Статья "Экологическое образование младших школьников с нарушениями слуха"

  • docx
  • 21.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТАТЬЯ ПО ЭКОЛОГИИ.docx

Тема: «Экологическое образование младших школьников с нарушениями слуха»

 

Автор: Моисеева Раиса Ивановна –

учитель начальных классов

 

«Всё связано со всем.

Всё должно куда-то деваться.

Природа знает лучше.

Ничто не даётся даром»

 (Барри Коммонер, 1917-2012, США)

 

Экологическое образование, воспитание и просвещение подрастающего поколения выступает базовым аспектом экологической политики Томской области нашего региона, имеющего богатый запас природных ресурсов. Нефть и газ, бескрайние леса и необъятные болота – это тот природный потенциал, на основе которого устойчиво и целенаправленно развивается Томская область.

 

«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить» Сладков Артемий Николаевич, 1920-1995, Россия, СССР.

 

В настоящее время, каждый житель нашей планеты обязан проявлять экологическую культуру, образованность, мышление, поведение, владеть экологическими знаниями.

 

 

   В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. 

   Младший школьный период развития  ребёнка с особенностями в развитии имеет важное значение для его последующего просвещения в области экологии, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы помогает предупредить особенности в развитии, обеспечивает полноценное познавательное, социальное, личностное, экологическое развитие.

 

 

Экология в школе – это не мода, не очередное увлечение. Экология для начальных классов носит подготовительный характер, поскольку  закладывает у детей первоначально элементарные знания об окружающем мире. Для детей с нарушениями слуха необходима особая организация воспитательно-образовательной деятельности, содержание, формы, методы адекватные им возможностям.

 

В школе-интернате младшие школьники  получают элементарные сведения о живой и неживой природе, о пространственном размещении элементов природы, временном развитии организмов и среды их обитания, роли и месте человека в природе, его влиянии на природу и зависимости от природы.

 

Важным аспектом экологического образования младших школьников с дефицитарным развитием  является расширение представлений об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, природы. Познавательное развитие детей осуществляется в процессе дидактических и подвижных игр, в процессе ознакомления с окружающим миром, в различных видах труда, в ходе обучения изобразительной и конструктивной деятельности, в процессе участия вконкурса, олимпиадах различного уровня.

 

Главная цель обучения экологического образования -  формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребёнка к живой и неживой природе, к себе и окружающим людям, как части природы.

        Реализация  экологического образования осуществляется в формах, специфических для детей младшего школьного возраста, прежде всего в познавательной и исследовательской деятельности (ощупывание, сравнение, исследование), в форме творческой активности, обеспечивающей эстетическое развитие ребенка.

Задачи экологического образования:

формирование  первичных представлений  об окружающем мире; необходимости природоохранной деятельности;

развитие навыка наблюдений в природе за явлениями и объектами;

способности анализировать их;

формирование межпредметных связей в курсе развития речи и экологии, развитие творческого мышления.

- формирование системных  экологических понятий и представлений о  природе и мире как  среде жизнедеятельности человека;

- иллюстрирование этих понятий яркими, образными, хорошо   запоминающимися примерами, доступными для восприятия и  осознания  в данной возрастной группе;

- воспитание чувства любви к родному краю

побуждение бережного и сознательного отношения к родной природе

развитие творческих  способностей, познавательного интереса, логического мышления

умения устанавливать причинно-следственные связи

- воспитание экологической культуры и нравственности  как основы  взаимоотношений человека и природы;

- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе,  осознания ответственности за свои поступки;

- воспитание неравнодушия к  происходящему вокруг;

Вышеозначенные задачи позволяют более полно реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний о природе, обеспечить более надёжные основы экологической ответственности у детей с нарушениями слуха.

 

 

Вся практическая часть экологического образования наполнена: экскурсиями, наблюдениями, практическими работами, способствующими освоению первичных экологических и природоведческих понятий.

Экскурсия со слабослышащими и глухими детьми представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями, а именно: тематичностью, целеустремлённостью, наглядностью, демонстрационностью, эмоциональностью, и др.

       Реализация программы предусматривает использование разнообразных форм обучения:

- для дошкольников – практические занятия в уголке природы, комплексные экскурсии, игры.

- для учащихся начальной школы – вводные и обобщающие занятия, практикумы по изучению и охране окружающей среды, комплексные экскурсии, дидактические игры, практическая деятельность в окружающей среде.

 

Погода меняется по сезонам, температура воздуха, влажность, атмосферное давление, характер и количество осадков, облачность, промерзание и оттаивание почвы, замерзание и оттаивание ото льда водоёмов, появление первой весенней травки, первых цветов. Наши дети уже имеют опыт наблюдений и могут самостоятельно их проводить. Ежедневные наблюдения за погодой проходят в пределах школы. Наблюдая, слушая, ощущая, проговаривая дети получают возможность анализировать полученную из вне информацию, самостоятельно или с нашей помощью анализируют, делают выводы, умозаключения. Выбор материала экскурсии – его методическая разработка обеспечивает выработку у детей отношения  к природе, событиям, фактам.

 

 

Всё это оказывает влияние на растения и животных, в том числе и на человека. Поэтому в обязательном порядке организуем четыре экскурсии в природный комплекст, по одной в сезон. В основном это наблюдения за погодой, некоторыми другими явлениями природы, которые не требуют выхода в природные комплексы.. Весной, когда явления сменяют друг друга буквально по часам, фенологические наблюдения проводим один раз в три дня с посещением всех природных комплексов.

 

Преподавание экологии невозможно без наблюдений школьников в природе, без экскурсий в природу, без непосредственного контакта с «живой» природой.

 

говорить о природе уважительно, с чувством гор

   Экологическое образование и просвещение  несёт социальную ответственность. Допущенные в этой области ошибки обходятся очень дорого.

 

Ожидаемые результаты

1.      Повышение знаний детей о природе родного края, о целостности природных комплексов, о связи человека с окружающей средой.

2.      Осуществление преемственности между начальным и средним звеном через экологическое образование и воспитание.

3.      Формирование готовности к правильному взаимодействию с окружающей средой, реализации своих знаний в разнообразных ситуациях.

4.      Осознание себя, как носителя экологической культуры.

3.Заключение

Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в дошкольном возрасте и начальной школе необходимо уделять особое внимание экологическому воспитанию. Аспект экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Экологическое воспитание поможет сформировать у детей основы экологического мышления:

♦ воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;

♦ формирование чувства ответственности за сохранение природы;

♦ предотвращение появления агрессии по отношению к окружающему миру

 Разнообразные формы и методы работы будут способствовать развитию у детей с нарушениями слуха познавательного интереса, эмоционально-действенного характера, эстетического переживания, бережного отношения к природе.

Внеурочное календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию младших школьников с нарушениями слуха

1.2. План работы с родителями.

 

Направления работы Срок реализации.

Сбор растений, семян. Изготовление гербариев (родители + дети).       июнь, июль, август

Беседа с родителями «Опасные ситуации для леса» (опасно разводить костры, играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться, как должны вести себя в ситуации пожара).   

сентябрь

Наблюдения родителей и детей по дороге в сад «Почему деревья осенью раздеваются».         октябрь

 

Экология и здоровье (влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека). Разговор с врачом.

         октябрь

 

Осенняя ярмарка «Что нам осень принесла» (Выставка поделок. Игровое развлечение (педагоги + родители + дети)).        ноябрь

«Синичкин день». Приготовление корма для птиц. Изготовление и развешивание кормушек. ноябрь

Беседа «Зелёная красавица»

(бережное отношение к ёлкам).      декабрь

Подготовка и проведение новогоднего праздника (Пожарная безопасность при использовании иллюминации для елки,  материалов для изготовления костюмов, при  украшении зала, применении пиротехники и т.д.)     

декабрь

 

Совместные наблюдения по дороге в сад:

Деревья зимой (в инее, в снегу, голые).

«Что за чудо, эти снежинки»?!

«Следы на снегу»        

январь

Оформление выставки поделок «Зима на окошке»     февраль

Информирование родителей  «Правила безопасности на дороге» (гололёд и появление сосулек).   

март

Совместные наблюдения по дороге в сад:

«Зелёные островки» (проталины, первая зелень)

Первые цветы «мать и мачехи»

«Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы)       

апрель

Показ слайдов «Фитотерапия в нашей жизни» (здоровье наших детей) апрель

Беседа «Будь природе другом» (правила  поведения в природе). Задания на лето (сбор растений, семян, изготовление гербариев)        май

Оформление информационных стендов для родителей:

«Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»;

«Домашние растения (красота и польза)». Фотоснимки.

«Целительная сила деревьев». Материал для чтения.

«Ознакомление с природой через экологическую тропу» Материал для чтения в течение учебного года.

 

 

 

 

 

 

1.2. План работы с родителями.

 

Направления работы

Срок реализации.

Сбор растений, семян. Изготовление гербариев (родители + дети).

июнь, июль, август

Беседа с родителями «Опасные ситуации для леса» (опасно разводить костры, играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться, как должны вести себя в ситуации пожара).

 

сентябрь

Наблюдения родителей и детей по дороге в сад «Почему деревья осенью раздеваются».

октябрь

 

Экология и здоровье (влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека). Разговор с врачом.

 

октябрь

 

Осенняя ярмарка «Что нам осень принесла» (Выставка поделок.Игровое развлечение (педагоги + родители + дети)).

ноябрь

«Синичкин день». Приготовление корма для птиц. Изготовление и развешивание кормушек.

ноябрь

Беседа «Зелёная красавица»

(бережное отношение к ёлкам).

декабрь

Подготовка и проведение новогоднего праздника (Пожарная безопасность при использовании иллюминации для елки,  материалов для изготовления костюмов, при  украшении зала, применении пиротехники и т.д.)

 

декабрь

 

Совместные наблюдения по дороге в сад:

Деревья зимой (в инее, в снегу, голые).

«Что за чудо, эти снежинки»?!

«Следы на снегу»

 

январь

Оформление выставки поделок «Зима на окошке»

февраль

Информирование родителей  «Правила безопасности на дороге» (гололёд и появление сосулек).

 

март

Совместные наблюдения по дороге в сад:

«Зелёные островки» (проталины, первая зелень)

Первые цветы «мать и мачехи»

«Жёлтые пушистые комочки» (цветение вербы)

 

апрель

Показ слайдов «Фитотерапия в нашей жизни» (здоровье наших детей)

апрель

Беседа «Будь природе другом» (правила  поведения в природе). Задания на лето (сбор растений, семян, изготовление гербариев)

май

Оформление информационных стендов для родителей:

«Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»;

«Домашние растения (красота и польза)». Фотоснимки.

«Целительная сила деревьев». Материал для чтения.

«Ознакомление с природой через экологическую тропу» Материал для чтения.

 

 

в течение учебного года

 

 

              


 

 

 

        

 

5. Экологические физминутки

Лес. Деревья

Сосна

И.п.: о.с. 1 — вдох, руки вытянуть в стороны; 2 — наклон туловища вправо (выдох); 3 — и.п. (вдох); 4 — наклон туловища влево (выдох). Повторить 2—3 раза.

Елочка

И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2 — и.п. (вдох-выдох). Повторить 2—3 раза.

Береза

Стоит Алена, листва зелена,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза.)

И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2—3 раза.

Желуди

Детки в беретках с ветки упали,

Беретки потеряли.

(Желуди.)

И.п.: ноги вместе, руки за голову. 1 — подняться на носки (вдох); 2 — присесть (выдох). Повторить 2—3 раза.

Орех

В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

(Орех.)

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — сед с прямыми ногами (вдох); 2 — руки протянуть к носкам (выдох). Повторить 2—3 раза.

Вдыхаем запах леса

И.п.: о.с. 1 — руки поднять вверх (вдох); 2 — руки опустить вниз (выдох). Повторить 2—3 раза.

Послушай тишину и подыши

Шум леса

И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.

Эхо в лесу

И.п.: о.с. 1 — сложить руки рупором у рта (вдох); 2 — на выдохе громко произносить: «Ау! Ау! Ау!»; 3 — сложить руки рупором у рта (вдох); 4 — на выдохе тихо произносить: «Ау! Ау! Ау!». Повторить 2—3 раза.

Звуки леса

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — на выдохе произносить несколько раз: «Ку-ку!»; 3 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 4 — на выдохе произносить несколько раз: «Тук-тук-тук!»; 5 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 6 — на выдохе произносить несколько раз: «Стрр-стрр!». Повторить 2—3 раза.

                            Е. Алябьева

 

Список литературы.

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 6 статьи 11).

2. Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

( 17.10.2013, публикации: 25.11.2013г., зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384)

4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

 5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.

6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12

7. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.

8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

 

Экология для младшего школьного возраста. Издание «Русич», 1998

Экология. Методические рекомендации для 1чителей 1-4 классов

По заказу ОБЛУНО Регионального компонента образовательных стандартов. Томск – 1996. 60 стр.

Научно-методический журнал «Экологическое образование и просвещение в Томской области // 1 (1), декабрь 2013, тираж 100 экз.