Диагностика эмоционального состояния участников
досуговой программы
В статье рассматривается задачи детских досуговых программ, критерии их эффективности, диагностические методики, применяемые для оценки эмоционального состояния участников программы. Статья адресована педагогам-организаторам.
Ключевые слова: досуговая программа, критерии оценки, диагностика эмоционального состояния.
Досуговые программы обладают большим воспитывающим и развивающим потенциалом, являются значимым компонентом современного образовательного пространства. Они в основном ставят следующие задачи:
-формирование нравственной позиции учащихся;
-развитие интересов детей;
-формирование мотивов к познавательной деятельности;
-развитие творческих способностей;
-формирование системы знаний, умений, навыков;
-развитие эмоционально-волевой сферы.
Досуговые программы интегрирует в себе развлекательную составляющую и педагогическое влияние. Таким образом, воспитательный процесс скрыт, завуалирован, поэтому ребенок чувствует себя свободным.
Главным требованием к досуговой программе выступает ее эффективность. Для оценки таких программ были выделены следующие критерии:
- актуальность — значимость для современных детей;
-гуманитарность — направленность программы на раскрытие и реализацию гуманистических идей;
- полнота программы — наличие всех необходимых структурных элементов программы;
- целостность — единство и взаимосвязь всех структурных элементов;
- новизна – наличие нестандартных идей;
- эстетичность — гармоничность использованных художественных средств;
- игровая эффективность — степень включенности детей в игровую деятельность;
- педагогическая эффективность — степень достижения поставленных педагогических задач;
- удовлетворенность участников.
Таким образом, диагностика эффективности досуговых программ является неотъемлемой частью работы педагога-организатора и может проводиться через участников классных руководителей, оценку эксперта.
Диагностика эмоционального состояния осуществляется через участников программы даёт наиболее полную картину их удовлетворенности мероприятием. Её проведение не занимает много времени и задействует всех участников.
Для определения эмоционального состояния участников после досуговой программы можно использовать тест Мюнстерберга. Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg).
Несмотря на то, что данная методика была разработана для профотбора на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости, мы считаем полезным использовать ее для диагностики эмоционального состояния участников мероприятия.
Среди текста, состоящего из случайного набора букв, имеется несколько слов (названия эмоциональных состояний), задача учащихся как можно быстрее считывая текст, найти эти слова и выписать те, которые соответствуют их настроению после программы.
Общее эмоциональное состояние участников программы определяется соотношением выбранных положительных и негативных эмоций. Выбор такой позиции, как «усталость», на наш взгляд, не снижает положительной оценки, так как программы проводятся после школьных уроков.
Также, можно провести диагностику «Две ладошки». На основе рефлексивного метода Л.С. Кожуховской и И.В. Позняк.
Участникам досуговой программы предлагается отметить разные моменты мероприятия: на одной ладошке – положительные, на другой – отрицательные. Диагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе, в этом случае, одна группа пишет положительные моменты, другая — отрицательные.
Данный вид диагностики позволяет выявить общие тенденции и характерные особенности досуговой программы, понять, на что следует обратить внимание.
Для определения эмоционального состояния участников после мероприятия можно использовать методику А.Т. Семёновой «Объявление». Детям предлагают прочесть объявление, выбрать и оторвать одну из предложенных полосок с обозначением эмоции, которая соответствует на данный момент их настроению, либо выбрать пустую графу и вписать свой вариант.
Таким образом среди участников программы проводится своеобразное голосование. Чем больше выбрано положительных эмоций, тем больше наша уверенность в том, что программа ребятам понравилась.
Выбор таких позиций, как «заинтересованность», «азарт», «веселье», «удовольствие», «уверенность в себе» и «оптимизм» говорит о том, что на программе удалось создать благоприятную атмосферу как для эмоциональной разрядки, так и для познавательной деятельности.
Выбор таких позиций, как «безразличие», «раздражение», «сопротивление» говорит о том, что участники зажаты, атмосфера не располагает к отдыху и веселью, подача материала не интересна или, возможно, не соответствует интересам участников программы.
Диагностика досуговых мероприятий — очень важный и трудоемкий процесс, требующий больших усилий от организаторов. Тем не менее нельзя ставить под сомнение необходимость этой работы, так как именно сбор и анализ полученных данных может поднять досуговые мероприятия на новый уровень, приблизить их к интересам и потребностям участников, позволит проводить мероприятия в соответствии с новыми тенденциями, а значит, и сделать досуг учащихся более содержательным и интересным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.