что охрана труда в образовательных учреждениях в современных условиях является необходимостью, вызванной появлением новых технологий в образовании и науке. Это новые приборы, механизмы, увеличение количества производственных и полевых практик студентов, научных экспедиций и т.д.. Главной задачей всех образовательных учреждений, в первую очередь, является безопасность жизненной деятельности учебного, научного и производственного процесса. Жизнь и здоровье человека – основа политики каждого учебного заведения.
Объектом данного исследования является безопасность образовательной деятельности в образовательных учреждениях.
Предмет исследования – обеспечение безопасности в образовательных учреждениях при формировании системного подхода к исследованию и решению проблемы безопасного труда.
Цель исследования:
1. Сформировать и развить собственные представления по вопросам, очерченным темой исследования.
2. Усовершенствовать собственные профессиональные умения по практической реализации представлений, очерченных темой исследования.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проработать научные, учебные и методические источники информации по теме исследования.
2. Представить результаты анализа и систематизации информации, полученной из проработанных литературных источников, в данной работе.
«Безопасность – это состояние защищенности
жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз»
Любой вид деятельности человека одновременно может быть источником негативных воздействий или вреда, который приводит к травматизму, заболеваниям, а порой заканчивается полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), деятельность, связанная с получением знаний (учебная деятельность) и даже различные виды отдыха и развлечения. Статистика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна.
Проблемы сохранения здоровья преподавателей и студентов, привитие им навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня.
В программах подготовки специалистов в системе образования повышенное внимание должно уделяться вопросам охраны труда и укреплению здоровья студентов, педагогов образовательных учреждений, воспитанию здорового образа и стиля жизни.
Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся, а также работников.
Обеспечение безопасности - планомерная систематическая работа по всему спектру направлений: организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Организация работы по обеспечению безопасности: надёжное обеспечение безопасности и защищённости учреждения, обеспечение безопасности учебного процесса и организованного проведения учебно-воспитательных мероприятий, предупреждение, выявление, устранение причин, условий, способствующих созданию опасных ситуаций для жизни и деятельности студентов, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения.
Работу образовательных учреждений в области охраны труда можно представить в виде двух направлений:
· формирование и развитие системы управления охраной труда;
· обеспечение учебного процесса в области охраны труда у студентов.
Причины травматизма в образовательных учреждениях:
1) причины внешнего характера:
· недостаточный инструктаж педагогического персонала по охране труда;
· небрежное и невнимательное отношение преподавателей к обучению студентов безопасным приемам работ;
· недостаточный контроль за соблюдением инструкций по охране труда;
· технические причины (отсутствие ограждающих устройств, неисправность оборудования и др.);
· несвоевременное и неквалифицированнное расследование причин несчастных случаев;
· слабая организация дежурства преподавателей и студентов по учебному заведению;
· недостатки воспитательной работы в вопросах соблюдения правил поведения, сплоченности студенческого коллектива;
· слабое и несистематическое рассмотрение вопросов профилактики травматизма в быту и на улице.
2) причины, зависящие непосредственно от обучающегося:
· недисциплинированность обучающегося;
· нарушение студентами правил и инструкций по охране труда;
· психологические и физиологические причины (недостаточное внимание, ослабление памяти, болезнь, утомление, связанное с ослаблением самоконтроля обучающимися своей деятельности).
Помимо студенческого травматизма имеют место несчастные случаи среди педагогического и технического персонала образовательных уреждений.
К ним относятся травмы, полученные:
· преподавателями физического воспитания во время демонстрации упражнений, приемов на учебных занятиях;
· во время перемещения работников по лестничным пролетам между этажами;
· вследствие падения тяжелых предметов на работников;
· при открывании и закрывании дверей вследствие неправильного положения рук работников и т.д..
Охрана труда в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы заранее исключить возможные неблагоприятные последствия учебно-воспитательного процесса. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований правил по технике безопасности преподавателями, заведующими кабинетами и лабораториями, руководителями образовательных учреждений является обязательным условием в работе по организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий со студентами в учебных мастерских, лабораториях, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий.
Общие мероприятия по предупреждению травматизма в образовательных учреждениях включают в себя:
· организационно-технические мероприятия;
· общесанитарные мероприятия;
· индивидуально-защитные мероприятия .
Организационно-технические мероприятия:
· мероприятия по предупреждению несчастных случаев (постоянный административно-общественный контроль за состоянием техники безопасности; ведение журналов инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции; изготовление и применение знаков безопасности);
· мероприятия, предупреждающие заболевания (проведение предварительного медицинского освидетельствования поступающих на работу и периодических медицинских осмотров студентов, преподавателей, мастеров и лаборантов; содержание помещений в надлежащем санитарном состоянии; своевременный ремонт зданий и оборудования);
· мероприятия, улучшающие общие условия труда (обеспечение работников инструкциями по охране труда и производственной санитарии; проведение обучения по охране труда и проверка знаний работников в этой области).
Общесанитарные мероприятия:
· установление рационального режима труда и отдыха;
· медицинское обслуживание преподавателей, студентов, санаторно-курортное лечение;
· оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием;
· оборудование рабочих мест аптечками.
Индивидуально-защитные мероприятия:
индивидуальное обучение работников правилам безопасности с выдачей удостоверений на право производства работ (инструктажи, беседы, лекции, курсы по охране труда; рабочие места снабжаются плакатами по охране труда).
В современных образовательных учреждениях широко применяются электроприборы и установки. В отличие от других источников опасности электрический ток невозможно дистанционно обнаружить без приборов, поэтому воздействие его на человека всегда неожиданно. Опасность поражения током возникает при непосредственном соприкосновении человека с оголенными токоведущими частями электроустановок, при прикосновении к металлическим корпусам электроприемников, случайно оказавшихся под напряжением, а также в результате действия, так называемого, шагового напряжения, появляющегося вблизи мест замыкания токоведущих частей на землю.
Электротравматизм по сравнению с другими видами производственного травматизма составляет небольшой процент (2-3%), однако, по числу травм с тяжелым и, особенно, летальным исходом занимает одно из первых мест.
Причины электротравм:
· организационные (нарушение требований правил и иструкций, недостатки в обучении персонала);
· технические (ухудшение электрической изоляции, отсутствие ограждений, сигнализации и блокировки, дефекты монтажа и др.);
· психофизиологические (несоответствие психофизиологических показаний данной профессии, переутомление).
Одним из определяющих факторов успешного функционирования образовательного учреждения является обеспечение безопасности обучающихся и соответсвующее снижение траматизма среди них. С учетом этого должны быть скорректированы, а в ряде случаев пересмотрены подходы в решении многих актуальных проблем в сфере безопасности условий труда.
На сегодняшний день таковыми являются:
· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
· финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в сфере образования;
· введение в штаты образовательных учреждений специалистов по охране труда, организация работы служб по охране труда;
· обучение работников образования требованиям безопасности труда;
· безопасная эксплуатация зданий образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях стала формироваться система управления охраной труда, основывающаяся на распределении функций по охране труда и ответственности работающего персонала в соответствии с организационной структурой учреждения и штатным расписанием. Важно четко определить роли работодателей и профсоюзных организаций в обеспечении безопасных и здоровых условий труда и обучения, потому что в таком случае работа по охране труда будет восприниматься не как какая-то дополнительная работа, требующая дополнительных человеческих ресурсов и времени, а как естественное, комплексное управление охраной труда всеми участниками образовательного процесса.
В работе по обеспечению охраны труда в образовательных организациях необходимо предусматривать совместные действия работодателя, работников соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных представительных органов. С этой целью в образовательных организациях по инициативе работодателя и инициативе работников либо их представительного органа необходимо создавать комиссии по охране труда. В их состав на паритетной основе должны входить представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Созданная комиссия по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, проведению проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информированию работников о результатах указанных проверок, сбору предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда.
Функции комисси по охране труда:
а) содействует своевременному обеспечению работников учебного заведения, занятых на работах с вредными и неблагоприятными условиями труда, льготами и компенсациями, сертифицированной спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обеззараживающими средствами;
б) участвует в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного страхования от несчастных случаев и профзаболеваний, а также в осуществлении контроля за расходованием средств фонда социального страхования, направленных на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
в) участвует в работе по формированию коллективного договора и соглашения по охране труда, находящимся в компетенции комиссии;
г) содействует организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и соблюдению медицинских рекомендаций по завершению медицинского осмотра;
д) вносит предложения руководителю учебного заведения о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, руководителей структурных подразделений за нарушение требований действующих инструкций по охране труда, правил, ГОСТов и др.;
е) вносит предложения о моральном и материальном поощрении из фонда охраны труда работников, руководителей структурных подразделений за активное участие в работе по обеспечению и созданию здоровых и безопасных условий труда при выполнении всех видов работ в учебном заведении и другое.
Подводя итоги, хочется отметить, что большинство нарушений связаны с недостаточными знаниями должностными лицами учебных организаций требований нормативных правовых актов по охране труда; несвоевременным обучением работающих безопасным приемам труда; непроведением или формальным проведением инструктажей по охране труда; недостаточным обеспечением образовательных учреждений нормативными правовыми актами по охране труда.
Охрана труда в учреждениях образования включает в себя мероприятия по созданию безопасных условий обучения. Поэтому политику в области охраны труда в образовательных учреждениях необходимо строить на следующих принципах:
· неукоснительного соблюдения требований законодательной базы, стандартов в области охраны труда;
· постоянного совершенствования деятельности в области охраны и условий труда, обучения;
· планирования и осуществления мероприятий по снижению производственного травматизма и профзаболеваний.
Вектор инновационного развития в образовании предполагает вовлечение студентов в процесс производства, что способствует приобретению профессиональных навыков и формированию представления о безопасности труда, поэтому условия труда в мастерских, лабораториях, научных и инновационных центрах должны отвечать требованиям охраны труда и санитарных норм. Очень важно в стенах учебного заведения сформировать у будущих руководителей вдумчивое отношение к вопросам охраны труда, функционированию отдельных звеньев ее системы управления, понимание ценности человеческой жизни и ответственности за нее, внимательного отношения к вопросам личной безопасности.
Список использованных источников
1. Графкина, Н. Б. Охрана труда и производственная безопасность [Текст] : учебник / Н. Б. Графкина. – М. : Проспект, 2009. – 268 с.
2. Девисилов, В. А. Охрана труда [Текст] : учебник / В. А. Девисилов. – М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2010. – 342 с.
3. ПОТ Р М-016-2001. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (с изменениями и дополнениями) [Текст] . – Введ. 2001–07–01. – М. : КНОРУС, 2010. – 286 с.
4. Сухочев, А. А. Охрана труда [Текст] : учебник / А. А. Сухочев. – М. КНОРУС, 2011. – 364 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.