Статья Диагностика склонности подростков и юношей к суицидальному поведению

  • doc
  • 12.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Диагностика склонности подростков и юношей к суицидальному поведению.doc

Диагностика склонности подростков и юношей

 к суицидальному поведению

 

Вся моя работа, как педагога – психолога школы,  направлена на преодоление  дезадаптации  учащихся на протяжении   всего  периода обучения. И мне, как педагогу – психологу, в своей повседневной практике приходится сталкиваться с разнообразными проявлениями и адаптивного, и социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противоправными действиями.  

Каковы причины такого поведения?

Что заставляет подростка, юношу вновь и вновь причинять вред себе и окружающим?  Как избежать этого?  И, наконец, что заставляет молодого человека, полного сил,  расставаться с собственной жизнью?

20 лет я копила  теоретический  материал, отмечала  соответствующие темы в книгах,  хранила  вырезки  из научных журналов  о  суицидальном поведении,  а  в  своей работе педагога – психолога в школе №4 города Ярцева  искала  пути  диагностики  и  коррекции этого негативного явления; и уже  2004 году  на основании 10-летнего опыта педагога - психолога мною  был составлен и защищен реферат, который  содержал  описание теоретических сведений о  реакции человеческого организма на стрессогенные воздействия, состояния,  эмоции и чувства суицидентов, характер  самосознания их личности.  Там же были описаны: практика  моей  работы  по выявлению дезадаптации учащихся разных возрастных групп,  обоснование  применения  различных диагностических  методик  в ходе данной работы, стратегия и тактика помощи  школьникам  с  определенными  типами реагирования  на жизненные  неприятности.

Когда-то,  в  далеком 1992 году,   читая  «Психологический журнал»,  я нашла утверждение,  что  психиатра – суицидолога  (не психолога!)  должно насторожить  одно только предположение,  что  у пациента «равнодушно – спокойное   отношение  к смерти  человека,  тем  более  к трагической  смерти». [1, с. 77].  В  то  время психиатры  подозревали, усматривали  уже только  в  этом патологию личности!  С тех пор многое изменилось в нашей жизни.  Данная тема  беззастенчиво  часто     звучит с экранов  наших  телевизоров,  и я могу уже не голословно,  а  на  основании многочисленных  диагностических опросов учащихся  -  респондентов  утверждать, что равнодушно – спокойное отношение  к  смерти человека  уже  не   является  чем-то    исключительным.

Позволю себе остановиться на некоторых теоретических сведениях.   С точки зрения суицидологов  суицидальное поведение не рассматривается как  однозначно патологическое.  В большинстве  случаев  это поведение  психически  нормального  человека.  В  то  же время распространена точка  зрения  на  суицид  как  на крайнюю точку  в ряду форм саморазрушительного поведения, данный тип отклоняющегося поведения выражает, как  указывает  Е.В. Змановская [2, с.11],          социально – психологический статус личности на оси  «социализация – дезадаптация – изоляция».

По мнению доктора психологических наук,  ведущего  научного  сотрудника ГНСПСС им. Сербского,  главного  научного  руководителя Института Прикладной Психологии, члена-корреспондента Международной Академии информатизации при ООН, научного  редактора «Московского психологического журнала» Собчик Людмилы Николаевны [3, с.24-59], существуют следующие типы реагирования  людей на жизненные неприятности:

-               пассивно-оборонительная позиция;

-               смешанный тип реагирования;

-               пассивно – созерцательная позиция;

-               пассивная, сочетающаяся с беспокойством;

-               эмоционально – устойчивый паттерн;

-               пассивная позиция в сочетании с зависимостью, мнительностью;

-               пассивно – протестная;

-               активно – оборонительная;

-               активно – зависимая;

-               агрессивно – зависимая;

-               агрессивно – оборонительная;

-               активно – пассивная;

-               созерцательная. 

Школьного психолога, педагогов в контексте работы по предупреждению  суицидальных намерений учащихся  должен волновать именно пассивный тип реагирования на неприятности как паттерн, не содержащий  конструктивных протестных реакций. Однако нужно  заметить,  что именно такие подростки и юноши «зачисляются»  педагогами как более «удобные» в  учебном процессе, на первый взгляд именно они всегда попадают в разряд терпеливых, воспитанных,  морально - устойчивых.  Именно такие подростки, юноши и девушки  должны быть занесены   психологом в группу суицидального риска.

За свою долголетнюю карьеру мне пришлось поработать и школьным педагогом – психологом в школе №4,  и психологом в социально – педагогическом центре «Благодар»,  и  в профессионально – техническом училище (в настоящее время – СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»).   Необходимо отметить, что  в последнем – особенно много  подростков и юношей, имеющих проблемы личностного развития; к тому же -   в настоящем учебном году в нем обучается 42 студента со  статусом сироты. Выявление дезадаптированных студентов  стало для меня делом первостепенной важности.

Годовым планом работы в техникуме, а также в школе, мною предусмотрены  пункты обязательного диагностического отслеживания адаптации учащихся  согласно возрастам и ступеням обучения, вплоть до формирования  характериологических особенностей в подростковом возрасте, изучения уровня самооценки и акцентуации характера как учащихся 10-11 классов, так и студентов техникума. Остановлюсь на обследованиях, проводимых начиная с возраста учащихся 7-х классов.

Для обследования подростков и юношей я применяю комплекс методик.  Первая  из них - методика диагностики межличностных отношений, которая представляет собой  модифицированный  вариант   интерперсональной  диагностики  Тимоти  Лири в адаптации Л.Н.Собчик.  Я считаю ее наиболее приемлемой, потому, что она  очень  проста в групповом обследовании и выявлении учащихся, обладающих тревожностью, мнительностью, малой самоценностью, комплексом вины, находящимся в состоянии отчаяния.  Работа по заполнению таблицы учащимися занимает около 20-25 минут,  количественная  обработка  может  быть  выполнена  самими учащимися тут же, непосредственно в классе, качественная обработка бланков класса численностью 25-30 учащихся  может быть выполнена  психологом  в течение 7-8 часов.  Но главное удобство работы с данной методикой – сразу же бросаются в глаза показатели октант, разница между реактивными и активными качествами оптанта, и, практически,  уже в момент  получения заполненного бланка   возможно предположить у отдельных учащихся  высокую  психоэмоциональную  напряженность.

Итак, нас будут, в первую очередь,  интересовать те учащиеся, у которых будет  преобладать  комплекс  повышенных показателей  следующих  шкал:  №4 (наличие эмоциональной дистанции с людьми, обидчивость, недоверчивость, опыт разочарований в людях); а также - показатели реактивных качеств, и, особенно -  преобладание  показателей по шкале №5 (мнительность, тревожность, самообвинение, самоуничижение), №6 (неуверенность в себе, зависимость от окружающих), №7 (компромиссное поведение, тонкая душевная организация). 

Следующая методика комплекса для уточнения склонности к потенциальной суицидности  – изучение самооценки по методу Дембо – Рубинштейна,  где оцениваемые  критерии по методике Т.Лири согласуются с возможно занижаемыми показателями таких личностных качеств, как авторитет у сверстников, уверенность в себе, оценка внешности, способности к обучению.

Мы хорошо помним, что причины дезадаптации – в проблемных отношениях подростков и юношей как со сверстниками, так со взрослыми, чувства одиночества, изоляции, отвергнутости.  Достоверные  результаты нарушения адаптационных возможностей, отсутствия благоприятного психологического климата для каждого респондента выявляет методика социо – и референтометрии. Я применяю ее в следующем варианте.   (Приложение).  Для каждого учащегося производится подсчет предпочтений, выраженных одноклассниками оптанта  по всем 7 пунктам, выявляются «лидеры», «принятые» и «отверженные». Необходимо также обратить внимание на «присутствие» (и «отсутствие») родителей в ответах на вопросы №№6 и 7.  

Кстати, с помощью  этой методики также возможно выявить эмоциональное предпочтение, деловое предпочтение, а если фамилии в первом и втором пункте будут  указаны  разные – в какой-то степени - манипулирование одноклассниками;   эмоциональное  отвержение каждого учащегося; а также деловые лидерские качества учащихся. Манипулирование будет более явно прослеживаться  в  том  случае, если   в 5 пункте будет уже третий вариант ответа, т.е. предпочтение отдается не по эмоциональным и дружеским мотивам, а  наиболее опытным в жизненном плане  одноклассникам.

Далее на основании результатов  следует групповая и индивидуальная коррекционная работа с  обучающимися, причем, в случае подозрения на отсутствие  личностных резервов оптанта, работа ведется в форме интервенции и заключается в  индивидуальных уточняющих обследованиях, беседах, срочной консультации родителям и преподавателям. В годовом плане работы с целью профилактики этого негативного явления предусматриваются выступления   на специальных обучающих семинарах, с родителями на классных и групповых собраниях проводятся беседы, направленные на необходимость уделять внимание дезадаптированным обучающимся.  

 Для студентов техникума  имеет смысл после групповой и индивидуальной работы по данной теме   уточнить  данные с помощью применения  методики  диагностики  склонности  к  отклоняющемуся поведению,  составленную  Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году.  Данная методика содержит 7 шкал:

1.            Шкала социальной желательности.

2.            Шкала склонности к преодолению норм и правил.

3.            Шкала склонности к аддиктивному поведению.

4.            Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушительному поведению.

5.            Шкала склонности к агрессии и насилию.

6.            Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

 7. Шкала склонности к деликвентному поведению.

Данная методика позволяет  выявить не только склонность к истинному суициду, но и суицидально обусловленному поведению, а качественный анализ -   склонность к риску, наличие импульсивного поведения.

Возможно, конечно, применить и методику ДАП  [4],  но работать с группами  и классами  подросткового возраста  интереснее именно с Вологодской методикой, так как она содержит интересные жизненные ситуации,  девиация  в вопросах представлена шире, есть возможность выявить сочетание, также  взаимовлияние   девиации и волевого контроля эмоциональных реакций, что немаловажно  при обследовании профпригодности  к  некоторым специальностям техникума.

 

Приложение.

Социо – и   референтометрия

(автор - Попова Татьяна Георгиевна)

 

Инструкция: Я сейчас буду предлагать Вам ситуации, а Вас попрошу отвечать фамилиями Ваших одноклассников. Так мы будем заполнять строчки, относящиеся к первым 5 ситуациям. На последующие две строки (№№6 и 7) я попрошу Вас отвечать не только фамилиями Ваших одноклассников, здесь Вы можете указать также и тех, кому вы очень доверяете, например, ближайших родственников, друзей во дворе. Фамилии этих людей здесь  не важны, обозначьте только их роли по отношению к Вам, например, брат, мама и т.д. Если всем всё понятно, приступаем.

 

И так: ситуации:

1. У тебя скоро день рождения. Мама просила пригласить только 2-3 друзей из Вашего класса. (На большее количество людей просто не приготовили  угощения).  Кого пригласишь? 6

2. Вашему классу предстоит выполнить достаточно трудную лабораторную работу. Преподаватель разрешила по желанию  объединиться в группы по 3-4 человека. Кого возьмешь в свою группу?

3. С кем ты ни за что не сядешь за одну парту?

4. Представь, что у одного из твоих родителей скоро юбилей. Тебе необходима помощь в выборе подарка. Кто сможет  помочь тебе?

5.  Вы все – и учащиеся Вашего класса, и все учителя, работающие с Вами, плывете на корабле. Вдруг – шторм, кораблекрушение, но все спасаются и приплывают на маленькие острова. Корабль за Вами приплывет только через месяц. С кем будешь  жить как Робинзон в течение целого месяца?

*      *     *     *     *      *      *      *

6. Представь себе, что с тобой случилась большая неприятность. Тебе было стыдно,  неловко за свой поступок. Кому об этом расскажешь?

7. Кто укажет тебе  на твои  недостатки, ты его выслушаешь и не обидишься?


Посмотрите также