Статья «Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования»
Оценка 4.6

Статья «Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования»

Оценка 4.6
doc
14.11.2024
Статья «Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования»
titul_stati_na_ns_portal.doc

 

 

Статья

«Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования»

 

 

 

Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования.

 

        С термином «информальное образование» я столкнулась впервые при ознакомлении с  классификацией непрерывного образования на КПК. Истоки концепции непрерывного образования можно найти у мыслителей древности, а современная версия принципов непрерывного образования прозвучала на конференции ЮНЕСКО в 1968 году. С середины 70-х годов идея непрерывного образования находит поддержку во многих странах, являясь доминирующим вектором образовательных реформ. В жизни нашей  страны она стала популярной чуть позже.

     Существует мнение, что данный тип образования наиболее эффективно изменяет установки и модели поведения людей в повседневной жизни. Особенно это касается информального образования.

     Если мы откроем страничку «Википедия», то прочитаем: информальное обучение это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения, то оно не структурировано и не ведет к официальной сертификации. Сам термин « информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей. Информальное обучение во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле, уже не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были, и он стремился усовершенствовать и обновлять их, не останавливаясь на достигнутом.

     Современные дети с самого раннего возраста пресыщены информацией. Конечно в основном это обильная информация бессистемная, часто сумбурная и непрофессиональная и далеко не всегда полезная. Роль педагога в области информирования учеников - эти существующие знания  систематизировать, «мусор» отсеять, непонятное объяснить, недостающее дополнить. Зачастую на занятиях происходит битва источников информации: что узнал ученик сам и что говорит педагог. Педагогу приходиться бороться за внимание своих учеников, за то, чтобы они захотели учиться у тебя. Вот и стоит вопрос остро о кругозоре педагога, о его личных умениях и знаниях во многих сферах жизни, о досуге педагога, о его интересах в жизни.

    Замечу с удовольствием, что в наши дни образ педагога все реже и реже  ассоциируется с тетенькой в скучном старомодном костюме и «гулькой» на макушке. Педагог современности это  все чаще и чаще активная современная личность, разносторонне развитая. И в немалой степени это зависит от активной позиции педагога именно в досуговой деятельности.

    Активный и многообразный досуг педагога расширяет его кругозор. Чем больше интересов у педагога в разных областях, тем интереснее у него на занятиях. Объясняя  материал, педагог невольно приводит примеры из своего опыта, пользуется своим багажом знаний. И примеры эти живые, доступные, понятные, так как пережиты самим, а не  взяты из книжек.

     Размышляя о досуге педагога, как источнике информального образования, приходят мысли об одной важнейшей задаче дополнительного образования  - это социализация детей.

     «Социализация связывает разные поколения, осуществляя передачу социального опыта и культурных ценностей от одного поколения к другому….

     Итак, социализация – это «процесс становления и развития личности, состоящий в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных и иных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе. Она включает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и поведения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества». (Википедия).

     Но для того чтобы научить детей этому, надо в своей жизни самому участвовать в этой социализации. И в этой области не помогут семинары, вебинары, курсы переподготовки.

«Ваше собственное поведение – самое главное в воспитании» А.С.Макаренко

«Не воспитывайте детей. Они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя» Английская пословица.

      Опираясь на опыт поколений человечества, можем подтвердить, что в вопросе социализации  важна, прежде всего, практическая деятельность, причем такая, которая на виду у всех, а у детей в первую очередь. Пришла весна - так выйди в свой двор и вскопай газон во дворе, посади хотя бы один кустик. Рядом с твоим домом незаконное строительство, найди единомышленников и постарайся пресечь чьи-то незаконные действия на твоей земле – выйди на митинг, сходи к депутату, напиши заявление, письмо, поучаствуй в судебном процессе. Выбери действия по силам, но сделай что-то для своего общества. Покажи детям, что ничего не меняется там, где ничего не делают, а только ропщут, критикуют, осуждают. В твоем подъезде курят – повесь объявление о незаконности этого досуга твоих соседей. А дети все видят, они видят твою жизнь и неосознанно повторяют твой образец твоей социализации и твоего патриотизма, о котором мы так часто просто пишем на бумаге в отчетах. Вспоминая свое детство, я вспоминаю старого дедушку, живущего в нашем подъезде на 1-м этаже. Дедушка посадил 15 кустов персидской сирени. Дедушки  уже нет в живых 40 лет, а сирень цветет, радует жильцов дома. Я вспоминаю своего отца, который всегда был за порядок в нашем подъезде, за порядок во дворе. Не зря его называли правдистом.

     Недавно в нашем доме творчества прошел конкурс на разработку памятника архитекторам. В условиях конкурса предусмотрено найти место для этого памятника. На мой взгляд, весьма важное условие, так как приближает детские фантазии к реальной жизни, показывает им, что они могут что-то менять в жизни своего города, своего района, своего двора. К сожалению,  мало педагогов воспользовалось воспитательной возможностью этого конкурса. Наш город – архитектурная жемчужина мирового значения, а памятник архитектору один в городе. К счастью, детские проекты вызвали большое одобрение среди архитекторов нашего города. Возможно, это  даст резонанс в культурной жизни нашего города. Отличная детская инициатива или, как говорится «Яйца курицу учат».  К сожалению, сейчас наш народ с восторгом собираем средства на   памятник «Чижику – пыжику» и  «Остапу Бендеру». Говорят, каковы ваши герои, таковы и вы.  Не хотелось бы, чтобы у нашего подрастающего поколения  были такие герои.

      В связи с этим, хочу высказать свои соображения, что Досуг педагога  должен быть продуктивный. Я за то, чтобы педагоги посещали Финляндию не только за покупками, а посмотрели, как наши соседи финны  любят свою землю – чистый лес, ухоженная земля. А после поездки на занятиях рассказали об этом прекрасном примере патриотизма детям и проанализировали, почему в Финляндии лес чистый, а в России лес похож на свалку. Дети очень любят хорошие примеры и остро чувствуют справедливость.

     Я за то, чтобы педагоги изучали свою родословную, иностранные языки, историю наших городов, ездили на автомобилях, общались с депутатами, следили за работой наших городских комитетов, читали Книгу жизни. Чтобы досуг педагога был не для отчета красивым, а для жизни полезным.

       Таким образом, педагог и сам социализуется, и подает отличный пример воспитанникам. Прекрасная досуговая деятельность для педагога. Имея такую досуг, педагог всегда будет в тонусе и у него всегда  будет о чем рассказать детям  для увлечения их полезной деятельностью для их собственного будущего.  А главное посеять в их сознание, что они многое могут изменить в жизни города, страны. Может меньше будет желания  и стремления у подростков  крутиться на голове, выписывать на сцене непотребные движения в танцах, хвастаться о поездках за границу и мечтать о «прекрасной» жизни за границей. А мы с удовольствием увидим жизнь своих воспитанников интересной и счастливой здесь, на своей земле. И никогда не будут они эмигрантами на чужой земле.

 

 

07.05.2019                                                                                                                                Педагог дополнительного образования

                                                                                  Цветкова В.В.

                                                                                  ДДТ «Союз»

 


Статья «Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования»

Статья «Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования»

И примеры эти живые, доступные, понятные, так как пережиты самим, а не взяты из книжек

И примеры эти живые, доступные, понятные, так как пережиты самим, а не взяты из книжек

Финляндии лес чистый, а в России лес похож на свалку

Финляндии лес чистый, а в России лес похож на свалку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2024