Статья "Экологическое просвещение-основа формирования экологической культуры подрастающего поколения"
Оценка 4.7

Статья "Экологическое просвещение-основа формирования экологической культуры подрастающего поколения"

Оценка 4.7
Культурные мероприятия +2
docx
Междисциплинарный 4
25.05.2020
Статья "Экологическое просвещение-основа формирования экологической культуры подрастающего поколения"
В статье представлен опыт работы педагогов-организаторов муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Городская станция юных натуралистов" города Нижний Тагил по экологическому просвещению детей и молодежи при организации и проведении культурно-массовых мероприятий естественнонаучной направленности.
Статья экологическое просвещение-основа формирования экологической культуры.docx

Экологическое просвещение - основа формирования экологической культуры подрастающего поколения

В современных условиях динамично меняющегося мира возрастает роль

экологического просвещения различных групп населения, и прежде всего,

детей и молодежи. Формирование основ экологической культуры

подрастающего поколения является ключевой задачей, стоящей перед

образовательными учреждениями. По мнению специалистов, экологическая

культура определяется как система экологических знаний и умений,

способностей, отношений, ценностных ориентаций, формирующих целостную природоориентированную картину мира и проявляющихся в эффективной природо - и человеко-сберегающей деятельности. Основой формирования экологической культуры и воспитания бережного отношения к природе является экологическое просвещение - распространение знаний об

экологической опасности, здоровом образе жизни человека, информации о

состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

В городе Нижний Тагил муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов» заняло свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и молодежи, стала безальтернативным каналом массового распространения экологической информации, действенным участником процесса формирования экологической культуры учащихся города.

В нашем учреждении создана и успешно развивается система проведения

городских массовых мероприятий естественнонаучной направленности с

учащимися муниципальных образовательных учреждений города. Система

включает ежегодное проведение 81 городского мероприятия в соответствии с

муниципальным заданием, 9 «отраслевых» мероприятий в сфере образования, 20 календарных мероприятий, посвященных природе, 25 мероприятий для детей оздоровительных лагерей с дневным пребыванием. Система представляет единый учебно-просветительский комплекс,

отражающий доступность и свободу выбора, наглядность и связь с реальностью, учет возрастных особенностей и занимательность. Созданная система способствует экологическому просвещению, вовлечению детей в активный познавательный досуг, повышает уровень экологической культуры, социально экологическую активность, помогает предпрофессиональному самоопределению учащихся города. Основой системы служат созданная рабочая программа и перспективный план проведения мероприятий, базирующиеся на тесном сотрудничестве с муниципальными образовательными организациями, научными организациями, учреждениями профессионального образования и общественными экологическими организациями («Экология Тагил», природный парк «Река Чусовая», «Фторма ПТ» и другие). Педагоги станции используют в своей деятельности традиционные и инновационные формы и методы работы, направленные на экологическое воспитание, просвещение и образование учащихся города. Разработаны и успешно реализуются экологические программы, рассчитанные на длительную непрерывную работу с детьми разного возраста, вовлекающие их в практическую природоохранную деятельность. Наиболее значимыми из них являются: программы акций «Родники», «Марш парков», «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами», городских сборов детского экологического объединения «Зеленая волна», городских фестивалей юных натуралистов, городских природоохранных операций «Елочка», «Скворечник», «Семечко», «Серая шейка», «Зеленый наряд города», «Малым рекам чистоту и полноводность», «Кормушка», «Боровик», «Муравей»; городских выставок «ЮННАТ-20__», «Сохранять среду обитания это наше с тобою призвание», «ЮНЭКО__» и других; различных конкурсов: литературных работ по экологической тематике «Удивительный мир природы», экологического рисунка «Удивительное рядом», экологического плаката «Мы сохраним тебя, Урал», экологической газеты «Для нас актуальная тема: стабильная экосистема», поделок из природных материалов «Все то, что меня окружает, богатством своим поражает!», поделок из отходных материалов «Отходам дарим мы жизнь вторую и сохраняем планету родную», дневников и отчетов эколого- экспедиционных отрядов «Галерея живой природы», социальной рекламы «Стереотипы сознания зависят от воспитания», и другие; экологических праздников «Земля – наш общий дом», «Сохраним биологическое разнообразие родного города» и др. В ходе реализации экологических программ ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современными представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами урбанизации, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областями знаний. Особое место в практике нашей деятельности отводится игровым программам эколого-биологического содержания, которые являются одним из способов воспитания экологической культуры учащихся, формой экологического образования и просвещения, основанной на развертывании особой (игровой) деятельности их участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Педагогами создан целый пакет эколого-биологических игр, различающихся по технологиям их организации. Например: игры-миниатюры («Зеленый щит города», «Пятый лишний», «Эк-би-хо», «Экотир» и др.), игры–эпизоды («Цветы земной красы начало», «Жители станы Экос», «Сохранить и приумножить», «Путешествие в страну Агрос», «Вокруг света по стране Легумии» и др.); ролевые игры («Кто развеет тучи», «Голубое ожерелье

Тагила», «Как получить пятерку за здоровье», «Свалка по имени Земля» и др.).

С введением ФГОС дополняются содержание и методы организации

форм проведения массовых мероприятий, способствующих становлению,

воспитанию и развитию личности учащихся [1]. Применяются технологии

развивающего обучения, проектные, кейс технологии, дистанционного

обучения, формирования навыков трудовой деятельности, персонифицированного обучения; методы и формы их использования. Для

успешного проведения мероприятий осуществляется информационно-

технологическая поддержка, вносящая в содержание разнообразные носители информации (иллюстрации, видеофрагменты, компьютерную анимацию, слайды, тексты, сопровождаемые словами диктора, музыкой). Современные технологии позволяют средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивать логическое мышление детей, усиливать творческую составляющую мероприятий, максимально способствуя повышению качества образования участников. Презентации, видеоролики, используемые при проведении мероприятий, позволяют сделать мероприятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывающими у участников живой интерес. Созданная в нашем учреждении учебно-просветительская система

проведения культурно-массовых мероприятий, на наш взгляд, прививает

человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой,

совершенствует методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании [2]. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый человек, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

Список литературы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

общего образования (2017).

2 Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-

ФЗ (последняя редакция).


 

Экологическое просвещение - основа формирования экологической культуры подрастающего поколения

Экологическое просвещение - основа формирования экологической культуры подрастающего поколения

Разработаны и успешно реализуются экологические программы, рассчитанные на длительную непрерывную работу с детьми разного возраста, вовлекающие их в практическую природоохранную деятельность

Разработаны и успешно реализуются экологические программы, рассчитанные на длительную непрерывную работу с детьми разного возраста, вовлекающие их в практическую природоохранную деятельность

Тагила», «Как получить пятерку за здоровье», «Свалка по имени

Тагила», «Как получить пятерку за здоровье», «Свалка по имени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020