Статья "Эффективность современных образовательных технологий как основа качества организации обучения детей с нарушениями слуха"
Оценка 4.9

Статья "Эффективность современных образовательных технологий как основа качества организации обучения детей с нарушениями слуха"

Оценка 4.9
docx
21.10.2021
Статья "Эффективность современных образовательных технологий как основа качества организации обучения детей с нарушениями слуха"
СТАТЬЯ МОИСЕЕВА ЭФФЕКТИВНОСТЬ.docx

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

Моисеева Раиса Ивановна,

Томская область, город Томск, Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»,

учитель, e-mail:rimoiseeva@list.ru

 

Аннотация: В статье описывается опыт по использованию коррекционных, а также современных образовательных технологийв процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Дана краткая характеристика каждой технологии, представлены положительные аспекты и формыпедагогического опыта.

Ключевые слова:технологии, нарушения слуха, педагогический опыт, глухие дети, развитие речи, слабослышащие.

 

За последние десятилетия в обществе произошёл кардинальный сдвиг в
представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний,умений и навыков», как основных итогах образования – к пониманию обучения
как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни. В отличие от общеобразовательных школ, где ведущим компонентом образовательного процесса является обучение, ведущим компонентом в образовательном процессе школы-интерната является коррекционная работа с личностью ребёнка.
Современная российская сурдопедагогика видит свою задачу в создании благоприятной педагогической среды для развития каждого ребёнка с недостатками слуха[1].

При поступлении в первый класс, у детей, имеющих нарушения в работе слухового анализатора, наблюдается средний и ниже среднего уровень речевого развития, характерно недоразвитие всех компонентов речи, значительное снижение памяти, внимания, часто –проблемы в поведении.Кроме основного дефекта (нарушение слуха), вторично страдает речевое развитие, имеются нарушения осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Систематическая учебная нагрузка и школьные волнения не способствуют улучшению здоровья глухого и слабослышащего школьника. Новое содержание образования требует применения широкого спектра современных технологий, где центральное место отводится сурдопедагогической работе.  Выбор той или иной технологии осуществляетсяв зависимости от возраста и категории (интеллекта, психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня подготовки и развития) воспитанников на каждой ступени обучения и с учётом требований времени.

Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в учебный и воспитательный процессы в школе-интернате успешно интегрированы современные здоровьесберегающие технологии (методика доктора В.Ф. Базарного), направленные на укрепление их физического и психического здоровья.

На уроках предусмотрено чередование различных поз (работа законторками позволяет сменить позу сидения на позу стояния; укрепить осанку, и произвести коррекцию плоскостопия у ребят). Уделяется особое внимание двигательной активности учащихся, проводятся физминутки, применяется фоноритмика. Обязательно проводятся гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика.Эффективностьиспользования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе определяется показателями:учебная мотивация,удовлетворенность условиями обучения,тревожность, адаптация, переутомление, перегрузки,функциональное состояние. Диагностическое обследование показывает положительную динамику оценивания школьниками условий обучения и проживания в интернате. Доминирует положительное эмоциональное состояние воспитанников, отмечающих заботу школы о сохранении и укреплении их здоровья и активную пропаганду здорового образа жизни.

Многого лишается человек, никогда не слышащий голоса матери, музыки, шума деревьев, скрипа снега под ногами. И всё-таки потеря слуха не была бы таким бедствием для человека, если бы она не приводила к немоте, и если бы в результате этих двух взаимосвязанных дефектов не нарушалось полноценное общение глухого человека с окружающими [2].

Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия, развитии коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, этому способствует технология группового обучения. При групповом обучениидетей привлекает поощрение их коммуникативных действий. Дети советуются  друг с другом, подсказывают, спорят, пытаются доказывать, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». Такая работа близка к игровой деятельности с характерной для неёактуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.

Работа в группепомогает каждому ребёнку осмыслить учебные действия.
Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции
каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый
выполняет все эти операции самостоятельно. Работа в группе позволяет дать
каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой
многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие
или слабые ученики, для которых важным условием является предъявление речевых образцов.Совместная работа не превышает 10-15 минут, иначе участники утомляются и эффективность снижается. Такие формы занятий полезны, когда в классе благоприятная общая атмосфера, а в школе – атмосфера поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения.

Глухие и слабослышащие учащиеся редко задают вопросы, так как недостаточно понимают смысл явлений и не имеют достаточных речевых средств для их описания, поэтому технология проблемного обучения приобретает весьма важное значение в их воспитании и обучении.Если удалось добиться того, что учащиеся задают вопросы, можно говорить о большом шаге на пути воспитания познавательных интересов. Для возникновения вопроса, поиска ответа и самостоятельного решения задачи, перед учащимся ставится проблема, вызывающая вопрос, определяющая путь решения этого вопроса. Каждая предлагаемая жизненная задача способствует достижению конкретных целей обучения. Главная цель –формирование личностных и коммуникативных учебных действий, активизация речевой деятельности обучающихся. Это требует длительной и целенаправленной работы, эпизодическое использование жизненных (проблемных) задач не принесёт желаемого результата.

У детей с нарушениями слуха логическое мышление не развито или совсем
отсутствует, они не могут выстроить логическую цепочку, ограничен словарный
запас. Если ребёнок способен выделять основное, существенное, главное в той
информации, с которой он сталкивается, то можно говорить о высоком уровне
развития его интуитивно-понятийного мышления. Результаты диагностического обследования показывают, что у детей с нарушениями слуха слабо развит компонент понятийности мышления (установление отношений и логических связей между понятиями). Сравнительный анализ проведённых опросов показал динамику развития мыслительных операций у воспитанников, что позволило сделать вывод:
использование в учебном процессе технологии проблемного обучения
способствует росту и развитию основных мыслительных операций у детей с ОВЗ.

Стоит отметить,наилучшему усвоению материала учащимися способствуют игровыеситуации. Игра не требует репетиции и поэтому не теряет своей новизны, вызывая постоянный интерес её участников. Цель игры:обеспечение психологического комфорта, создание атмосферы эмоционального тепла, защищённости, моделирование взаимоотношений. Преимущества: игры на уроках и во внеурочное время позволяют включать в активное действо большое количество учащихся. При этом каждый может проявить решительность, целеустремленность, сконцентрировать внимание, проявить смекалку и реакцию.

Во время игры прочно усваиваются новые знания, формируются навыки действия в экстремальных ситуациях, навыки взаимодействия со службами социальной поддержки, проявляются коммуникативность и взаимопомощь. Дети приобретают правовые знания и навыки решения жизненных задач, Результат:Хорошо известно, что во время урока усваивается примерно 15 % учебного материала, а во время игры – 50-60 %. Важно так же учитывать эмоциональное состояние воспитанников во время обучающих игр. Хорошее настроение способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному
сохранению в памяти учебного материала, стимулирует
познавательный интерес к изучаемому предмету. Дети учатся взаимодействовать
друг с другом и взрослыми, возникают чувства симпатии и интереса
к партнеру по игре. Играть любят все: и дети, и взрослые.

Считается, что проектной деятельностью занимаются талантливые ученики,
а как это сделать с детьми, имеющими нарушения слуха?Работа над проектом – это возможность для ребёнка с ОВЗ проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Работа по проектной деятельности направлена нарешение интересной «жизненной» проблемы, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей. Знания, умения и навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно значимой проблемойбыстро усваиваются и закрепляются ребёнком, превращаются в его активный запас академических знаний и практического опыта.

Стоит отметить, на современной этапе развития образовательного процесса, компьютеризация способствует активизации процесса обучения, обеспечивает дифференцированный подход. Многим современным детям легче и интереснее общаться с компьютером, чем с книгой, глухие дети – не исключение. Благодаря компьютеру глухие и слабослышащие дети могут пользоваться информацией, недоступной или малодоступной для них при традиционных способах обучения. Происходит формирование положительной мотивации учения, что отражается на качестве учебной работы, утверждении школьника с нарушениями слуха как личности. Информационные технологии дополняют привычные средства формирования у детей с нарушениями слуха представлений о мире, помогают создавать те особые условия обучения, которые не могут быть созданы с помощью только традиционных, а также коррекционных методов. Происходит формирование положительной мотивации учения, что отражается на качестве учебной работы.

Дети учатся самостоятельно работать с учебным материалом, у них развиваются навыки аналитического мышления, у педагога появляется дополнительная возможность реализовать коррекционно-индивидуальный подход в обучении. Знания, приобретаемые с интересом, побуждают самостоятельно приобретать новые знания, расширять и углублять образовательный уровень, получаемый в школе, заниматься самообразованием. Интерес оказывает существенное влияние на формирование личности, характера школьника с особенностями слухо-речевого развития.

Оценка личностного прогрессаученика с нарушениями слуха реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио, способствующего формированию у каждого ребёнка культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Портфолио ученика – это современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки его достижений, который позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий и предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

В настоящее время естественным направлением в образовательном процессе выступает технология дистанционного обучения. Дистанционные  занятия проводились в режиме реального времени, в течение полугода,при использовании
программы Skype.Объяснение теоретического материала, выполнение
практических заданий организовывалось только в режиме видеонаблюдения. Тем не менее, основная задача школы – учить говорить и развивать речь глухих и слабослышащих детей под руководством учителя-дефектолога сурдологического кабинета, и нельзя научить говорить ребёнка с особенностями слухового развития, находясь с ним на расстоянии, тут важен и крайне необходим тактильный контакт.

Таким образом, в работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, в том числе и коррекционные. Однако, отдать предпочтение какой-либо одной из представленных технологий будет ошибочным, поскольку в зависимости от особенностей задач обучения, в том числе и коррекционных, тематического содержания, наглядного материала, уровня подготовленности ребёнка необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее сочетаемые технологии.

 

Литература

1.     https://kartaslov.ru/Е.Г.Речицкая_Татьяна_Гущина_Развитие_познавательной_сферы_глухих_учащихся . – М.: Просвещение, 2011

2.     Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. - М.: Педагогика, 1970

 

 




 

Скачано с www.znanio.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

На уроках предусмотрено чередование различных поз (работа законторками позволяет сменить позу сидения на позу стояния; укрепить осанку, и произвести коррекцию плоскостопия у ребят)

На уроках предусмотрено чередование различных поз (работа законторками позволяет сменить позу сидения на позу стояния; укрепить осанку, и произвести коррекцию плоскостопия у ребят)

Главная цель –формирование личностных и коммуникативных учебных действий, активизация речевой деятельности обучающихся

Главная цель –формирование личностных и коммуникативных учебных действий, активизация речевой деятельности обучающихся

Стоит отметить, на современной этапе развития образовательного процесса, компьютеризация способствует активизации процесса обучения, обеспечивает дифференцированный подход

Стоит отметить, на современной этапе развития образовательного процесса, компьютеризация способствует активизации процесса обучения, обеспечивает дифференцированный подход

Таким образом, в работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, в том числе и коррекционные

Таким образом, в работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, в том числе и коррекционные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2021