Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания в системе противодействия коррупции"
Оценка 4.8

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания в системе противодействия коррупции"

Оценка 4.8
doc
07.05.2020
Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания в системе противодействия коррупции"
Противодействие коррупции.doc

Алексина Е.Ю.,

учитель истории и обществознания

МБОУ гимназии № 2 города Георгиевска

 

 Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания в системе противодействия коррупции

 

Одна из наиболее острых проблем, которые существуют в обществе, в нашей стране, – проблема противодействия коррупции.  

По распоряжению Президента Российской Федерации В. В. Путина в ноябре 2003 года был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией.  Был разработан ряд законодательных актов по противодействию коррупции, в том числе и Федеральный закон «О противодействии коррупции», принятый в декабре 2008 года. 11 апреля 2014 года В.В. Путин издал указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 -2015 годы».

Между тем, масштабы коррупции в России, несмотря на начавшуюся кампанию, остаются высокими. В основе причин живучести коррупции является не только желание чиновников обогатиться за счет государства, недостаточно эффективная правовая основа государства,  но и психологический фактор, так как коррупция не только историческое явление, но и социопсихологический феномен.

Одной из важнейших задач, которые необходимо решить в ходе реализации «Национального плана противодействия коррупции» является активизация антикоррупционного просвещения граждан. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос ее национальной безопасности.

Именно поэтому в  современных условиях одним из главных направлений деятельности учителя истории и обществознания является формирование у учащихся нравственных основ противостояния коррупции, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.    

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач:

·                   дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях   проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;

·                   сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

·                   стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

·                   формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;

·                   продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

·                   сформировать основы правовой грамотности.

Эффективно решать поставленные задачи позволяют уроки истории, обществознания и права.  Учителя истории города Георгиевска ведут целенаправленную работу в данном направлении. Уже накоплен определённый опыт. В своей практике мы используем активные и интерактивные методы преподавания: дискуссии, работу в группах, игровые технологии, кейс-технологии, метод проектов и многое другое.

Например, в 10-11 классах я предлагаю старшеклассникам такие темы для обсуждения:

1. Коррупция – явление международное или только российское?

2. Существовала ли коррупция в древней и средневековой Руси?

3. Современная Россия без коррупции: миф или реальность? и др.

После выбора темы ребята работают в группах: изучают исторические источники, дополнительную литературу. Затем в ходе дискуссии они аргументировано доказывают свою точку зрения. Подавляющее большинство участников дискуссии дают негативные оценки коррупции и предлагают свои варианты борьбы с этим явлением.

Очень интересной и эффективной формой работы являются уроки-практикумы, на которых учащиеся работают с документами.  Например, в 10 классе на уроках истории ребята сравнивают Судебники  Ивана III и Ивана IV, в которых вводилось запрещение брать взятки (посулы) и устанавливались строгие наказания для нарушителей. На примере Соляного бунта 1648 г. я показываю, к каким последствиям может привести разгул коррупции, и предлагаю на основе Соборного уложения 1649 г. определить методы борьбы государства с этим явлением. Очень интересными источниками являются указы Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное»,    Екатерины II «Об держании судей и чиновников от лихоимства» и другие законодательные акты XVIII XX веков.

В рамках городского методического объединения мы создали творческую группу учителей, которые готовят подборку исторических документов для изучения тем, связанных с проявлением коррупции и борьбой с этим явлением.  В результате этой работы будет издан сборник, в котором будут представлены документы с IX по XX век с рекомендациями изучения на определённых уроках в 6-11 классах.

 В своей практике мы  применяем и игровые технологии, моделирующие коррупционные ситуации, которые дают ребятам возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему.  Очень интересно в 10 классе прошёл «Суд над коррупцией», а в 11 классе - «Заседание Государственной Думы», на котором обсуждалось принятие закона «О борьбе с коррупцией».

Основная воспитательная работа с учащимися 5-7 классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности.  Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. Так, деловые игры «Создание президентской команды», «Городская застройка»,  которые мы проводим с семиклассниками,  позволяют формировать указанные выше качества.

Интересной формой работы является анализ литературных произведений, поднимающих проблему коррупции: «Повесть о Шемякином суде», басни И.А. Крылова, «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и др.

Продуктивно также использование кейс-технологии.   Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы  учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.   Способствуют антикоррупционному воспитанию и беседы с работниками правоохранительных органов, государственными служащими. Мною запланирован цикл уроков и классных часов с участием работников прокуратуры и правоохранительных органов. Подобная работа проводится и в других школах города Георгиевска.

По инициативе ООН для пропаганды знаний о коррупции был учрежден «Международный день борьбы с коррупцией», который ежегодно отмечается 9 декабря. Поэтому со старшеклассниками мы проводим внеклассные мероприятия (выпуск газет, конкурс презентаций, классные часы, лекторий для учащихся 8-9 классов), посвящённые этой дате. Вот темы некоторых классных часов:

1.     Коррупция как противоправное действие.

2.     Как решить проблему коррупции.

3.     Откуда берется коррупция.

4.     Закон и необходимость его соблюдения.

5.     Жить по совести и чести и др.

Системную работу в данном направлении мы только начинаем, предстоит сделать ещё очень много. Необходимы усилия всех участников образовательного процесса, чтобы сформировать у учащихся четкие  представления о «добре и зле», «чести и бесчестии», «справедливости и несправедливости».  Именно на основе прочно усвоенных моральных ценностей складывается негативное отношение к такому антисоциальному явлению, как коррупция.

 Коррупция, как и преступная деятельность вообще, — это вопрос выбора. Мы, учителя истории и обществознания  формируем будущих творцов человеческого социума. Какими будут эти творцы, сумеют ли они бороться с негативными явлениями и созидать, или останутся безвольными наблюдателями, во многом зависит от их умения видеть проблемы современной им действительности, видеть подходы к ним и способы их разрешения. А научиться этому возможно на богатом историческом материале, сравнивая, проводя исторические параллели.

 Полезность исторического знания заключается именно в способности увидеть будущие проблемы России через призму закономерностей её прошлого, что означает резкое повышение роли учителя истории в деле воспитания гражданственности, патриотизма, духовности, в решении проблем целеполагания, самопознания, самоидентификации.

На данном этапе нам, учителям-практикам, не хватаем методической литературы по теме аникторрупционного воспитания. Требуется серьезная научная, исследовательская, методическая  работа в данном направлении.  Считаем целесообразным издание подобной  литературы хотя бы на уровне Ставропольского края.

 

 

 

 


Алексина Е.Ю., учитель истории и обществознания

Алексина Е.Ю., учитель истории и обществознания

Эффективно решать поставленные задачи позволяют уроки истории, обществознания и права

Эффективно решать поставленные задачи позволяют уроки истории, обществознания и права

Так, деловые игры «Создание президентской команды», «Городская застройка», которые мы проводим с семиклассниками, позволяют формировать указанные выше качества

Так, деловые игры «Создание президентской команды», «Городская застройка», которые мы проводим с семиклассниками, позволяют формировать указанные выше качества

На данном этапе нам, учителям-практикам, не хватаем методической литературы по теме аникторрупционного воспитания

На данном этапе нам, учителям-практикам, не хватаем методической литературы по теме аникторрупционного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020