Духовно-нравственное воспитание как актуальная задача современного общества
С момента возникновения общества и до сегодняшнего дня всегда была актуальна проблема его духовно-нравственного состояния. Тысячелетиями народы шли к пониманию морали и нравственности, к отработке и принятию тех правил, норм, законов, которые давали бы каждому члену общества жить в мире и с достоинством. В образовательной политике российского государства в последние годы данная проблема занимает все более заметное место. Без укрепления духовных начал нашей
жизни, ее нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков.
Исследователи данной проблемы считают, что духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике в 90-е годы. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В связи с внедрением федеральных образовательных стандартов общество поставило перед образовательными учреждениями серьезнейшие задачи воспитания человека и ключевой особенностью стандартов является то, что они не ограничиваются системой предметных знаний, умений, навыков, а включают систему духовно-нравственных ценностей и ориентированы на личностное развитие обучающихся. Методологической основой стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно стандарту духовно-нравственное воспитание определяется как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность данной проблемы определило тему моей работы: «Духовно-нравственное воспитание как актуальная задача современного общества».
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Предмет исследования: традиционные ценности, лежащие в основе духовно-нравственного воспитания российского общества.
Цель исследования: выявление проблемы духовно-нравственной ситуации в обществе в условиях современного общества. Задачи исследования:
- рассмотрение сущности явления «духовно-нравственное воспитание»;
- выявление ценностей значимых для российского общества;
- анализ проблем духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества.
В российской культуре многие деятели рассматривали проблему духовности человека и общества. Особое внимание воспитанию нравственности и развитию духовности уделяли русские писатели: Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, религиозные деятели и философы: И. А. Ильин, В. С. Соловьев, педагоги: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, современные мыслители: Д. С. Лихачев, патриарх Алексий.
Понятие духовности можно трактовать по-разному: как веру в сверхъестественные силы, как высокий уровень культуры, как гуманистическую направленность человека. Толковый словарь русского языка определяет духовность как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными интересами». Духовность есть философская категория, поэтому смысловые нагрузки могут быть разными. Главное - это человеческая категория, поэтому в ее сути заложено то, что возвышает человека над другими живыми существами.
Осознание в себе духовной сущности, своей деятельности дает человеку свободу бесконечного развития и в то же время накладывает высочайшую ответственность за все происходящее в мире и видение грани, за которую он не имеет право переходить. Эту грань определяет нравственность. Духовность - это то, что внутри человека, а нравственность - регулятор поведения и проявитель духовности. Психологи определяют духовность как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Для того чтобы ребенок в процессе обучения усвоил духовные ценности, достиг определенной зрелости, необходимо приложить достаточно много сил.
Каждое поколение, каждый народ, все человечество имеют ценности. Одни менялись, некоторые утрачивали свое значение, появлялись новые. Но есть те, которые прошли через века и являются или должны быть незыблемыми. Ценности внедряются в сознание и воспитываются, как правило, через идеи, которые культивируются отдельной группой людей или всем обществом. Чем значимее ценность для народа в какой-то исторический момент, тем сильнее культивировалась она в обществе.
Поговорим о некоторых ценностях, значимых для нашего общества. 90-е годы в нашей стране - это период крушения старых ценностей и появления «новых». Проведенный нами анализ литературы показал, что одной из главных ценностей нашего народа всегда была ценность Родины, Отечества. Как правило, эта ценность культивируется государством. Если сделаем экскурсию в историю, то увидим, что Киевское государство выросло и стало сильным на основе идеи «святая Русь». Идея родилась в религиозных рамках, культивировалась церковью и сыграла положительную роль в рождении великого государства, народа, создавшего высочайшие культурные образцы. Древнюю Русь называли страной Гардарикой (от множества красивейших городов). Иностранцы любили бывать на Руси, потому что народ был гостеприимным, щедрым, добрым. Правители разных стран почитали за честь породниться с киевскими великими князьями. Как только была утрачена ценность святости родины и на первое место вышла ценность власти, так началась трагедия самоуничтожения народа, а затем, ослабленный, он уже не мог отстоять независимость. В Петровскую эпоху вернулась ценность родины, и снова мы видим взлет и могущество нашего государства. В советский период, несмотря на то, что много внимания уделялось идее интернационализма, но любовь к родине в советском обществе воспитывалась, иначе бы народ не выстоял в Великой Отечественной войне. Идеологический вакуум в последние двадцать лет стал одной из причин снижения духовности, утраты ценности родины. «Духовное сокровище, именуемое родиной, не исчерпывается душевными состояниями людей; и все же оно, прежде всего, живет в них, в душах, и там должно быть найдено», - говорил русский философ Иван Ильин.
Рассмотрим другие ценности в иерархии отечество-семья. Что мы видим?
Во все времена был конфликт поколений, но ценность семьи оставалась одной из главных в России. В войну детских домов было значительно меньше, а сирот больше. Ребёнка брали люди, которые его знали и несли ответственность за его воспитание. В обществе не культивировалась идея материального обогащения. Сегодня большая часть детей - социальные сироты. Почему ребенок хочет жить в семье? Пока он не обременён заботами о благе земном, ему нужна доброта, ласка, понимание. Все меньше сегодня семей, где гармонично выстроены отношения, все больше родители пытаются создать материальное благополучие, забывая, что ребенку не это только нужно. Неумение выстроить отношения в семье: любить, прощать и просто по-человечески относиться друг к другу, - порождает проблемы взаимоотношений с ребенком. Циничные отношения в семье – это подводные рифы, которые таят в себе бездушие, агрессивность. Семья должна быть «островом надежды и спасения», иначе этот многоликий, порой жестокий мир может раздавить. «Обязанность родителей состоит в том, чтобы заботиться о физическом и нравственном благе детей…» …... Разрыв связей поколения страшен, даже не для старшего поколения, а для более молодого, т.к. способствует утрате ценности «родители» и механизмов воспроизведения этой ценности.
Еще одной традиционной ценностью нашего общества была школа. Путь общества к гуманизму всегда пролегал через социальный институт-школу. Великие мыслители все были Учителями. Сегодня ценность образования размыта. Бесконечные реформы привели к потере значимости образования, образование из бесплатной привилегии является сегодня объектом купли –продажи. Возникает вопрос: образование у нас ценность или рынок купли-продажи? Если рынок, то он никогда не будет культивировать духовные идеи. Удручающим фактом является значительное снижение качества образования. Еще не так давно Россия считалась одной из самых читающих стран. Теперь, по данным социологических опросов, мы читаем в 4-5 раз меньше, чем в социальных государствах Европы. По словам К. Ушинского, настоящего учителя роднит с учениками «особая теплота и задушевность отношений», основой которой есть качества личности педагога: честность, открытость, вера, любовь к детям, красота души. Если обобщить сказанное, то родителю некогда заниматься ребенком, у учителя нет времени на ребенка. Тогда чего мы ждем от ребенка, что он вырастет добрым и отзывчивым, целеустремленным и деятельным?
В формировании духовно-нравственных ценностей важна еще и преемственность: отечество - семья - школа – общество - государство. Закладываются духовные ценности в семье, на этапе раннего детства, затем усиливается влияние общества и школы, но семья может оказывать влияние на процесс воспитания на протяжении всей жизни человека. Государство воспитывает опосредованно, через все перечисленные социальные институты и другие структуры. Очень важно, чтобы ценности всех социальных институтов были если не одни и те же, то хотя бы не противоречили друг другу. Когда нет единства и согласия в понимании базовых ценностей в воспитании, то они, как правило, либо отрицаются, либо деформируются. Развивать духовность очень сложно. Процесс противоречивый, часто непредсказуемый. Но если обществу удаётся развить в ребенке нравственные, духовные ценности, то и утратить их фактически невозможно.
Рассматривая примеры духовно-нравственного воспитания в сфере образования, нельзя не сказать об изменениях в государственной политике. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначила позицию государства в вопросе возрождения духовности и определила национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. Документ усиливает прежнее содержание воспитательной работы в школе и вселяет надежду в единство помыслов и мер по духовно-нравственному воспитанию ребенка в современном российском обществе. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в исторических, культурных и семейных традициях народа России, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях
Развитие духовности и воспитание нравственности - трудный и противоречивый процесс, требующий постоянного напряжения сил семьи, школы, общества и государства. Развивать духовность и нравственность сложно, но без духовности и нравственного поведения ребенка у общества и народа нет будущего.
Духовно-нравственное воспитание содействует процессу развития в ребёнке нравственных качеств: совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, милосердия, способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний.
Проведенная работа помогает понять и осознать важность такой проблемы, как духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.
Исследователи проблемы духовно-нравственного воспитания считают, что решение этих и многих других проблем только государственными средствами невозможно. Необходима солидарность и консолидация значительных интеллектуальных ресурсов, прогрессивного, здравомыслящего населения для преодоления складывающихся негативных тенденций. Сегодня, когда требуется объединение и концентрация усилий на решение острых социальных, нравственных проблем, важна активная позиция самого гражданского общества, нужна мобилизация творческой энергии людей.
В январе 2020 года исполнилось 155 лет со дня рождения А. П. Чехова. Личность Чехова, его жизнь и творчество покоряют читателей, влияют на формирование духовного облика молодого поколения. И эту возможность учитель должен использовать при знакомстве с писателем и его творчеством. Чехов, перенёсший нелёгкое детство, тяготы ранней трудовой жизни, выросший и ставший художником в годы «безвременья», Чехов, поражённый безжалостной болезнью, предчувствовавший скорую смерть, встаёт перед нами и в жизни, и в творчестве как человек удивительно гармоничный, наделённый несокрушимым нравственным здоровьем, благородной сдержанностью, прозорливой чуткостью ко всему прекрасному в жизни и бесстрашной ненависти к подлости, к пошлости и к фальши.
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет…»
В детстве Чехов возненавидел насилие над человеком. В юности сумел укротить себя, избавившись от того, что считал пороками. К тридцати годам он точно знал опасность невольного, а потому и особенно страшного отторжения от народа. Если талант его поразительно мужал, то теперь мотором таланта были уже не только природные данные, но и поразительно развитое чувство долга, свободная, до конца освобождённая совесть. Он уже и был весь сгустком совести – талантливой совести, совестливого таланта. Вот такой человек отправился в Сибирь и на Сахалин 19 апреля 1890 года. Зная, сколь опасен путь, Антон Павлович попрощался с близкими и написал завещание «в случае утонутия». И действительно: тонул, перевёртывался с повозкой, замерзал, но добрался.
С Сахалина Антон Павлович привёз около 10 тысяч карточек-анкет и туберкулёз, который и сведёт его в могилу, - такую цену заплатил он за свою свободу и за свою книгу («Остров Сахалин»).
Антон Павлович ещё был на Сахалине, когда уже начали выходить его сибирские заметки. В одной из них было сказано:
«На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовётся песнью… На Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась. Так, по крайней мере, думал я, стоя на берегу широкого Енисея… Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»…
Итогом знакомства с жизнью и личностью писателя может быть небольшое сочинение на свободную тему: «Разреши мне, Родина, быть твоим созидателем» или «Прошлое и настоящее моего города».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.