Эффективные формы и методы организации деятельности
младших школьников
Период, совпадающий с началом обучения в школе и окончанием 4 класса, выде-
ляют в этап под названием «младший школьный возраст». В этом возрасте в орга-
низме ребенка и его психике проходят совершенно уникальные перестройки. Рост
школьника приостанавливается — вся энергия уходит на обучение, формирование
личности, становление характера, на усиление активности в развитии интеллекта и
психики. Например, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных
классах уже на 80-90%. Но строгие рамки уроков и насыщенность программы, не все-
гда позволяют использовать в учебном процессе нестандартные задания, ответы на
многие вопросы, интересующие детей. Помочь детям в полной мере проявить свои
способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – основ-
ная цель кружка «Умники и умницы» в рамках внеурочной деятельности. Во время
занятий у ребенка происходит становление форм самосознания, самоконтроля и са-
мооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство
детей, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных зада-
ний, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и
доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ре-
бусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. В последнее
десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, по-
лучившее название «Интеллектуальные игры». Войдя в нашу жизнь, они несут боль-
шой познавательный эффект. Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу, часовая
нагрузка 68 часов в год. Группа состоит из детей класса, имеющих разный интеллек-
туальный уровень развития. Такой подход позволяет качественно подойти к подго-
товке детей и получить хорошие результаты. Занятия в группе комплексные, т.е.
включающие в себя интеллектуальные игры, развивающие упражнения, работу с за-
нимательной и научно – популярной литературой, экскурсии. В целом программа
кружка «Умники и умницы» способствует вовлечению в интеллектуальную деятель-
ность большего числа обучающихся, а также играет важную роль в организации но-
вых форм досуга детей. Чтобы обеспечить постоянный интерес детей к процессу
познания, необходимо постепенно увеличивать объем информации, которую полу-
чают дети. Сначала это только сведения о некоторых фактах, явлениях, событиях, ко-
торые дети слышат от учителя на занятиях. Поэтому важным условием успешности
познавательной деятельности является включение каждого ребенка в её осуществле-
ние при разнообразии ролей в этой работе. Ребенок должен ощутить свою причаст-
ность к познавательным делам. И если на первых занятиях в кружке он чаще высту-
пает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то уже к концу года обучения он имеет
опыт работы в качестве ведущего, оценивающего, обсуждающего, планирующего
разные типы интеллектуальных игр. А на конечном этапе обучения все чаще ребенок
выступает в роли организатора большой игры и аудитории. И чтобы создать стойкую
мотивацию к такой деятельности, приохотить к сложной интеллектуальной деятель-
ности все занятия включают в себя интеллектуальные игры. Использование такого
подхода создаёт психологический настрой, способствующий появлению и поддержа-
нию желания заниматься свободной познавательной деятельностью и за пределами
школы.
Ещё одним эффективным средством развития, выявления способностей и интере-
сов учащихся являются предметные олимпиады. Олимпиада в начальный период обу-
чения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят пер-
вые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто не-
значительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возмож-
ности действуют на ребёнка как развивающий фактор, стимулируют интерес к
наукам... Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изу-
чают обучающиеся на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно
воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодоле-
вать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше
начать такую работу, тем это будет эффективнее. Олимпиада не должна быть меро-
приятием, которое проводится один раз только для избранных детей, которым позво-
лили испытать свои силы. Она должна быть массовой для класса, для этого лучше
систематически подготавливать детей во время урока или найти 5-10 минут на реше-
ние нестандартной задачи, развивающей логику и смекалку. Лучше, чтобы такие за-
дания предлагались не реже, чем 2-3 раза в неделю. Можно предложить детям пораз-
мыслить дома. Можно такие задания предлагать детям в качестве усложненных про-
верочных или контрольных работ. Серию предметных олимпиад в начальных классах
можно провести в конце четверти, а итоги лучше подвести на отдельном занятии, и
обязательно поощрить детей, которые удачно справились с заданиями.
В настоящее время дети моего класса принимают участие в предметных олимпиа-
дах не только школьного или муниципального уровня, но и в дистанционных олим-
пиадах всероссийского уровня - Всероссийская дистанционная олимпиада для уча-
щихся 1-4 классов «Познавай-ка», на интерактивной образовательной онлайн-плат-
форме – «Яндекс. Учебник» или «Учи.ру». Электронная образовательная система
«Учи.ру» представляет собой учебные онлайн курсы по предметам в соответствии с
требованиями ФГОС. Система удобна в использовании, создает возможность реали-
зации межпредметных связей, обеспечивает личностное развитие обучающихся.
Участвуют в различных марафонах — это соревнования по количеству решённых кар-
точек на Учи.ру между учениками одновременно внутри своего класса и среди всей
школы. Суммарно за весь период (26 дней) одноклассники вместе должны набрать
500 баллов. Когда класс добьётся итоговой цели, каждый, кто решил за время мара-
фона хотя бы одну карточку, получит грамоту за участие. Классы, выполнившие нор-
матив, получают виртуальные подарки. Также на сайте можно решать олимпиады
прошлых лет, что является отличной подготовкой и для предметных олимпиад.
Участие в олимпиадах решает и воспитательную цель: триединство - учитель – роди-
тель – ребенок. Участие родителей, их заинтересованность в развитии ребёнка (а не
только в его победах) имеют большое значение в процессе подготовки к олимпиадам.
Задача педагога - привлечь родителей к сотрудничеству, к совместной долгой и кро-
потливой работе. Работа учителя с одаренными детьми — это сложный, не прекраща-
ющийся процесс. Он требует от учителей и ребёнка личностного роста, педагогиче-
ской гибкости. Чтобы воспитать участника олимпиадного движения учитель должен
сам обладать глубокими знаниями своего предмета. Сам учитель должен быть образ-
цом для ребёнка, тогда ученик будет стремиться не подвести своего учителя. Каждый
учитель должен помнить слова Василия Александровича Сухомлинского: «Одарен-
ность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требу-
ющий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сде-
лать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В стандартах нового
поколения сказано, что внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует
процессу социализации личности каждого ребёнка. Школа после уроков — это про-
явление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего
«Я», это мир творчества. Самое главное, что здесь ребёнок свободно проявляет свою
волю, делает выбор, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка заня-
тиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в
полноценное пространство воспитания и развития.
Внеурочная деятельность в начальной школе — это такое понятие, которое может
характеризовать самые разные виды активности (например, умственная или физиче-
ская). Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организо-
вана среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной
деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-
нравственного выбора не на словах, а на деле.
До детей важно донести за время обучения в начальной школе, что всё хорошее и
значимое начинается с мелочей. Поднял на улице бумажку – помог не только двор-
нику, но и природе. А помог природе – помог всем людям, живущим в этой природе.
В нашей стране, конечно, есть и учителя, и родители, которые стараются вырастить
своих детей воспитанными, умеющими ценить то, что у них есть. Но таких - сейчас
гораздо меньше, чем хотелось бы. Я думаю, что всё - таки учитель начальных классов,
если он сам правильно воспитан и умеет ценить и почитать всё, что его окружает –
это именно тот человек, кто может хоть самую малость вложить в головы детей, при-
вить (если дома его этому не научили) самые основные нравственные нормы и зало-
жить «крепкий фундамент» знаний и умений.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме
учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, соци-
ализации и развития. В нашей школе внеурочная деятельность организуется по не-
скольким направлениям. Сегодня я расскажу вам о духовно-нравственном яя_яяя_яяяи социаль-
ном направлениях, которые считаю наиболее востребованным в современном обще-
стве и наиболее содержательными в вопросах воспитания младших школьников.
Духовно-нравственное направление я реализую в рамках кружка «Страна граж-
дан». Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы правильно организовать за-
нятия в данном направлении. Целью моих занятий является введение детей в историю
русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей ро-
дине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре; воспитание в духе ува-
жения к своим историческим корням и героям нашей истории.
Ежегодно в рамках реализации программы кружка «Страна граждан» мы с обуча-
ющимися готовимся к мероприятиям по патриотическому воспитанию,
приуроченным к празднованию соответствующих государственных праздников, та-
ких как День Победы, День защитника Отечества и другим. Привить любовь к своей
Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в
младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гор-
диться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким
будет будущее. Главное направление всех мероприятий – это сохранение преемствен-
ности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого
народа.
Из своей практической работы в этом направлении хочу поделиться опытом уча-
стия в республиканской молодёжной патриотической акции «День Героев Отече-
ства».
Для участия в мероприятии в рамках кружка была проведена большая работа, со-
стоящая из нескольких этапов.
I этап - экскурсия по памятным местам нашего города. В ноябре мы с ребятами
посетили экскурсию по Саянскому кольцу, где познакомились со всеми достоприме-
чательностями нашего города, в том числе побывали у памятника павшим воинам в
годы Великой Отечественной войны.
II этап – цикл занятий, посвящённых Героям Отечества.
1 занятие. Дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он по-
священ и зачем отмечается.
3 декабря – памятная дата «День неизвестного солдата». Фраза «никто не забыт»
нанесена на тысячи памятников по всей стране. Однако мало кто знает, что истории
неизвестных солдат окружают нас и в ежедневной жизни.
9 декабря – официальный праздник в России, который носит название «День Ге-
роев Отечества». Своих героев надо знать в лицо. Люди, совершившие великое благо
– подвиг во имя страны, её граждан достойны нашего преклонения перед ними, ува-
жения и гордости за своё Отечество, породившее истинных героев. Их подвиг опре-
деляет наше самосознание – мы великая нация, великая страна!
2 занятие. Просмотр видеофильма «Дети войны», беседа.
3 занятие. Поиск материала о Героях Отечества, изучение истории подвига, рас-
сказы детей.
4 занятие. Составление краткой истории о каждом Герое. Оформление внутреннего
содержания листовки.
5 занятие. Оформление листовок в виде солдатских писем-треугольников с инфор-
мацией о Герое.
III этап – участие в патриотической акции «День Героев Отечества».
Участники акции раздают прохожим листовки с информацией о Герое.
Проведение таких мероприятий не проходит бесследно. Они оставляют отпечаток
в душах наших учеников. Такие занятия помогают сформировать не только патрио-
тические и гражданские чувства, но и личность детей.
Социальное направление я реализую в рамках кружка «Планета добра». Актуаль-
ность программы этого кружка заключается в том, что в процессе её реализации со-
здаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела
- это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих
людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать об-
разованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро. Выполнение
коллективно-творческих и общественно-полезных дел — это благодатная почва для
творческой самореализации личности, проявления и развития индивидуальных спо-
собностей ребёнка. Занятия, практическая деятельность которых направлена на со-
здание социально-значимого продукта труда, развивают кругозор ребёнка, его
эстетические и интеллектуальные способности, и решают задачи духовного станов-
ления личности.
Программа «Планета добра» призвана учить детей не проходить мимо тех, кому
трудно; делиться своим теплом с теми, кому его не хватает. Она состоит из несколь-
ких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой: праздники, акции,
конкурсы, экскурсии, проекты, копилка добрых дел. Любой из этих разделов обладает
достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является за-
дачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми ФГОС. Занятия
кружка проводятся в школе, на свежем воздухе, в учреждениях города. В ходе прове-
дения занятий планируется работа по воспитанию организованности, аккуратности,
умению работать в группе, развитию памяти, внимания, наблюдательности, культуры
общения, ведения диалога, творческого и рационального подхода к решению задач.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитатель-
ные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определен-
ных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу,
ответственность и самостоятельность.
Народная мудрость гласит: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасе-
ние души». Своими делами мы постигаем, что значит быть добрым и милосердным,
что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь
другим, почувствовать чужое горе как своё собственное, пожертвовать чем-то для
людей, разделить радость. Без этого не бывает ни доброты, ни милосердия. Мы сейчас
точно знаем, что добрый человек притягивает к себе, как магнит. Он отдаёт частицу
своего сердца окружающим людям. Мы сейчас понимаем сами и готовы разъяснять
другим, что каждому из нас жизненно необходимо ощущать вокруг себя очень много
любви, веры и справедливости. Этим богатством мы можем делиться с другими, быть
чуткими к боли других людей, успеть подать руку, наполненную сердечным теплом.
В заключение отмечу, что мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру
и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу
встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается
и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким.
Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование ак-
тивной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не
устаревая, передаваясь из поколения к поколению.
Список литературы:
1. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятель-
ности, М.: «Просвещение», 2011
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для
учителя. - 3-е изд. Л.С. Выготский. М.: 2007.
3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуго-
вая деятельность. – М.: «Просвещение», 2011
Интернет-ресурсы:
http://www.bibliofond.ru – Библиофонд
http://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования__
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.