Статья: "Эффективные приемы создания эмоционально-положительной атмосферы обучения иностранному языку".
Оценка 4.9

Статья: "Эффективные приемы создания эмоционально-положительной атмосферы обучения иностранному языку".

Оценка 4.9
docx
22.03.2024
Статья: "Эффективные приемы создания эмоционально-положительной атмосферы обучения иностранному языку".
Word.docx

Эффективные приемы создания эмоционально-положительной

атмосферы обучения иностранному языку.

 

Оглавление:

 

  1. Цели обучения иностранному языку на современном этапе развития общества.
  2. Концепция воспитательного процесса.

3. Нравственная культура.

4. Причины низкой эффективности обучения.

5. Игра - как метод создания атмосферы доброжелательности на уроке, развивающий воображение и творчество.

6. Использование групповой и парной работы способствует сотрудничеству обучающихся и является важным положительным фактором.

7. Заключение.

 

В чём заключается обучение иностранному языку на современном этапе развития общества?

Категория цели - одна из важнейших в философии. Цель рассматривается как один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, как идеальное предвосхищение результата деятельности.

В обучении цель - это некое промежуточное звено между социальным и методическим. Обучение иностранным языкам преследует комплексную реали­зацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей: при этом воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком.

«Истинно комплексный подход к целям обучения, как отмечает Е.И.Пассов, требует введения всех аспектов в качестве компонентов цели на равных пра­вах (воспитание, познание, развитие)».

Лишь в этом случае система обучения должна включать специальные сред­ства для достижения этих компонентов цели. «На равных правах» означает равномерное распределение времени на все аспекты, а их равноправие лишь в плане значимости для формирования личности учащегося.

Познание

Личность как

идеал

общества

Учение

Воспитание

Развитие

Пренебрежение любым аспектом приводит к ощутимым потерям; познава­тельный аспект не развивает мотивацию, развивающий аспект не облегчает процесс овладения речевыми умениями, воспитательный аспект цели также не реализуется.

Рассмотрим подробнее концепцию воспитательного процесса. В современном процессе гуманизации общества осмысление человека как самоценности, которая не может выступать для кого-то средством, а может быть лишь целью, а для общества - самоцелью общественного развития, остро стоит проблема воспитания человека как личности, способной не только осваивать ценности культуры, и умеющего ориентироваться в системе социальных ценностей, но и быть субъектом своей жизнедеятельности, стратегом собственной судьбы, а значит быть ответственным, в том числе, и за личную безопасность. Воспитание - целенаправленная организация взаимодействия воспитанника с окружающим миром на уровне достижений современной культуры.

Принципиальная процессуальность воспитания заключается в том, что воспитание предстает как независимо связанная система деятельности воспитателя и воспитанника, имеющая в основе динамично изменяющуюся систему отношений, избирательно устанавливаемую участниками воспитательного процесса; как принципиально незавершенный процесс восхождения воспитанника и педагога на высшие уровни бытия, развитие их социо - культурного интеллектуального потенциала, нравственного совершенствования.

В чем заключается это взаимодействие?

Собственно субъектно-объектные отношения есть сжатая инвариантная формула целостного педагогического процесса (воспитателя и обучающегося).

Какие принципы легли в основу воспитательного процесса?

1. Учет социальной ситуации развития ребенка;

2. Превращение воспитания в непрерывный инновационный процесс;

3. Отказ от мысли, что можно изменить жизнь ребенка. Единственное, что может педагог-помочь маленькому человеку сделать выбор в той или иной ситуации на уровне культуры.

Целью организованного педагогом процесса ценностного взаимодействия является движение к незафиксированному результату. «Мера движения», постижение культурных ценностей будет у каждого школьника своя. Единственное, что не разрешается ученику - остановка, неразвитие. Постоянное постижение Добра, Красоты, Истины. Результатом деятельности школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного, на основе усвоения современной культуры, продолжать эстафету поколений.

В связи с этим может быть предложена следующая система мер.

В течение учебного года в школе необходимо проводить микроисследование по изучению уровня воспитанности учащихся. Оно зачастую показывает, что уровень воспитанности учащихся невысок: учащимся не хватает навыков культурного поведения, и они не всегда ведут себя корректно по отношению к учителям и друг другу, не владеют основами безопасности жизнедеятельности. Поэтому необходимо разработать алгоритм внеклассной работы: циклограмму экскурсий, общешкольных мероприятий, классных часов (ситуационные, тематические классные часы «Уходи прочь от беды», «Что такое самоконтроль?», «Поведение имеет последствия», встречи с инспектором ГАИ, по коррекции поведения ученика, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций), планирование жизнедеятельности классного коллектива на месяц с последующими оценкой и анализом. Формы мероприятий могут быть индивидуальными и различными для всего класса, группы. Необходима совместная работа с научными и методическими центрами. При выполнении этих условий можно достичь воспитания нравственности подрастающего человека.

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos - нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении, - такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» - науку об этих качествах. А «нравственность» - русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта:

1) ценности

2) регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Нравственные (моральные) регулятивы - это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», (« Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны.

Дидактическая игра на уроке иностранного языка помогает ребенку осознать важные нравственные признаки общения, такие как: доброта, любовь к ближнему, взаимовыручка. Игра - это действенное воспитательное средство. Она является одним из путей познания детьми мира, действительности. В игре ребенок осмысливает и переживает важные общественные события. В игре особенно ярко проявляются и формируются эмоции детей, приобретаются полезные умения, навыки и привычки, новые знания. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы "впечатывать" его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно усвоить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Широко используются игры для обучения иностранному языку. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила на них с первой и до последней минуты. Какие же игры и на каких этапах урока целесообразно проводить? Игры-соревнования, игры – путешествия, игры-тренинги, игровые ситуации, игры в ассоциации, игры, развивающие определенные психические процессы: память, наблюдательность, внимание, быстроту реакции. В игре ребенок учиться использовать полученные знания в новых условиях, которые максимально его активизируют, тем самым помогая ему лучше закрепить усвоенный материал. Эта форма работы поддерживает интерес детей к учению, развивает его. Дидактическая игра удерживает внимание детей на одном предмете довольно длительное время, эмоционально насыщенна. Участвуя в ней, ребенок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Игру можно назвать методом детской радости в воспитании положительного отношения к учению. Игровая деятельность и организация взаимоотношений детей в такой деятельности создает реальную возможность для формирования опыта коммуникативной деятельности, способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. Использование игр в учебном процессе развивает познавательную активность, творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Но игра - это еще и возможность организовать двигательную деятельность детей младшего школьного возраста на уроке, потребность в которой является наиболее важной биологической особенностью организма, а в настоящее время многими исследованиями отмечается, что воспитательно-образовательный процесс в школах характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности.

Не менее эффективна в воспитательном и учебном отношении групповая и парная форма работы на уроках иностранного языка. Использование этого вида деятельности как средства развития самостоятельности обучающихся способствует их содержательному сотрудничеству между собой на уроке, к чему проявляется несомненный интерес. В данном случае наличие партнера общения является важным положительным фактором. Работа в парах способствует формированию автоматизированных навыков владения языковым материалом. Учитель стимулирует работу школьников положительными оценочными репликами. Парная и групповая работа способствует развитию умения вести беседу, слушать и самому говорить, припоминая изученные структуры и лексику, оценивать свои достижения, сопоставляя их с деятельностью товарищей, осуществлять самоконтроль. В группу можно включать учеников по принципу общности интересов, личностных отношений. Парной работе обычно предшествует показ образца: учитель проводит беседу с одним из учеников, затем предлагает детям приступить к выполнению задания. По истечению короткого промежутка времени учитель опрашивает по одной паре из каждой группы на оценку. Упражнения с ключами для самоконтроля могут использоваться при самостоятельной работе в парах и индивидуальной работе в классе. Или один из учеников каждой пары получает текст упражнения (стимулы и образцы реакций на них, то есть ключи) и действует в роли учителя, второй – в роли ученика. Выполнив половину упражнения, они меняются ролями. При самостоятельной работе в классе учащийся сам читает стимулы один за другим и, не заглядывая в текст, реагирует на них, а затем сверяет свой ответ с ключом. При изучении иностранного языка хорошие результаты дают такие формы работы:

а) соревнования двух команд, включающие различные задания, в том числе и инсценировка диалога;

б) тематические конференции по развитию навыков разговорной речи с использованием ИКТ, наглядных пособий, дополнительной литературы;

в) тематические конференции, целью которых является подведение итогов по фронтальному чтению.

Педагогический контакт неразрывно связан с таким компонентом совре­менной методической и педагогической нормы, как успешное взаимодействие учителя и учащихся в учебной работе.

Возрастной потребности подростков в выработке обобщенных приемов умственной деятельности отвечают все те формы работы, которые предполагают иерархию и причинно – следственные зависимости элементов информации, выделение главного и пр. Школьникам свойственно такое душевное состояние, как ожидание общения, поиск общения. В нем они видят доказательства своей социальной и человеческой ценности. В таких условиях самовыражения личности и возникает реальная речевая задача, а также коммуникативная мотивация, обеспечивающая инициативное участие человека в общении.

Таким образом выбор рациональных форм организации учебного процесса приобретает первостепенное значение. Зачастую учитель видит два аспекта: как идёт усвоение программы и каково поведение ребёнка. Произошла неравнозначная подмена образования и обучения. Валеологи, физиологи, гигиенисты, считают, что ребёнка нужно видеть в целом; его психическое, физическое и функциональное состояние. Необходимо учитывать влияние всего комплекса факторов.

Внешних - социальных условий жизни, экологии, воздействия шко­лы, педагогического воздействия.

Внутренних - здоровья, изменений на каждом возрастном этапе; нагрузка, с которой связано школьное обучение, должна соответствовать возможностям растущего организма.

Сам учебный процесс выстраивается чаще без учёта физиологии и гигиены. Необходимо очертить рамки, в пределах которых учебный процесс эффективен и совпадает с возможностями и особенностями учащегося. Причины низкой эффективности обучения следует искать в том, что методы обучения, его тактика, программы занятий не всегда соответствуют физиологии того возраста, на который они рассчитаны. Однородные группы учащихся выделить невозможно; сколько детей, столько получается и классов. Разделение детей на группы (сильных и слабых) порождает социальную деза­даптацию. Создание в школе, классе ситуации «радости», «успеха», эмоциональной и психологической поддержки – требование времени. Важна реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательном процессе: уроки необходимо строить с учётом возрастных физиологических особенностей детей с частой сменой деятельности и проведением физкультурных минуток, динамических пауз. С целью укрепления и сохранения здоровья учащихся и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни следует систематически выполнять санитарно – гигиенические требования (проветривание кабинета, соблюдение светового режима и т.д.); учитывать гигиенические условия кабинета, обращать внимание на правильную посадку учеников во время урока, принимать во внимание рекомендации медработника образовательного учреждения. Уроки должны строиться оптимально комфортно для учащихся, чтобы учебная нагрузка не противоречила нормативно – правовым требованиям, методы обучения подбираются с учетом сохранения психоэмоционального и физического здоровья учащихся, высокого уровня общей работоспособности.

Надо помнить - идеальной методики не существует. Дети настолько разные, индивидуальные особенности их до такой степени явны и существенны, что необходимо всегда помнить - единой может быть только идея, а тактика и методика обучения должны быть разными.


 

Эффективные приемы создания эмоционально-положительной атмосферы обучения иностранному языку

Эффективные приемы создания эмоционально-положительной атмосферы обучения иностранному языку

Принципиальная процессуальность воспитания заключается в том, что воспитание предстает как независимо связанная система деятельности воспитателя и воспитанника, имеющая в основе динамично изменяющуюся систему отношений, избирательно…

Принципиальная процессуальность воспитания заключается в том, что воспитание предстает как независимо связанная система деятельности воспитателя и воспитанника, имеющая в основе динамично изменяющуюся систему отношений, избирательно…

И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением

И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением

В данном случае наличие партнера общения является важным положительным фактором

В данном случае наличие партнера общения является важным положительным фактором

С целью укрепления и сохранения здоровья учащихся и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни следует систематически выполнять санитарно – гигиенические требования (проветривание кабинета,…

С целью укрепления и сохранения здоровья учащихся и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни следует систематически выполнять санитарно – гигиенические требования (проветривание кабинета,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024