Статья "Что даю я миру?" (воспитание на уроках математики))
Оценка 5

Статья "Что даю я миру?" (воспитание на уроках математики))

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
математика
8 кл—9 кл
28.02.2022
Статья "Что даю я миру?" (воспитание на уроках математики))
Статья "Что даю я миру?" (воспитание на уроках математики)
Что даю я миру.docx

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА МАТЕМАТИКИ

 

Что даю я миру?

 Хочу линиями фигур, цифр нести гармонию земную.

Цифры - точность, дающая возможность познания мира и осознание того, что можно в любую минуту остаться самим собой.

Треугольник – древний храм, ромбы - потемневшие от времени бронзовые сосуды, покрытые древними письменами, окружности - озера воды давно ушедших времен, тетраэдры уносят в коралловые деревья, а луч позволяет смотреть вдаль с вершины горы, прямоугольник убаюкивает в одиноком челне, провожая стаю журавлей. Шары падают дождинками на непокрытую голову, на оголенные ветви, стучащиеся в закрытое окошко... Ощутимы черты вечности.

                    Зримая, пластически совершенная картина сбывшегося чуда... Математикой поверяли древние гармонию мира. Передать бы капельку такого проникновенного восприятия сущего новому поколению, чтобы не растратилась, не рассыпалась в прах, не ушла в безвозвратное прошлое мудрость и сила древних, не порвалась связь времен.

                   Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремление воспитать лучшие человеческие качества у детей подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки.

 

Воспитание на уроке…


                    Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Это должно проявляться во всём, даже в общении с учениками. Учитель, любящий детей, будет называть их только по именам, не побоится признать свою ошибку, извиниться, если окажется в чём-то неправым. Он никогда не будет угрожать своим воспитанникам: они не должны его бояться. Ничего нет страшнее в школе, чем педагог, приходящий в класс с холодным сердцем. Многое из школьных наук потом забывается, не забывается одно – общение с умным, готовым тебя понять собеседником.
                  Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Конечно, учителя – обыкновенные люди: с нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но учителя не выбирают – он детям достаётся. И он должен уметь оставлять за порогом класса всё, что может помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко. Но надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам: «Добрый день!», не перебить отвечающего, не ответить резкостью на грубость. Ребёнок должен живо реагировать на всё, что происходит на уроке (на реплики, на шутки, на интересную информацию). Идеальная тишина – не главное условие обучения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность. Без доброго отношения к ребёнку, ободрения , нет общения, а без общения нет воспитания.
Вся жизнь учителя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, сильные и слабые стороны – всё проходит на глазах детей, всё подвергается их строгой, но объективной оценке. Ребята изучают педагога, выставляют ему свои отметки. Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как воздействуем на него, и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, и действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно они делают нас красивее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем поучиться. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только отношение к ученикам показывает доброту и ум, щедрость и отзывчивость, чёрствость и равнодушие.

                 Воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог. Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий к выпуску из школы гражданина. Ребёнок не рождается личностью, а становятся ею. И большая роль в этом становлении отводится нам.
                   Один древний философ как-то сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим». Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки. И умение хвалить – своего рода талант. То, как ребёнок воспринимает себя, зависит от того, какую оценку мы ему даём.

                   Каждый ученик за время учебы в школе получает около 11000 уроков. Если вычесть отсюда «пропуски по болезни» (приблизительно 15 процентов), получим в среднем 9400 уроков на каждого школьника. Эти-то почти десять тысяч стандартизованных особым образом «актов школьного воздействия», похоже, и оказываются одним из главных, если не главным средством воспитания личности наших выпускников. А в чем суть воспитательного воздействия урока? В совместном делании и диалоге…

                  Воспитательная цель при обучении математике – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.


                   Начало урока это очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд? У каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов начать урок.
1. Например, можно начать урок таким способом. Назовем его образно «раскручивание формулировки темы». На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога ученик-учитель, ученик-ученик. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.
2.Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, можно организовать самостоятельное открытие формулы куб суммы (разности) двух выражений. Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула открыта и записана на доске делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание.
3. Урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока раздадим каждому вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предложим с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая – появляется гипотеза, которую нужно доказать. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.

 

Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами.
1.Это может быть по геометрии работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания – загадки «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.
2.Работа в парах с применением тренажеров для устного счета. Использование на уроке подобных тренажеров позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет. Использование на уроке такой формы работы с использованием тренажеров позволяет рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

Как можно воспитывать познавательную активность, при этом показывая связь с историей, с жизнью, т.е. осуществлять эстетическое воспитание? На уроках математики мы говорим с ребятами об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о полезности математики, об обаянии истории, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. На уроках нужно стараться погружать ученика в историю развития науки. Например, на уроке геометрии при первом знакомстве с прямоугольным треугольником делаем акцент на то, как появился прямой угол, и затем уже прямоугольный треугольник. Предлагаем ученикам найти сначала в окружающей обстановке прямые углы, задумываемся как с помощью подручных средств можно получить шаблон прямого угла (с помощью веревки, отвеса и колышков). Проводим эксперимент. Расскажем ребятам, что таким способом пользовались еще в древности. Применяя веревку с узелками, можно показать им египетский треугольник. Сообщаем, что термины, которые мы только, что использовали - имеют и другое название. «Отвес» – значит катет, «натянутая»– гипотенуза, другой катет называли основанием. В заключение строим чертеж треугольника и подписываем названия его сторон. Такое знакомство с прямоугольным треугольником позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание показывая связь геометрии с историей и практическое применение в жизни - это есть гуманитаризация процесса обучения.

Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание.
Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты, электронные тесты и т.д. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки, здесь можно наблюдать полет фантазии у правополушарных детей. Такую работу можно проводить с учениками, начиная с 5 класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказки готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Дети учатся быть добрыми и справедливыми, сочиняя свою сказку.

 

                  Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

                   И, наконец, главным объектом, который как нравственная ценность должна постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят.

                   По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим.       "Учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке"
                   Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других.


Если его подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если он растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если он растёт в безопасности, он верит в людей.
                    А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать:
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека!
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!


 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА

Воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог

Воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог

Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами

Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами

Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно

Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2022