«Читательская грамотность – как один из главных аспектов формирования личности»
Важность формирования читательской грамотности школьников ни у кого не вызывает сомнений. Мы живем в мире, в котором количество информации, поступающей через разные каналы, ежесекундно растет. И, к сожалению, даже взрослые не всегда могут правильно воспринять данную информацию и применить, что говорить о детях. По сведениям ряда специалистов, человеческая память может вместить свыше миллиона гигабайт информации. Но это в миллиард раз меньше объема всех существующих на свете данных. Сегодня формирование функционально грамотной личности стоит в центре образования.
Именно с начальной школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого учащегося этап становления его функциональной грамотности, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию. Технология многомерного чтения – неторопливое, медленное чтение, расширение кругозора. Обучение по технологии строится на основе фрагмента произведения детской художественной литературы, который является связующим звеном между разными сферами знаний, своей многомерностью продуцирует множество толкований и интерпретаций, а также открытие новых смысловых граней текста, что осуществляется благодаря продуктивной деятельности самого читателя.
Успешное формирование функциональной грамотности у младших школьников зависит от сформированности умений выполнять личностные и метапредметные УУД. Каждый ученик должен осознавать собственное незнание и неумение путем самоанализа и самооценки (я знаю, что я знаю, и я знаю, чего я не знаю); осознавать и осмысливать собственные действия (что я делаю, зачем я это делаю, как я это делаю); устанавливать и анализировать причины своих ошибок; контролировать и оценивать собственные действия (развивать в себе рефлексивную позицию); самостоятельно приобретать и использовать знания при решении проблемно-поисковых учебных задач; применять знания в нестандартных незнакомых ситуациях, содержащих избыточность или недостаточность информации.
Образовательным стандартом начального образования определены требования к метапредметным результатам освоения содержания образовательной программы начального образования, которые отражают готовность учащегося к познавательной деятельности, освоение универсальных учебных действий и межпредметных понятий.
Функциональная грамотность – максимальное использование минимальных знаний, представлений и умений для разрешения нестандартных жизненных задач и реализации личностно значимых целей. Функциональная грамотность – это обучение, которое помогает жить жизнь.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи и целей, которые ставит перед собой читатель.
Цели чтения могут быть разными. Выделяют несколько целей:
· личные цели;
· общественные цели;
· учебные цели;
· деловые цели.
Цель зависит от аудитории, для которой предназначен текст.
Мы привыкли понимать, что текст – это наборы слов, связанные по смыслу и образующие предложения, которые, в свою очередь образуют текст. Но это далеко не так. Под понятие текст могут подходить не только слова, но и визуальные изображения (графики, диаграммы, рисунки, таблицы, карты, брошюры, визитки, меню и т.п.). Мы должны научить видеть и воспринимать информацию в любом виде (заголовки, иллюстрации, сноски, тексты). Понимать смысл, оперировать информацией из текста, осознавать, кем, зачем, для кого и как сделан текст. И наконец, самое важное, использовать полученную информацию из текста в реальной жизненной ситуации.
Необходимо осваивать новые способы формирования функциональной грамотности не только в процессе учебной деятельности, но и во внеклассной работе.
Внимание – катализатор процесса чтения. Выделяют следующие свойства внимания:
Ø Концентрация – свойство внимания, указывающее на степень сосредоточения психики на объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.
Ø Устойчивость – свойство внимания, связанное с длительностью сосредоточения на объекте или деятельности.
Ø Объем – свойство внимания, отражающее количество одновременно воспринимаемых человеком объектов.
Ø Распределение – свойство внимания, указывающее на одновременное удержание в поле сознания двух или более объектов при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
Ø Переключение – свойство внимания, связанное с произвольным перемещением сознательного сосредоточения с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую.
Упражнения для развития переключения внимания.
Даётся небольшой текст с заглавием. Условие: при первичном чтении текста необходимо все буквы е зачеркнуть, а буквы о взять в кружок. Подсчитать количество букв. Наиболее часто встречающиеся ошибки, не учитывают заглавие, пропуск букв.
Схожее задание, все действия выполняются учащимися, но в это время учитель еще стучит по столу ручкой. Необходимо ещё и сосчитать количество ударов.
Тест Мюнстерберга. В наборе букв необходимо найти спрятанные слова (указывается точное количество), выполнить задание нужно за две минуты.
Таблица Шульте. Усложненная таблица Шульте.
Работа с несплошным текстом.
- Узнавание или распознавание информации;
- Определение вида или типа текста;
- Чтение, извлечение информации;
- Преобразование информации;
- Создание творческой аналогии.
Широко используются такие тексты, как: визитка, меню, карты географические, буклет.
Следует правильно и целостно воспринимать предоставляемую информацию. Начинать с заглавия, внимательно рассматривать иллюстрации к тексту. Видеть информацию в тексте, оперировать ею, использовать данную информацию, осознавать, кем, для кого и как сделан текст.
Читательская грамотность – гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст.
Умение читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, говорил великий педагог К.Д. Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.