Статья "Эффективные формы и методы организации деятельности младших школьников"

  • docx
  • 04.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ъ.docx

Эффективные формы и методы организации деятельности

младших школьников

Период, совпадающий с началом обучения в школе и окончанием 4 класса, выде-

ляют в этап под названием «младший школьный возраст». В этом возрасте в орга-

низме ребенка и его психике проходят совершенно уникальные перестройки. Рост

школьника приостанавливается — вся энергия уходит на обучение, формирование

личности, становление характера, на усиление активности в развитии интеллекта и

психики. Например, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных

классах уже на 80-90%. Но строгие рамки уроков и насыщенность программы, не все-

гда позволяют использовать в учебном процессе нестандартные задания, ответы на

многие вопросы, интересующие детей. Помочь детям в полной мере проявить свои

способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – основ-

ная цель кружка «Умники и умницы» в рамках внеурочной деятельности. Во время

занятий у ребенка происходит становление форм самосознания, самоконтроля и са-

мооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство

детей, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате формируется отношение к

данным занятиям как к средству развития своей личности.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных зада-

ний, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и

доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ре-

бусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. В последнее

десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, по-

лучившее название «Интеллектуальные игры». Войдя в нашу жизнь, они несут боль-

шой познавательный эффект. Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу, часовая

нагрузка 68 часов в год. Группа состоит из детей класса, имеющих разный интеллек-

туальный уровень развития. Такой подход позволяет качественно подойти к подго-

товке детей и получить хорошие результаты. Занятия в группе комплексные, т.е.

включающие в себя интеллектуальные игры, развивающие упражнения, работу с за-

нимательной и научно – популярной литературой, экскурсии. В целом программа

кружка «Умники и умницы» способствует вовлечению в интеллектуальную деятель-

ность большего числа обучающихся, а также играет важную роль в организации но-

вых форм досуга детей. Чтобы обеспечить постоянный интерес детей к процессу

познания, необходимо постепенно увеличивать объем информации, которую полу-

чают дети. Сначала это только сведения о некоторых фактах, явлениях, событиях, ко-

торые дети слышат от учителя на занятиях. Поэтому важным условием успешности

познавательной деятельности является включение каждого ребенка в её осуществле-

ние при разнообразии ролей в этой работе. Ребенок должен ощутить свою причаст-

ность к познавательным делам. И если на первых занятиях в кружке он чаще высту-

пает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то уже к концу года обучения он имеет

опыт работы в качестве ведущего, оценивающего, обсуждающего, планирующего

разные типы интеллектуальных игр. А на конечном этапе обучения все чаще ребенок

выступает в роли организатора большой игры и аудитории. И чтобы создать стойкую

мотивацию к такой деятельности, приохотить к сложной интеллектуальной деятель-

ности все занятия включают в себя интеллектуальные игры. Использование такого

подхода создаёт психологический настрой, способствующий появлению и поддержа-

нию желания заниматься свободной познавательной деятельностью и за пределами

школы.

Ещё одним эффективным средством развития, выявления способностей и интере-

сов учащихся являются предметные олимпиады. Олимпиада в начальный период обу-

чения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят пер-

вые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто не-

значительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возмож-

ности действуют на ребёнка как развивающий фактор, стимулируют интерес к

наукам... Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изу-

чают обучающиеся на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно

воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодоле-

вать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше

начать такую работу, тем это будет эффективнее. Олимпиада не должна быть меро-

приятием, которое проводится один раз только для избранных детей, которым позво-

лили испытать свои силы. Она должна быть массовой для класса, для этого лучше

систематически подготавливать детей во время урока или найти 5-10 минут на реше-

ние нестандартной задачи, развивающей логику и смекалку. Лучше, чтобы такие за-

дания предлагались не реже, чем 2-3 раза в неделю. Можно предложить детям пораз-

мыслить дома. Можно такие задания предлагать детям в качестве усложненных про-

верочных или контрольных работ. Серию предметных олимпиад в начальных классах

можно провести в конце четверти, а итоги лучше подвести на отдельном занятии, и

обязательно поощрить детей, которые удачно справились с заданиями.

В настоящее время дети моего класса принимают участие в предметных олимпиа-

дах не только школьного или муниципального уровня, но и в дистанционных олим-

пиадах всероссийского уровня - Всероссийская дистанционная олимпиада для уча-

щихся 1-4 классов «Познавай-ка», на интерактивной образовательной онлайн-плат-

форме – «Яндекс. Учебник» или «Учи.ру». Электронная образовательная система

«Учи.ру» представляет собой учебные онлайн курсы по предметам в соответствии с

требованиями ФГОС. Система удобна в использовании, создает возможность реали-

зации межпредметных связей, обеспечивает личностное развитие обучающихся.

Участвуют в различных марафонах — это соревнования по количеству решённых кар-

точек на Учи.ру между учениками одновременно внутри своего класса и среди всей

школы. Суммарно за весь период (26 дней) одноклассники вместе должны набрать

500 баллов. Когда класс добьётся итоговой цели, каждый, кто решил за время мара-

фона хотя бы одну карточку, получит грамоту за участие. Классы, выполнившие нор-

матив, получают виртуальные подарки. Также на сайте можно решать олимпиады

прошлых лет, что является отличной подготовкой и для предметных олимпиад.

Участие в олимпиадах решает и воспитательную цель: триединство - учитель – роди-

тель – ребенок. Участие родителей, их заинтересованность в развитии ребёнка (а не

только в его победах) имеют большое значение в процессе подготовки к олимпиадам.

Задача педагога - привлечь родителей к сотрудничеству, к совместной долгой и кро-

потливой работе. Работа учителя с одаренными детьми — это сложный, не прекраща-

ющийся процесс. Он требует от учителей и ребёнка личностного роста, педагогиче-

ской гибкости. Чтобы воспитать участника олимпиадного движения учитель должен

сам обладать глубокими знаниями своего предмета. Сам учитель должен быть образ-

цом для ребёнка, тогда ученик будет стремиться не подвести своего учителя. Каждый

учитель должен помнить слова Василия Александровича Сухомлинского: «Одарен-

ность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требу-

ющий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сде-

лать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В стандартах нового

поколения сказано, что внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует

процессу социализации личности каждого ребёнка. Школа после уроков — это про-

явление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего

«Я», это мир творчества. Самое главное, что здесь ребёнок свободно проявляет свою

волю, делает выбор, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка заня-

тиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в

полноценное пространство воспитания и развития.

Внеурочная деятельность в начальной школе — это такое понятие, которое может

характеризовать самые разные виды активности (например, умственная или физиче-

ская). Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организо-

вана среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной

деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-

нравственного выбора не на словах, а на деле.

До детей важно донести за время обучения в начальной школе, что всё хорошее и

значимое начинается с мелочей. Поднял на улице бумажку – помог не только двор-

нику, но и природе. А помог природе – помог всем людям, живущим в этой природе.

В нашей стране, конечно, есть и учителя, и родители, которые стараются вырастить

своих детей воспитанными, умеющими ценить то, что у них есть. Но таких - сейчас

гораздо меньше, чем хотелось бы. Я думаю, что всё - таки учитель начальных классов,

если он сам правильно воспитан и умеет ценить и почитать всё, что его окружает –

это именно тот человек, кто может хоть самую малость вложить в головы детей, при-

вить (если дома его этому не научили) самые основные нравственные нормы и зало-

жить «крепкий фундамент» знаний и умений.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме

учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, соци-

ализации и развития. В нашей школе внеурочная деятельность организуется по не-

скольким направлениям. Сегодня я расскажу вам о духовно-нравственном яя_яяя_яяяи социаль-

ном направлениях, которые считаю наиболее востребованным в современном обще-

стве и наиболее содержательными в вопросах воспитания младших школьников.

Духовно-нравственное направление я реализую в рамках кружка «Страна граж-

дан». Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы правильно организовать за-

нятия в данном направлении. Целью моих занятий является введение детей в историю

русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей ро-

дине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре; воспитание в духе ува-

жения к своим историческим корням и героям нашей истории.

Ежегодно в рамках реализации программы кружка «Страна граждан» мы с обуча-

ющимися готовимся к мероприятиям по патриотическому воспитанию,

приуроченным к празднованию соответствующих государственных праздников, та-

ких как День Победы, День защитника Отечества и другим. Привить любовь к своей

Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в

младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гор-

диться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким

будет будущее. Главное направление всех мероприятий – это сохранение преемствен-

ности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого

народа.

Из своей практической работы в этом направлении хочу поделиться опытом уча-

стия в республиканской молодёжной патриотической акции «День Героев Отече-

ства».

Для участия в мероприятии в рамках кружка была проведена большая работа, со-

стоящая из нескольких этапов.

I этап - экскурсия по памятным местам нашего города. В ноябре мы с ребятами

посетили экскурсию по Саянскому кольцу, где познакомились со всеми достоприме-

чательностями нашего города, в том числе побывали у памятника павшим воинам в

годы Великой Отечественной войны.

II этап – цикл занятий, посвящённых Героям Отечества.

1 занятие. Дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он по-

священ и зачем отмечается.

3 декабря – памятная дата «День неизвестного солдата». Фраза «никто не забыт»

нанесена на тысячи памятников по всей стране. Однако мало кто знает, что истории

неизвестных солдат окружают нас и в ежедневной жизни.

9 декабря – официальный праздник в России, который носит название «День Ге-

роев Отечества». Своих героев надо знать в лицо. Люди, совершившие великое благо

– подвиг во имя страны, её граждан достойны нашего преклонения перед ними, ува-

жения и гордости за своё Отечество, породившее истинных героев. Их подвиг опре-

деляет наше самосознание – мы великая нация, великая страна!

2 занятие. Просмотр видеофильма «Дети войны», беседа.

3 занятие. Поиск материала о Героях Отечества, изучение истории подвига, рас-

сказы детей.

4 занятие. Составление краткой истории о каждом Герое. Оформление внутреннего

содержания листовки.

5 занятие. Оформление листовок в виде солдатских писем-треугольников с инфор-

мацией о Герое.

III этап – участие в патриотической акции «День Героев Отечества».

Участники акции раздают прохожим листовки с информацией о Герое.

Проведение таких мероприятий не проходит бесследно. Они оставляют отпечаток

в душах наших учеников. Такие занятия помогают сформировать не только патрио-

тические и гражданские чувства, но и личность детей.

Социальное направление я реализую в рамках кружка «Планета добра». Актуаль-

ность программы этого кружка заключается в том, что в процессе её реализации со-

здаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела

- это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих

людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать об-

разованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро. Выполнение

коллективно-творческих и общественно-полезных дел — это благодатная почва для

творческой самореализации личности, проявления и развития индивидуальных спо-

собностей ребёнка. Занятия, практическая деятельность которых направлена на со-

здание социально-значимого продукта труда, развивают кругозор ребёнка, его

эстетические и интеллектуальные способности, и решают задачи духовного станов-

ления личности.

Программа «Планета добра» призвана учить детей не проходить мимо тех, кому

трудно; делиться своим теплом с теми, кому его не хватает. Она состоит из несколь-

ких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой: праздники, акции,

конкурсы, экскурсии, проекты, копилка добрых дел. Любой из этих разделов обладает

достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является за-

дачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми ФГОС. Занятия

кружка проводятся в школе, на свежем воздухе, в учреждениях города. В ходе прове-

дения занятий планируется работа по воспитанию организованности, аккуратности,

умению работать в группе, развитию памяти, внимания, наблюдательности, культуры

общения, ведения диалога, творческого и рационального подхода к решению задач.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитатель-

ные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определен-

ных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу,

ответственность и самостоятельность.

Народная мудрость гласит: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасе-

ние души». Своими делами мы постигаем, что значит быть добрым и милосердным,

что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь

другим, почувствовать чужое горе как своё собственное, пожертвовать чем-то для

людей, разделить радость. Без этого не бывает ни доброты, ни милосердия. Мы сейчас

точно знаем, что добрый человек притягивает к себе, как магнит. Он отдаёт частицу

своего сердца окружающим людям. Мы сейчас понимаем сами и готовы разъяснять

другим, что каждому из нас жизненно необходимо ощущать вокруг себя очень много

любви, веры и справедливости. Этим богатством мы можем делиться с другими, быть

чуткими к боли других людей, успеть подать руку, наполненную сердечным теплом.

В заключение отмечу, что мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру

и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу

встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается

и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким.

Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование ак-

тивной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не

устаревая, передаваясь из поколения к поколению.

Список литературы:

1. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятель-

ности, М.: «Просвещение», 2011

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для

учителя. - 3-е изд. Л.С. Выготский. М.: 2007.

3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуго-

вая деятельность. – М.: «Просвещение», 2011

Интернет-ресурсы:

http://www.bibliofond.ru Библиофонд

http://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования__