ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Моисеева Раиса Ивановна,
Томская область, город Томск, Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»,
учитель, e-mail:rimoiseeva@list.ru
Аннотация: В статье описывается опыт по использованию коррекционных, а также современных образовательных технологийв процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Дана краткая характеристика каждой технологии, представлены положительные аспекты и формыпедагогического опыта.
Ключевые слова:технологии, нарушения слуха, педагогический опыт, глухие дети, развитие речи, слабослышащие.
За последние десятилетия в обществе произошёл кардинальный сдвиг в
представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний,умений
и навыков», как основных итогах образования – к пониманию обучения
как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни. В отличие от
общеобразовательных школ, где ведущим компонентом образовательного процесса
является обучение, ведущим компонентом в образовательном процессе
школы-интерната является коррекционная работа с личностью ребёнка.Современная российская сурдопедагогика видит свою задачу в
создании благоприятной педагогической среды для развития каждого ребёнка с
недостатками слуха[1].
При поступлении в первый класс, у детей, имеющих нарушения в работе слухового анализатора, наблюдается средний и ниже среднего уровень речевого развития, характерно недоразвитие всех компонентов речи, значительное снижение памяти, внимания, часто –проблемы в поведении.Кроме основного дефекта (нарушение слуха), вторично страдает речевое развитие, имеются нарушения осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Систематическая учебная нагрузка и школьные волнения не способствуют улучшению здоровья глухого и слабослышащего школьника. Новое содержание образования требует применения широкого спектра современных технологий, где центральное место отводится сурдопедагогической работе. Выбор той или иной технологии осуществляетсяв зависимости от возраста и категории (интеллекта, психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня подготовки и развития) воспитанников на каждой ступени обучения и с учётом требований времени.
Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в учебный и воспитательный процессы в школе-интернате успешно интегрированы современные здоровьесберегающие технологии (методика доктора В.Ф. Базарного), направленные на укрепление их физического и психического здоровья.
На уроках предусмотрено чередование различных поз (работа законторками позволяет сменить позу сидения на позу стояния; укрепить осанку, и произвести коррекцию плоскостопия у ребят). Уделяется особое внимание двигательной активности учащихся, проводятся физминутки, применяется фоноритмика. Обязательно проводятся гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика.Эффективностьиспользования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе определяется показателями:учебная мотивация,удовлетворенность условиями обучения,тревожность, адаптация, переутомление, перегрузки,функциональное состояние. Диагностическое обследование показывает положительную динамику оценивания школьниками условий обучения и проживания в интернате. Доминирует положительное эмоциональное состояние воспитанников, отмечающих заботу школы о сохранении и укреплении их здоровья и активную пропаганду здорового образа жизни.
Многого лишается человек, никогда не слышащий голоса матери, музыки, шума деревьев, скрипа снега под ногами. И всё-таки потеря слуха не была бы таким бедствием для человека, если бы она не приводила к немоте, и если бы в результате этих двух взаимосвязанных дефектов не нарушалось полноценное общение глухого человека с окружающими [2].
Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия, развитии коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, этому способствует технология группового обучения. При групповом обучениидетей привлекает поощрение их коммуникативных действий. Дети советуются друг с другом, подсказывают, спорят, пытаются доказывать, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». Такая работа близка к игровой деятельности с характерной для неёактуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.
Работа в группепомогает каждому ребёнку осмыслить учебные действия.
Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции
каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый
выполняет все эти операции самостоятельно. Работа в группе позволяет дать
каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой
многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие
или слабые ученики, для которых важным условием является предъявление речевых
образцов.Совместная работа не превышает 10-15 минут, иначе участники утомляются
и эффективность снижается. Такие формы занятий полезны, когда в классе благоприятная
общая атмосфера, а в школе – атмосфера поддержки и заинтересованности в том,
чтобы дети высказывали свою точку зрения.
Глухие и слабослышащие учащиеся редко задают вопросы, так как недостаточно понимают смысл явлений и не имеют достаточных речевых средств для их описания, поэтому технология проблемного обучения приобретает весьма важное значение в их воспитании и обучении.Если удалось добиться того, что учащиеся задают вопросы, можно говорить о большом шаге на пути воспитания познавательных интересов. Для возникновения вопроса, поиска ответа и самостоятельного решения задачи, перед учащимся ставится проблема, вызывающая вопрос, определяющая путь решения этого вопроса. Каждая предлагаемая жизненная задача способствует достижению конкретных целей обучения. Главная цель –формирование личностных и коммуникативных учебных действий, активизация речевой деятельности обучающихся. Это требует длительной и целенаправленной работы, эпизодическое использование жизненных (проблемных) задач не принесёт желаемого результата.
У детей с нарушениями слуха логическое мышление не развито или
совсем
отсутствует, они не могут выстроить логическую цепочку, ограничен словарный
запас. Если ребёнок способен выделять основное, существенное, главное в той
информации, с которой он сталкивается, то можно говорить о высоком уровне
развития его интуитивно-понятийного мышления. Результаты диагностического
обследования показывают, что у детей с нарушениями слуха слабо развит компонент
понятийности мышления (установление отношений и логических связей между
понятиями). Сравнительный анализ проведённых опросов показал динамику развития мыслительных
операций у воспитанников, что позволило сделать вывод:
использование в учебном процессе технологии проблемного обучения
способствует росту и развитию основных мыслительных операций у детей с ОВЗ.
Стоит отметить,наилучшему усвоению материала учащимися способствуют игровыеситуации. Игра не требует репетиции и поэтому не теряет своей новизны, вызывая постоянный интерес её участников. Цель игры:обеспечение психологического комфорта, создание атмосферы эмоционального тепла, защищённости, моделирование взаимоотношений. Преимущества: игры на уроках и во внеурочное время позволяют включать в активное действо большое количество учащихся. При этом каждый может проявить решительность, целеустремленность, сконцентрировать внимание, проявить смекалку и реакцию.
Во время игры прочно усваиваются новые знания, формируются навыки
действия в экстремальных ситуациях, навыки взаимодействия со службами социальной
поддержки, проявляются коммуникативность и взаимопомощь. Дети приобретают
правовые знания и навыки решения жизненных задач, Результат:Хорошо известно,
что во время урока усваивается примерно 15 % учебного материала, а во время
игры – 50-60 %. Важно так же учитывать эмоциональное состояние воспитанников во
время обучающих игр. Хорошее настроение способствует развитию воображения, яркому
запечатлению и длительному
сохранению в памяти учебного материала, стимулирует
познавательный интерес к изучаемому предмету. Дети учатся взаимодействовать
друг с другом и взрослыми, возникают чувства симпатии и интереса
к партнеру по игре. Играть любят все: и дети, и взрослые.
Считается, что проектной деятельностью занимаются талантливые
ученики,
а как это сделать с детьми, имеющими нарушения слуха?Работа над проектом – это
возможность для ребёнка с ОВЗ проявить себя индивидуально или в группе, попробовать
свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично
достигнутый результат. Работа по проектной деятельности направлена нарешение
интересной «жизненной» проблемы, когда результат этой деятельности — найденный
способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное
значение и интересен и значим для самих открывателей. Знания, умения и навыки, приобретаемые
осознанно в ходе работы над личностно значимой проблемойбыстро усваиваются и
закрепляются ребёнком, превращаются в его активный запас академических знаний и
практического опыта.
Стоит отметить, на современной этапе развития образовательного процесса, компьютеризация способствует активизации процесса обучения, обеспечивает дифференцированный подход. Многим современным детям легче и интереснее общаться с компьютером, чем с книгой, глухие дети – не исключение. Благодаря компьютеру глухие и слабослышащие дети могут пользоваться информацией, недоступной или малодоступной для них при традиционных способах обучения. Происходит формирование положительной мотивации учения, что отражается на качестве учебной работы, утверждении школьника с нарушениями слуха как личности. Информационные технологии дополняют привычные средства формирования у детей с нарушениями слуха представлений о мире, помогают создавать те особые условия обучения, которые не могут быть созданы с помощью только традиционных, а также коррекционных методов. Происходит формирование положительной мотивации учения, что отражается на качестве учебной работы.
Дети учатся самостоятельно работать с учебным материалом, у них развиваются навыки аналитического мышления, у педагога появляется дополнительная возможность реализовать коррекционно-индивидуальный подход в обучении. Знания, приобретаемые с интересом, побуждают самостоятельно приобретать новые знания, расширять и углублять образовательный уровень, получаемый в школе, заниматься самообразованием. Интерес оказывает существенное влияние на формирование личности, характера школьника с особенностями слухо-речевого развития.
Оценка личностного прогрессаученика с нарушениями слуха реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио, способствующего формированию у каждого ребёнка культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Портфолио ученика – это современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки его достижений, который позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий и предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
В настоящее время естественным направлением в образовательном
процессе выступает технология дистанционного обучения. Дистанционные занятия
проводились в режиме реального времени, в течение полугода,при использовании
программы Skype.Объяснение теоретического материала, выполнение
практических заданий организовывалось только в режиме видеонаблюдения. Тем не
менее, основная задача школы – учить говорить и развивать речь глухих и
слабослышащих детей под руководством учителя-дефектолога сурдологического
кабинета, и нельзя научить говорить ребёнка с особенностями слухового развития,
находясь с ним на расстоянии, тут важен и крайне необходим тактильный контакт.
Таким образом, в работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, в том числе и коррекционные. Однако, отдать предпочтение какой-либо одной из представленных технологий будет ошибочным, поскольку в зависимости от особенностей задач обучения, в том числе и коррекционных, тематического содержания, наглядного материала, уровня подготовленности ребёнка необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее сочетаемые технологии.
Литература
1. https://kartaslov.ru/Е.Г.Речицкая_Татьяна_Гущина_Развитие_познавательной_сферы_глухих_учащихся . – М.: Просвещение, 2011
2. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. - М.: Педагогика, 1970
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.