ЕДИНСТВО УЧЕБНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
СОСТАВЛЯЮЩИХ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА
Моя система работы формировалась в течение 15 лет . За это время как учитель русского языка и литературы успела сделать 4 выпуска 11-х классов и убедилась в том, что иду по правильному пути в деле обучения и воспитания молодёжи. В основу моей педагогической деятельности изначально легли труды великих педагогов разных времён- Я. Коменского, Н.К.Крупской, В.Сухомлинского, Ш.Амонашвили, Е.Ильина, которые были новаторами в нашей профессии в своё время. Взяв из их трудов максимально подходящее для нашего времени и добавив принципиально новые методы обучения и воспитания детей, я получила свою систему работы. Она базируется на здоровьесберегающей, активной познавательной, творчески формирующей технологиях.
Считаю, что в нашу сложную эпоху перестройки общественных, экономических и иных отношений учитель каждодневно обязан работать на ученика, который должен войти в мир взрослых готовым к борьбе за своё удачное будущее, уверенным в себе и своих способностях. И это один из моих лозунгов – «Всё для ученика!»
7 лет подряд я являюсь председателем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы и вижу , как трудно моим коллегам входить в современный мир преподавания с его компьютерными технологиями, тестовой системой оценки успеваемости учащихся и т.п. Как руководитель ШМО я пытаюсь разработать такой план работы на год, чтобы максимально раскрылся творческий потенциал учителей и их воспитанников. Стало традицией каждый год проводить в рамках гимназии школьные конкурсы чтецов («Любимые стихи», «И скажет поэт о поэте...»- октябрь- ноябрь, «Проза жизни»-февраль каждого года) . Коллеги благодарны мне за организацию таких мероприятий, где наши питомцы выступают с максимальной самоотдачей, читая прозаические и поэтические произведения наизусть, демонстрируя при этом отменные актёрские и декламаторские качества. С каждым из своих участников конкурсов лично работаю, расставляя логические акценты, отрабатывая паузирование, формируя актёрский талант. В приложении к статье можно увидеть список победителей-чтецов (моих учеников) последних лет.
В разное время я вела различные кружки. Их выбор зависит от востребованности в детской среде, от требований эпохи, от моих личных увлечений. Так, особенно удачными были проекты: «Пятёрочка» - выпуск школьной газеты и работа кружка юного журналиста ( юные журналисты Ежова Маша, Потапова Анна, Геллерт Ярослав, Коваленко Дима); театральный кружок (представивший в разные годы- спектакль по мифам Древней Греции на районном фестивале школьных театральных коллективов- грамота исполнительнице главной роли; инсценировку рассказа Драгунского «...Бы»- грамота Ореховой Валерии с фестиваля театральных коллективов следующего года; постановку сцен из «Ромео и Джульетты»У. Шекспира на школьной сцене ).
Считаю, что урочная и внеурочная деятельность учителя- филолога одинаково важны и в последнюю должно быть вовлечено как можно больше талантливых учащихся.
Работа с одарёнными детьми- один из основополагающих моментов моей профессиональной деятельности.На уроке таким детям может стать скучно, если не дать им индивидуальное развивающее или творческое задание, а вне урока они раскрываются с максимальной полнотой – на занятиях кружка, секции, на индивидуальных занятиях с педагогом по подготовке к конкурсу «Русский медвежонок», районной или городской олимпиаде по русскому языку ,областному литературно- краеведческому празднику( Михалёв Денис- Диплом 1 степени в секции «Юные поэты») и т.д. Особенно отрадно сознавать , что мой труд педагога не проходит даром: выпускница Могуева Анна учится на театральном факультете при Саратовской консерватории, Виноградова Вероника, учась в СГУ, гастролирует по стране со своим театральным коллективом, а начало её актёрской деятельности было в школе. На филологическом факультете СГУ учатся Земцова Наталья, Синягина Татьяна, Панфилова Юлия, Савинцева Катя, Михалёв Денис, Хохлова Катя, Ледяева Ксения (2004 года выпуска),Ефремычева Лариса, Кузякина Ирина (2006 г.выпуска). Многие из них выбрали путь журналиста.
Для развития познавательной активности учащихся я делаю много на уроках, но этого недостаточно, поэтому каждый год предлагаю своим ученикам участвовать в школьном конкурсе лингвистических и литературоведческих газет. Это сподвигает их ещё раз обратиться к словарям, монографиям, энциклопедиям, изучить разные языковедческие темы, творчество русских писателей. Так, в прошлом учебном году мой 7а класс занял 1 место в школе с газетой «Лексика:синонимы, антонимы, архаизмы», 9в- 2 место с газетой «А.С.Грибоедов», 9а- 1 место с газетой «А.С.Пушкин», в этом учебном году- 8а(1 место, газета «Л.Н.Толстой»), 10а(1 место, газета «Лицейская пора. А.С.Пушкин»),6б (2 место, газета «М.Ю.Лермонтов»).
Начав описание системы своей работы с внеклассной деятельности, я ничего не перепутала. Внеурочная система работы –это всегда продолжение и венец работы урочной. На практике я использую разные типы уроков. В зависимости от образовательной цели- уроки усвоения новых знаний, уроки усвоения и применения навыков и умений, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, комбинированные уроки. В зависимости от основного способа их проведения использую уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-экскурсии( например, заочная экскурсия в Царскосельский лицей- по фотографиям и книге И. Пущина «Записки о Пушкине»), киноуроки( походы в кинотеатр «Победа»-просмотр к/ф «Война и мир» с 10-классниками, в Пушкинской библиотеке- просмотр к/ф по «Маленьким трагедиям» А.С.Пушкина и др.), уроки самостоятельной работы учащихся в классе( анализ художественного текста) и другие.
Предпочитаю использовать на уроках различные формы работы:
-общеклассную,
-групповую (к примеру, на уроке по изучению пушкинского «Дубровского»- одни группы детей рассматривают отдельно усадьбы Троекурова и Дубровского, другие собирают информацию в тексте об окрестностях этих усадеб и русском дворянском гнезде того времени вообще, это позволяет восполнить пробелы в знаниях учащихся о времени 19 века и поднять их общий интеллектуальный уровень),
-индивидуальную (причём, часто задаю на дом индивидуальные задания- сообщения, исследования, анализ отрывков произведений, конспект критической статьи, презентации о творчестве того или иного автора),
-парную (особенно на уроках русского языка: взаимопроверка письменных работ, работа по обмену карточками...),
-фронтальную,
-дифференцированную.
При проверке уровня знаний и для формирования творческой и познавательной активности учащихся использую следующие виды
самостоятельных работ: обобщающие и проверочные. Среди них работы репродуктивного, тренировочного, обзорного, творческого, подготовительного, поискового характера. В последние 4-5 лет активно использую тестовую систему оценки знаний на уроках русского языка и литературы (См. в приложении).Это помогает готовить учеников среднего и старшего звена к сдаче экзаменов по русскому языку в новой форме аттестации( 9 класс) и в форме ЕГЭ( 11 класс). Результаты такой работы приносят свои плоды(см.приложение- уровень качества знаний выпускников 9 и 11 классов). Разработкой тестов я занимаюсь сама, обращаюсь при этом к сборникам Текучевой И.В., Нат.Ткаченко, Сениной, С.Ю. Ивановой - по русскому языку, книгам Т.Г.Кучиной, А.В.Леденева сборникам И.М.Михайлова- по литературе.
В своей работе стараюсь оптимально сочетать различные формы и методы обучения. Важнейшими принципами обучения считаю
-принцип научности,
-доступности излагаемого материала,
-принцип наглядности ,
-связи с жизнью,
- направленности обучения на комплексное решение задач.
Наглядный метод обучения применяю в 5-11 классах, так как думаю, что на уроке у ребёнка должны быть включены все органы чувств, в том числе- зрение, слух, осязание. Кроме таких средств обучения , как альбомы репродукций картин, выставки книг, портреты писателей, лингвистические и литературоведческие словари, учебники, ТСО, фильмы, магнитофонные записи( в том числе музыкальное сопровождение уроков), компьютерные презентации, тетради, тексты художественных произведений, использую необычные средства наглядности:
-костюмы разных эпох на детях-актёрах во время урока( Рушинова Лиза в роли богини Афины(6б), Коваленко Дима с демонстрацией костюма богини Деметры, Орехова Лера в образе Катерины из пьесы А.Островского «Гроза»),
-элементы костюма для инсценировки басен И.А.Крылова( см.фото в приложении),
-рисунки на доске в моём исполнении( например, рисую кивер, бивак- при изучении героической баллады М.Лермонтова «Бородино» ,иллюстрируя строки : «кто кивер чистил , весь избитый», «но тих был наш бивак открытый », а на дом даю задания найти изображения панорамы Бородино, рисунки с изображениями гусар, уланов,драгунов),таким образом я пробуждаю интерес к исторической эпохе, которой касается изучаемое произведение,
- приношу детям клюкву или бруснику , когда с ними связано повествование («Кладовая солнца», «Васюткино озеро»), заставляя ребят как бы перенестись в места, описываемые М.Пришвиным, К.Г Паустовским,
-демонстрирую работы прикладного свойства прошлых лет и призываю выполнить такие же по образцу( например, после изучения драмы Т.Габбе «Город мастеров» 5-классники делают свиток «Законы Города мастеров». Они состаривают обычную альбомную бумагу с помощью чайной заварки, обжигают с родителями края листа-заготовки , пишут готическим шрифтом список законов Города мастеров, обвязывают свёрнутый свиток лентой, крепят к нему печать. Ребята получают истинное удовольствие от такой творческой работы, а я удовлетворена результатом их совместного труда с родителями и тем, что они умеют по прочтении пьесы собрать воедино и сформулировать законы, по которым в идеале должен жить любой город, в котором жители уважают права друг друга).
Очень эффективной на уроках в 5-8 классах считаю такую форму работы, как игра. В нашей педагогической деятельности ,к сожалению, игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Классики русской педагогики К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности.
В.Ф.Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, «создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться». Учебная игра активизирует учебный процесс.Она состоит из цели, средств, процесса и результата, как и любая учебная деятельность. «Творческая атмосфера , свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги...облегчают межличностное общение». С этими словами учителя Полянской Н.Я. из школы №3 гор.Якутска невозможно не согласиться. Исследования психолога Славиной Л.С. показали, что в процессе игры даже самый пассивный ребёнок способен выполнить большой объём работы.
На мой взгляд, игра формирует устойчивый интерес к предмету. Это интереснейший вид работы на уроке, который требует от учителя глубоких научных и психологических знаний, а у ребят вырабатывает находчивость, изобретательность,инициативность.Кроме того, игра всегда с лёгкостью вводит ученика в мир науки.
Для каждого урока я подбираю метод обучения: словесный, наглядный, поисковый, проблемный, практический, стимулирующий, репродуктивный (доклады, сообщения, защита рефератов), индуктивный(от частного к общему), дедуктивный( от общего к частному), методы контроля и самоконтроля , самостоятельные работы и др.
Своей находкой считаю уроки музыкальных ассоциаций, на которых предлагаю учащимся 8-9 классов послушать музыкальные произведения Бетховена , Баха,Чайковского и др. («Времена года», «Лунная соната»...) , а затем написать свободное сочинение-ассоциацию, где нужно словесно выразить явившиеся им во время прослушивания образы, картины.
Такая форма работы способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, учит их писать эссе, выражать свои мысли после испытанных эмоций.
Некоторые учителя предпочитают работать в каких-то определённых параллелях ( в 5-ых, 8-ых или 10-11-х классах). Мне же приятно работать с детьми любого возраста. Методы и формы обучения я подбираю соответственно средней или старшей ступени обучения.
Так, 8-11 –классников я обучаю основам научного исследования, написанию рефератов, правилам выступления на школьных, городских, региональных научно-практических конференциях. Как председательШМО филологов гимназии участвую в организации и проведении школьной НПК «Нам жить в 21 веке», вместе с коллегами как член жюри оцениваю работы историко-филологического плана. О результатах научно-исследовательской деятельности моих воспитанников можно прочитать в приложении к статье.
Однажды я была членом жюри в секции «Русский язык и литература» на городской НПК в гимназии №7. Повышая свой научно-методический уровень, постоянно посещаю городские и региональные НПК для школьников, в которых участвуют мои ученики. А 7 декабря 2007 года и сама участвовала в Областной научно-методической конференции «Обучение русскому языку: формы, методы, инновации», посвящённой Году русского языка и организованной Сар ИПК и ПРО, с докладом «Элективные курсы в профильном обучении русскому языку. Презентация авторского курса «Учимся писать эссе» в секции «Применение инновационных технологий в процессе обучения русскому языку» .
Повышая свой профессиональный уровень и подчиняясь новым требованиям в подготовке учащихся предпрофильных и профильных классов по русскому языку, уже 2-ой год подряд участвую в реализации предпрофильных и профильных элективных курсов( в 9, 10-х классах гимназии №4).Это тоже стало частью моей системы работы. В прошлом году реализовывала элективные курсы «Твой выбор», «Жанры школьных сочинений», «Выразительные средства синтаксиса» в 9-х классах. В текущем году успешно реализую свой авторский курс «Учимся писать эссе» в 10 гуманитарном классе и курс «Необычные истории обычных слов» в группе 9-классников.
Неоценимый опыт приобретён мною при работе в роли председателя экзаменационной комиссии на экзамене по русскому языку в 9-х классах с.ш. № 40 Заводского района гор. Саратова, а также при ежегодной работе в роли эксперта по проверке экзаменационных работ на ЕГЭ по русскому языку (11 класс) и работ 9-классников в рамках проведения новой формы аттестации по тому же предмету.
Мною и методическим объединением школы выбраны и осваиваются следующие общеобразовательные программы:
- программа под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта по русскому языку (для 5-9 классов),
- программа под редакцией А.Г.Кутузова по литературе (5-11 классы),
- программа под редакцией Н.Г.Гольцовой, Шамшина по русскому языку для 10-11 классов.
Последняя используется мною впервые, проходит апробацию. Все программы утверждены Министерством образования и науки РФ. Их не назовёшь лёгкими, но опыт показал, что они как нельзя лучше готовят выпускников к экзаменационным испытаниям.
Систему моей работы невозможно представить без её важной составляющей-
воспитательной работы. Всегда приходится совмещать учительскую, методическую деятельность с деятельностью классного воспитателя. И здесь я продолжаю трудиться в рамках своей системы работы. Основой принцип моих воспитанников( а с ними я 4-ый год) – участвовать во всех внеклассных делах, где можешь показать оригинальность мышления, коллективный дух, знания, воспитанность, стремления. Нам интересны дела разной направленности- воспитывающие патриотизм, духовность , нравственность,любовь к труду и учению . В результате совместной деятельности «классный воспитатель- ученики- родители- учительский коллектив» мы добились победы на конкурсе «Лучший класс года» в 2006 году(3 место в Волжском районе).
Основные формы моей кураторской работы:
- классные часы( организационные, по итогам четвертей, тематические)-классный час-беседа, классный час- игра,
- брейн-ринги ( с привлечением родителей в жюри),
- литературно-музыкальные композиции,
- проведение праздников, вечеров,
- подготовка и проведение школьных конкурсов праздничных газет, школьных конкурсов –соревнований к 23 Февраля и 8 Марта, школьных конкурсов солдатской песни, олимпиад,
- создание характеристик на школьный конкурс «Ученик года»,
- посещение театров, музеев, выставок, лекций, библиотек, кинотеатров, спортивных мероприятий,
- курирование детей, участвующих в областных и городских конкурсах фотографий, рисунков, плакатов,школьных концертах, в работе Музея боевой славы,
- проведение родительских собраний и лекториев,
- выступления на педсоветах( см.приложение),
- повышение квалификации (курсы для классных воспитателей при СарИПКиПРО).
При подготовке статьи использована литература:
1.Подборка номеров научно-практического журнала «Завуч»
2.Галкина Т.И.,Сухенко Н.В. Организация и содержание методической работы в современной школе.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
3.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека-М.:Педагогика, 1990.
4.Белинский В.Г.,Герцен А.И.,Чернышевский Н.Г.,Добролюбов Н.А.: Педагогическое наследие-М.:Педагогика, 1988.
5.Ильин Е.Н. Герой нашего урока-М.:Педагогика,1991.
6.Амонашвили Ш.А. Единство цели- М.Просвещение, 1989.
7.Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству-М.:Просвещение, 1989.
8.Иванова С.Ю. Подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку-2006.-М.:Владос, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.