Воспитание экологической культуры младших школьников через игру.
Бирюлина Г.В.,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 72 г. Ульяновска
В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы. По расчетам ученых от 5 до 50 миллионов видов живых организмов может исчезнуть в ближайшем будущем. К 2025 году 2,8 миллиардов людей в 48 странах мира будут испытывать нехватку воды. Объем токсичных электронных отходов в мире через 10 лет увеличится в 500 раз. Пугающие цифры! Чтобы этого не случилось, чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. Экологическое образование, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
В школьном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Необходима большая работа по экологическому образованию, как в школе, так и семье. Только научившись жить в полном согласии с природой, можно лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
В начальных классах формируется мировоззрение ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Младший школьный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Дети младшего школьного возраста сопереживают, сочувствуют. Моя задача и состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности младшего школьника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. Экологические игры – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. При использовании экологической игры мои основные задачи состоят в следующем: формирование системы знаний о природе; формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; формирование коммуникативных умений и навыков.
Экологические игры могут содержать сюжет, роли, правила или только задания. Действия в таких играх обозначаются текстом, который определяет последовательность игры. В игре я создаю оптимальные условия для сплоченности и адаптивности детей среди сверстников, а также контроля своего поведения, проявления справедливости, уступчивости и требовательности. В игре формируются моральные качества, ответственность за порученное дело, чувство товарищества, согласование действий при достижении общей цели.
Познавательные экологические занятия провожу в природе или классе. Игры – диалоги, игры – поручения, игры – предположения развивают наблюдательность, память, воображение. В играх – предположениях дети допускают ситуацию, заданную вопросами: «Что бы я сделал?», «Как я могу помочь?». Например, игра «Оперативное решение» помогает развивать ситуационное мышление и обучает быстрому принятию разумных решений. При обсуждении каждый обосновывает свой выбор. Критика и несогласие должны носить доброжелательный характер. Игра «Выяви несоответствие», в которой на игровом поле среди обычных для выбранной природной среды предметов, выкладываю предметы, не соответствующие обстановке: пластмассовые изделия, ветки отсутствующих деревьев и другие. Каждая группа за 15 – 20 минут должна найти все несоответствия и показать результаты своей работы.
Игре «Превратим отходы в доходы» предшествовала игра «Мусор убираем – природе помогаем» и викторина «Что мы знаем об отходах?». Дети узнали, каким бывает мусор; научились сортировать его по разным контейнерам. Затем детям было предложено самим выбрать определенный вид отходов: бумагу, пластик, стекло и разработать технологию его переработки и полезного применения.
При проведении творческих конкурсов предлагаю задание: придумать сюжет экологического плаката и выполнить его методом художественной аппликации. Этот метод показывает полезное использование бытовых отходов в детском творчестве. Также применяю этот метод для изготовления памятных сувениров.
Соревновательные экологические игры основаны на такой особенности детей, как желание сравнить себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе. Конкурс «Природа и мы», «Самые, самые», «Что? Где? Когда?», КВН стимулировали активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений.
22 апреля в День Земли организовали игру «Юные экологи». В этой игре каждый участник, будучи представителем одной из выбранных профессий, рассуждал о том, как может он лично сократить количество мусора или какую помощь природе может оказать. Для конкурса «А знаете ли вы, что?» члены каждой команды провели исследования, результатом которых стали интересные факты из жизни природы. В следующий раз командная игра прошла в другом формате: вопрос – ответ – правильный ответ. Одна команда задает вопрос, а другая отвечает. После ответа команды – соперника свой развернутый ответ дает команда, подготовившая вопрос.
Очень интересно прошла интеллектуальная игра «Знатоки родного края». В ней приняли участие 3 команды. Каждая команда выбирала задания по категориям: «Цифры», «Растительный мир», «Животный мир» и т.д. Затем команды получили по 3 фотографии с изображением достопримечательностей города и его жителей. Необходимо было внимательно рассмотреть, что на них изображено, и рассказать об этом всем участникам. Оценивалась правильность и полнота ответов. Домашнее задание для капитанов было следующее: представьте себе, что к вам приехали родственники из другого города. Они хотели бы узнать о достопримечательностях Ульяновска. Куда бы вы повезли гостей, что интересного могли бы им рассказать об этом месте?
В играх - конкурсах дети демонстрируют свои знания, быстро принимают решения, выполняют практическую деятельность. В них всегда есть победители и проигравшие. В любом случае это стимулирует познавательную активность ребенка, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Эти игры – командные, а дети любят работать в группах, в командах.
Игры – путешествия, реальные или воображаемые, отличаются интересным сюжетом. Эти игры, с одной стороны, имеют сходство со сказкой, ее чудесами, с другой стороны, отражают реальные события, факты. Такие игры требуют самостоятельности, активности детей. Готовясь к ним, учащиеся работают с различными источниками информации, ищут нужный материал, формулируют вопросы. В игре – путешествии главное не соревнование, а познание окружающего мира. Недавно провели с детьми игры – путешествия «Земля – наш общий дом», «Путешествие по родному краю».
Анализируя проведенные игры, обращаю внимание на формирование экологической культуры детей; сотрудничество, понимание важности экологических проблем.
В процессе игровой деятельности я формирую у детей умение осознать себя частью мира, углубляю систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаю знания природоохранного характера, В результате, улучшилось качество знаний учащихся по окружающему миру, а самое главное – изменилось отношение к окружающей природе. Мои ученики стали активнее участвовать во внеурочных природоохранительных мероприятиях: акция «Поможем птицам», «Маленькой елочке хорошо в лесу», «Мусор разделяем – природе помогаем». Участвуя в общем деле, мои воспитанники учатся радоваться успехам друзей, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта. Знания о природном окружении нам необходимы не только для того, чтобы не мешать природе, но и уметь оберегать и поддерживать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.