Статья "Будущее за настоящим" Из опыта работы МАУ ДО ГорСЮН города Нижний Тагил по решению актуальных проблем экологического образования учащихся

  • Лекции
  • Педсоветы
  • docx
  • 12.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассмотрен опыт работы педагогов городской станции юных натуралистов города Нижний Тагил по решению актуальных проблем экологического образования детей и учащейся молодежи.
Иконка файла материала Будущее за настоящем.docx

Будущее за настоящим

из опыта работы Городской станции юных натуралистов»

города Нижний Тагил по решению актуальных проблем экологического

образования детей и учащейся молодежи

В последнее время школьное биологическое образование претерпевает ряд изменений: сокращаются сроки изучения биологических предметов; уменьшается годовой объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов биологии; становится меньше количество учебных часов на лабораторные и практические занятия; из школьной практики почти полностью «ушли» экскурсии в природу; учебно-опытные участки образовательных учреждений превратились в зеленые зоны; в старших классах появляется профильное обучение; в учебно-воспитательный процесс внедряются современные образовательные технологии. Эти изменения не могли не породить такие проблемы развития биологического и экологического образования в условиях общеобразовательной школы, как

- проблему осуществления качественного биологического и экологического образования и воспитания;

- проблему формирования у учащихся научного мировоззрения;

- проблему не соответствия целей биологического и экологического образования и воспитания и их результатов;

- проблему не соответствия формата единого государственного экзамена и формирование  у учащихся ценностного отношения к жизни, приобретения ими опыта творческой деятельности;

- проблему отбора содержания биологического и экологического образования;

- проблему не соответствия структуры и отбора содержания биологического и экологического образования возрастным особенностям обучающихся;

- проблему технологий, форм и методов обучения биологии;

- проблему диспропорции в соотношении объема получаемой и усваиваемой информации и многие другие.

Разные образовательные учреждения решают эти проблемы разными способами. В образовательных учреждения, имеющих профильные биологические, экологические, медицинские классы, эти проблемы решаются за счет увеличения учебных часов, введения факультативных и элективных курсов, внеклассной работы. Образовательные учреждения, не имеющие классы с углубленным изучением предметов, могут решать эти проблемы путем взаимодействия с профильным учреждением дополнительного образования детей естественнонаучной направленности, например, станцией юных натуралистов. Так, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов» города Нижний Тагил имеет положительный опыт взаимодействия с общеобразовательными учреждениями города. Педагогами нашего учреждения обновлено в контексте ФГОС содержание комплекса дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности. Дополнены и расширены разделы ДООП, направленные на формирование и развитие личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию, компетенции по улучшению экологической обстановки родного края, умение следить за своим здоровьем. Мощным средством решения проблем является ресурсное обеспечение ДООП. Это специализированные учебные кабинеты, лаборатория экологического мониторинга, «Зеленая гостиная», «Мини зоопарк» (живой уголок), аквариумистика, музей экологии родного края, учебно-опытный участок, зеленая зона, ПК и мультимедийные средства, электронная интерактивная доска, образовательно-методические комплексы (учебные пособия для детей, методические рекомендации к занятиям, иллюстративные, дидактические, раздаточные и контрольно-измерительные материалы), обеспечивающие стойкую мотивацию к изучению естественных наук, способствующие визуализации, дающие возможность учащемуся стать первооткрывателем, самостоятельно найти пути решения проблем, формирующие компетенции, позволяющие развить успешную личность. ДООП реализуются в детских объединениях по групповому (звеньевому) методу обучения, а именно занятия в группе ведется 2-3 часа для 7-8 обучающихся в неделю, в отличие от урочной системы образования в школе по 40-45 минут для 25-30 учащихся в неделю. Занятия по ДООП проходят в специально оборудованных кабинетах, где у каждого обучающегося есть возможность работать с приборами и оборудованием. Обучающиеся ставят опыты, проводят эксперименты, выполняют учебно-исследовательские проекты. Закреплять полученные знания на практике помогают и учебно-опытный участок, и зеленая зона нашего учреждения. Все виды практических и опытнических работ на них теснейшим образом взаимосвязаны с изучением теоретических вопросов биологии и экологии. При выполнении того, или иного вида работы педагоги привлекают знания обучающихся из определенных тем школьного курса. Проводя фенологические наблюдения за растениями, обучающиеся приобретают навыки определения сроков выполнения многих полевых работ: сроки посева растений, отзывчивость растений на те, или иные удобрения, биологию растений. В ходе выполнения практических и опытнических работ по уходу за растениями обучающиеся ведут дневник наблюдений, фиксируя различные периоды жизни растений, делают выводы о наилучших условиях выращивания тех или иных растений. Многочисленные экскурсии в природу, походы, экспедиции, организуемые нашими педагогами, помогают обучающимся не только собирать полевой материал, но и успешно овладевать наблюдением, как методом познания окружающего мира. В ходе экскурсий, походов и экспедиций обучающиеся приобретают навыки выражения своих впечатлений от общения с природой; выражения чувств, эмоций, настроения художественными средствами: рисунками, литературными работами, лепкой, фотографиями. В процессе реализации ДООП в нашем учреждении обучающиеся естественным образом вовлекаются в систему взаимоотношений, включающих различные сферы взаимодействий:

1. «Человек-природа» (изучение, наблюдение природных объектов, сбор и обработка природного материала, опытническая, учебно-исследовательская и проектировочная деятельность).

2. «Человек-техника» (работа с мультимедийным средствами, приборами и учебным оборудованием, техника безопасности при работе).

3. «Человек – знаковая система» (работа со справочно-информационными материалами, интернетом).

4. «Человек – художественный образ» (выражение своих впечатлений о природе художественными средствами).

5. «Человек – человек» (общение с другими обучающимися, педагогами,  коммуникативные умения и навыки, публичная защита учебно-исследовательских проектов).

Взаимодействие общего и дополнительного экологического и биологического образования имеет социализирующий и культурно-формирующий потенциал, способствует более полному и глубокому усвоению биологии и экологии, формированию у школьников адекватной картины мира, соответствующей системе ценностей, целостному восприятию, познанию и осмыслению природных систем. Способствует решению актуальных проблем развития эколого-биологического образования в условиях общеобразовательных школ.