Статья "Естественнонаучная система образования в МАУ ДО ГорСЮН города Нижний Тагил"

  • Лекции
  • Педсоветы
  • docx
  • 11.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье раскрыта роль естественнонаучной системы дополнительного образования в обеспечении прав обучающихся на качественное, доступное естественнонаучное образование, в развитии личности ребенка.
Иконка файла материала Естественнонаучная система образования.docx

Г.В. Еремина, Е.Н. Кадочникова,

Естественнонаучная система образования в МАУ ДО ГорСЮН города Нижний Тагил»

Естественнонаучное образование по праву считается одним из важнейших сфер естественно-научного миропонимания. Его роль в жизни человеческой цивилизации определяется не только новейшими открытиями в области генной инженерии, нанотехнологий, но и тем, что человечество осознает угрозу разрушения естественных биологических сообществ, исчезновение с лица земли многих видов живых организмов. В учреждениях дополнительного образования детей естественнонаучная направленность сегодня относится к числу самых востребованных. В целях реализации социального заказа новых составляющих современного востребованного обществом качества дополнительного естественнонаучного образования на городской станции юных натуралистов города Нижний Тагил создана естественнонаучная система образования. Задачами этой системы являются:

-нормативно–организационная - пропаганда нормативно-правовой основы деятельности станции в соответствии с федеральными, муниципальными (региональными), нормативными актами, составление и распространение нормативно–правовых и инструктивно-методических документов (положения, информационные письма и т.п.).

-дидактично – методическая - создание и развитие программно - методического обеспечения, адекватного целеполаганию дополнительного естественнонаучного образования детей города с учетом целей и задач регионального образования; обобщение передового педагогического опыта, организация и работа МО, организация семинаров, творческих учеб, конференций.

-информационно – проблемная - сбор, хранение и популяризация специальной литературы, методик, информации.

-практическая - оказание методической помощи педагогам в проведении различных видов занятий, досугово – массовых мероприятий, предоставление методических пособий и образцов документации, организация консультаций.

-опытно - инновационная и экспериментальная - внедрение инновационных технологий, методов и форм дополнительного естественнонаучного образования и воспитания в УВП, информатизация образовательной среды.

-редакционно - издательская - выпуск буклетов, проспектов, брошюр, рекомендаций; освещение деятельности в СМИ и публикациях.

Естественнонаучную систему образования нашего учреждения можно представить в виде подсистем: информационного, исследовательского, учебно-методического, аттестационно - диагностического, нормативно-правового, финансового и материально-технического обеспечения, а также подсистемы социально-психологической и профессиональной поддержки и правовой защиты, влияющих на конечные результаты деятельности.

Подсистема информационного обеспечения направлена на  эффективное и оперативное ознакомление с научно-методической информацией, нормативно-правовыми и управленческими документами, изучение информационных потребностей педагогов (определение области знания, необходимой для их работы; в каком виде они хотели бы получить информацию и др.); классификацию информационных потоков и систематизацию полученной информации, формирование банка данных. Налажены устойчивые каналы поступления и обмена информацией, каналы коммуникационного взаимодействия. На станции создано методическое объединение, творческие группы педагогов. На заседаниях МО, семинарах, творческих учебах с приглашением специалистов, педагоги станции и ОУ города знакомятся с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; приобщаются к опыту инновационной деятельности; узнают о новых направлениях в развитии системы образования, о содержании ОП, новых учебных пособиях, учебно-методических комплектах, электронных материалах, и т.п.; участвуют в организации и составлении информационных писем и положений по проведению досугово-массовых мероприятий и программ естественнонаучной направленности. Осуществляют выпуск буклетов, проспектов.

         Подсистема исследовательского обеспечения включает внедрение инновационных методов и форм естественнонаучного образования и воспитания в УВП, влияющих на становление компетентности, на развитие социально - значимых качеств личности. Например, игровых эколого-биологических программ: “Голубое ожерелье Тагила”, “Цветы – земной красы начало”, “Вокруг света по стране Легумия”, “Путешествие в страну Ойкос”, “Экологический бумеранг или несколько подарков человека себе и своему краю”, “Путешествие по родному краю”, “Путешествие по лесным станциям”, “Свалка по имени Земля”, “Жемчужина Каменного пояса” и др.; программ  экологических акций, природоохранных операций, социально-значимых конкурсов и т.п. Созданное научно-методическое обеспечение организационных форм дополнительного естественнонаучного образования и воспитания в защиту окружающей среды, направлено в первую очередь к чувствам ребенка, осмыслениям этих чувств, его компетентности.

Подсистема учебно-методического обеспечения включает обобщение и сбор драгоценных россыпей педагогического мастерства и достижений энтузиастов экологического движения. Пополнение учебно-методической базы УВП. Создание комплекса программно-методической продукции естественнонаучной, социально-педагогической, декоративно-прикладной, досугово-массовой направленности, включающего: типовую программно-методическую продукцию; адаптированную к современным условиям ПМП; вновь разработанную программно-методическую продукцию. Разработаны и апробированы учебные пособия для учащихся, учебные пособия для педагогов к авторским программам: ”Ознакомление с экологией родного края”, “Экологические основы культуры природопользования”, “Мониторинг окружающей среды и здоровья человека”. Разработаны и внедрены в УВП учебно-наглядные средства, дидактическая техника. Внедрены в образовательное пространство города программы досугово-массовых мероприятий. Наиболее значимыми из них являются: программы акций: «Родники», «Марш парков», «Остановим загрязнение города ТБО»; фестивалей юных натуралистов; Сборов юных экологов; природоохранных операций «Семечко», «Кормушка», «Елочка», «Скворечник», «Подснежник» и др. Особое место в практике нашей деятельности отводится игровым программам с эколого-биологическим содержанием, которые являются одним из способов воспитания экологической культуры учащихся, формой естественнонаучного образования, основанной на развертывании особой (игровой) деятельности их участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Нами создан целый пакет эколого-биологических игр, различающихся по технологиям их организации. Например, игры-миниатюры («Зеленый щит города», «Пятый лишний», «Найди родственников», «Экотир», и др.); игры –эпизоды («Цветы земной красы начало», «Грибная угадай-ка», «Вокруг света по стране Легумии», «Жители страны Экос», «Сохранить и приумножить», «Путешествие по лесным станциям», «Птички на кормушке», «Путешествие в страну Агрос» и др.); ролевые игры («Кто развеет тучи», «Свалка по имени Земля», «Тагил – жемчужина каменного пояса», «Сохраним биологическое многообразие города, в котором мы живем» и др.). Программы различных конкурсов: - литературных работ по экологии «Удивительный мир природы»; экорисунка «Удивительное рядом», фотоконкурса «Природа и мы», на лучшего знатока в области экологии и натурализма, учебно-исследовательских работ и проектов. Программы эколого-биологических праздников: «Земля наш общий дом», «Спасти и приумножить», «Встречайте вестников весны», урожая и т.п. Успешно реализуются программы: фестиваля «Тагил наш общий дом»; социальных проектов - «Экология и дети в 21 веке»; «В нашем городе нам жить, мы должны его любить», «Дерзайте мужеством свой город славить», »Мы за город свой в ответе, все и взрослые, и дети»», Мы за ЗОЖ», «За чистоту в ответе Мы» и др.; выставок: «Юннаты родному городу», «Вторая жизнь отходов», «Зимняя фантазия», «Осторожно первоцветы», и др.; различных экскурсий: систематические, сезонные, локальные, проблемные. Программы мероприятий разработаны с учетом возрастных групп учащихся. Эту подсистему можно назвать ведущей в структуре научно-методической деятельности, т.к. именно в ней концентрируются основное содержание, формы и методы работы по обеспечению результатов дополнительного естественнонаучного образования и воспитания.

         Подсистема аттестационно-диагностического обеспечения содержит диагностические и аттестационные процедуры объективного анализа, оценки реализации ДООП, программ досугово-массовой деятельности, научно-методического обеспечения станции. Создан диагностический инструментарий для изучения деятельности всех субъектов педагогического процесса (инструментарий по изучению мотивационной сферы, успеваемости, развитию интеллектуальных способностей и пригодности к обучению, социальных и эмоциональных признаков: общительности, коммуникативности, успешности и не успешности т.д.). Организован внутристанционный педагогический мониторинг УВП. Мониторинг осуществляется по нескольким направлениям: - мониторинг служб обеспечения, - мониторинг эффективности и качества работы педагогов, методистов, ответственных за проведение занятий (массовых мероприятий) в соответствии с их основными профессиональными функциями,- мониторинг исследования эффективности развития личности ребенка.

         Подсистема нормативно - правового обеспечения содержит нормативно-правовую основу деятельности станции в соответствии с федеральными, муниципальными (региональными), нормативными актами для запуска эффективных механизмов развития образовательной системы. Созданы нормативные акты, регулирующие взаимоотношения всех субъектов УВП (положение о детском экологическом объединении «Зеленая волна», положения о проведении досугово-массовых мероприятий с учащимися города, договора с субъектами образовательного сообщества и т.п.), а также локальные акты, стимулирующие творчество учащихся и педагогов.

         Подсистема финансового и материально - технического обеспечении включает рациональное использование бюджетных средств, а так же привлечение спонсорских и иных  внебюджетных средств. Материально-техническое обеспечение включает:

         - фонды материалов проведения досугово массовых мероприятий естественнонаучной направленности: фестивалей юных натуралистов, сборов юных экологов ДЭО "Зеленая волна", природоохранных операций, творческих конкурсов, акций, программ и т.п.;

         - фонды материалов, отражающих работу в каникулярное время;

         - фонды материалов семинаров, творческих учеб, конференций;

         - фонды материалов непрерывной педагогической практики для студентов;

         - фонды сценариев;

         - фонды методик учебно – исследовательских работ и проектов;

         - фонды методических рекомендаций;

         - образовательные и учебные программы;

         - дидактический, раздаточный, наглядный материалы по основным разделам биологии, экологии для разных возрастных групп обучающихся;

         - гербарий основных групп растений;

         - справочную литературу;

         - материалы о деятельности в средствах массовой информации;

         - нормативно – правовую документацию;

         - издательскую продукцию;

         - планы и протоколы МО;

         - планы и программы работы педработников;

         - аналитические отчеты о работе;

         - паспорт учебно-методического кабинета;

         - фотоматериалы о работе;

         - материалы по мониторинговым исследованиям;

         - контрольно – измерительные материалы;

         - результаты социального опроса;

          договора о социальном партнерстве;

         - сборники с публикациями;

         - ТСО.

         Подсистема социально-психологической и профессиональной поддержки, правовой защиты направлена на создание условий для социально-психологического комфорта и защищенности всех участников педагогического процесса, а также обеспечение соблюдения действующих правовых норм. Ведется работа по реализации Программы охраны и укрепления здоровья обучающихся. Разрабатываются  правила и советы для родителей “Воспитываем детей здоровыми”. Организовано взаимодействие с организациями и ведомствами в социуме станции. Оказывается поддержка одаренным детям, детям инвалидам, детям, имеющим социальные проблемы и дефекты в воспитании. Создаются условия для социализации и самореализации личности, способствующие вовлечению детского и взрослого населения в конкретный вид деятельности, прививаются навыки труда и творчества, содействующие росту самодеятельности и социальной инициативы жителей. Организация общественно-полезного содержательного досуга, развивает разнообразные увлечения, повышает личностную культуру детей и подростков, развивает общественно-полезные качества личности.

         Подсистема конечных результатов деятельности содержит конечные результаты по дополнительному естественнонаучному образованию.

         Естественнонаучная система образования станции юннатов в целом направлена на обеспечение последовательной реализации государственной  образовательной политики по развитию потенциала системы образования, обеспечение прав детей на качественное, доступное, адаптивное, дополнительное естественнонаучное образование, обеспечение максимального соответствия предлагаемых образовательных услуг тенденциям развития социально-экономического комплекса Свердловской области.-научного миропонимания. Его роль в жизни человеческой цивилизации определяется не только новейшими открытиями в области генной инженерии, нанотехнологий, но и тем, что человечество осознает угрозу разрушения естественных биологических сообществ, исчезновение с лица земли многих видов живых организмов. В учреждениях дополнительного образования детей естественнонаучная направленность сегодня относится к числу самых востребованных. В целях реализации социального заказа новых составляющих современного востребованного обществом качества дополнительного естественнонаучного образования на городской станции юных натуралистов города Нижний Тагил создана естественнонаучная система образования. Задачами этой системы являются:

-нормативно–организационная - пропаганда нормативно-правовой основы деятельности станции в соответствии с федеральными, муниципальными (региональными), нормативными актами, составление и распространение нормативно–правовых и инструктивно-методических документов (положения, информационные письма и т.п.).

-дидактично – методическая - создание и развитие программно - методического обеспечения, адекватного целеполаганию дополнительного естественнонаучного образования детей города с учетом целей и задач регионального образования; обобщение передового педагогического опыта, организация и работа МО, организация семинаров, творческих учеб, конференций.

-информационно – проблемная - сбор, хранение и популяризация специальной литературы, методик, информации.

-практическая - оказание методической помощи педагогам в проведении различных видов занятий, досугово – массовых мероприятий, предоставление методических пособий и образцов документации, организация консультаций.

-опытно - инновационная и экспериментальная - внедрение инновационных технологий, методов и форм дополнительного естественнонаучного образования и воспитания в УВП, информатизация образовательной среды.

-редакционно - издательская - выпуск буклетов, проспектов, брошюр, рекомендаций; освещение деятельности в СМИ и публикациях.

Естественнонаучную систему образования нашего учреждения можно представить в виде подсистем: информационного, исследовательского, учебно-методического, аттестационно - диагностического, нормативно-правового, финансового и материально-технического обеспечения, а также подсистемы социально-психологической и профессиональной поддержки и правовой защиты, влияющих на конечные результаты деятельности.

Подсистема информационного обеспечения направлена на  эффективное и оперативное ознакомление с научно-методической информацией, нормативно-правовыми и управленческими документами, изучение информационных потребностей педагогов (определение области знания, необходимой для их работы; в каком виде они хотели бы получить информацию и др.); классификацию информационных потоков и систематизацию полученной информации, формирование банка данных. Налажены устойчивые каналы поступления и обмена информацией, каналы коммуникационного взаимодействия. На станции создано методическое объединение, творческие группы педагогов. На заседаниях МО, семинарах, творческих учебах с приглашением специалистов, педагоги станции и ОУ города знакомятся с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; приобщаются к опыту инновационной деятельности; узнают о новых направлениях в развитии системы образования, о содержании ОП, новых учебных пособиях, учебно-методических комплектах, электронных материалах, и т.п.; участвуют в организации и составлении информационных писем и положений по проведению досугово-массовых мероприятий и программ естественнонаучной направленности. Осуществляют выпуск буклетов, проспектов.

Подсистема исследовательского обеспечения включает внедрение инновационных методов и форм естественнонаучного образования и воспитания в УВП, влияющих на становление компетентности, на развитие социально - значимых качеств личности. Например, игровых эколого-биологических программ: “Голубое ожерелье Тагила”, “Цветы – земной красы начало”, “Вокруг света по стране Легумия”, “Путешествие в страну Ойкос”, “Экологический бумеранг или несколько подарков человека себе и своему краю”, “Путешествие по родному краю”, “Путешествие по лесным станциям”, “Свалка по имени Земля”, “Жемчужина Каменного пояса” и др.; программ  экологических акций, природоохранных операций, социально-значимых конкурсов и т.п. Созданное научно-методическое обеспечение организационных форм дополнительного естественнонаучного образования и воспитания в защиту окружающей среды, направлено в первую очередь к чувствам ребенка, осмыслениям этих чувств, его компетентности.

Подсистема учебно-методического обеспечения включает обобщение и сбор драгоценных россыпей педагогического мастерства и достижений энтузиастов экологического движения. Пополнение учебно-методической базы УВП. Создание комплекса программно-методической продукции естественнонаучной, социально-педагогической, декоративно-прикладной, досугово-массовой направленности, включающего: типовую программно-методическую продукцию; адаптированную к современным условиям ПМП; вновь разработанную программно-методическую продукцию. Разработаны и апробированы учебные пособия для учащихся, учебные пособия для педагогов к авторским программам: ”Ознакомление с экологией родного края”, “Экологические основы культуры природопользования”, “Мониторинг окружающей среды и здоровья человека”. Разработаны и внедрены в УВП учебно-наглядные средства, дидактическая техника. Внедрены в образовательное пространство города программы досугово-массовых мероприятий. Наиболее значимыми из них являются: программы акций: «Родники», «Марш парков», «Остановим загрязнение города ТБО»; фестивалей юных натуралистов; Сборов юных экологов; природоохранных операций «Семечко», «Кормушка», «Елочка», «Скворечник», «Подснежник» и др. Особое место в практике нашей деятельности отводится игровым программам с эколого-биологическим содержанием, которые являются одним из способов воспитания экологической культуры учащихся, формой естественнонаучного образования, основанной на развертывании особой (игровой) деятельности их участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Нами создан целый пакет эколого-биологических игр, различающихся по технологиям их организации. Например, игры-миниатюры («Зеленый щит города», «Пятый лишний», «Найди родственников», «Экотир», и др.); игры –эпизоды («Цветы земной красы начало», «Грибная угадай-ка», «Вокруг света по стране Легумии», «Жители страны Экос», «Сохранить и приумножить», «Путешествие по лесным станциям», «Птички на кормушке», «Путешествие в страну Агрос» и др.); ролевые игры («Кто развеет тучи», «Свалка по имени Земля», «Тагил – жемчужина каменного пояса», «Сохраним биологическое многообразие города, в котором мы живем» и др.). Программы различных конкурсов: - литературных работ по экологии «Удивительный мир природы»; экорисунка «Удивительное рядом», фотоконкурса «Природа и мы», на лучшего знатока в области экологии и натурализма, учебно-исследовательских работ и проектов. Программы эколого-биологических праздников: «Земля наш общий дом», «Спасти и приумножить», «Встречайте вестников весны», урожая и т.п. Успешно реализуются программы: фестиваля «Тагил наш общий дом»; социальных проектов - «Экология и дети в 21 веке»; «В нашем городе нам жить, мы должны его любить», «Дерзайте мужеством свой город славить», »Мы за город свой в ответе, все и взрослые, и дети»», Мы за ЗОЖ», «За чистоту в ответе Мы» и др.; выставок: «Юннаты родному городу», «Вторая жизнь отходов», «Зимняя фантазия», «Осторожно первоцветы», и др.; различных экскурсий: систематические, сезонные, локальные, проблемные. Программы мероприятий разработаны с учетом возрастных групп учащихся. Эту подсистему можно назвать ведущей в структуре научно-методической деятельности, т.к. именно в ней концентрируются основное содержание, формы и методы работы по обеспечению результатов дополнительного естественнонаучного образования и воспитания.

Подсистема аттестационно-диагностического обеспечения содержит диагностические и аттестационные процедуры объективного анализа, оценки реализации ДООП, программ досугово-массовой деятельности, научно-методического обеспечения станции. Создан диагностический инструментарий для изучения деятельности всех субъектов педагогического процесса (инструментарий по изучению мотивационной сферы, успеваемости, развитию интеллектуальных способностей и пригодности к обучению, социальных и эмоциональных признаков: общительности, коммуникативности, успешности и не успешности т.д.). Организован внутристанционный педагогический мониторинг УВП. Мониторинг осуществляется по нескольким направлениям: - мониторинг служб обеспечения, - мониторинг эффективности и качества работы педагогов, методистов, ответственных за проведение занятий (массовых мероприятий) в соответствии с их основными профессиональными функциями,- мониторинг исследования эффективности развития личности ребенка.

Подсистема нормативно - правового обеспечения содержит нормативно-правовую основу деятельности станции в соответствии с федеральными, муниципальными (региональными), нормативными актами для запуска эффективных механизмов развития образовательной системы. Созданы нормативные акты, регулирующие взаимоотношения всех субъектов УВП (положение о детском экологическом объединении «Зеленая волна», положения о проведении досугово-массовых мероприятий с учащимися города, договора с субъектами образовательного сообщества и т.п.), а также локальные акты, стимулирующие творчество учащихся и педагогов.

Подсистема финансового и материально - технического обеспечении включает рациональное использование бюджетных средств, а так же привлечение спонсорских и иных  внебюджетных средств. Материально-техническое обеспечение включает:

- фонды материалов проведения досугово массовых мероприятий естественнонаучной направленности: фестивалей юных натуралистов, сборов юных экологов ДЭО "Зеленая волна", природоохранных операций, творческих конкурсов, акций, программ и т.п.;

- фонды материалов, отражающих работу в каникулярное время;

- фонды материалов семинаров, творческих учеб, конференций;

- фонды материалов непрерывной педагогической практики для студентов;

- фонды сценариев;

- фонды методик учебно – исследовательских работ и проектов;

- фонды методических рекомендаций;

- образовательные и учебные программы;

- дидактический, раздаточный, наглядный материалы по основным разделам биологии, экологии для разных возрастных групп обучающихся;

- гербарий основных групп растений;

- справочную литературу;

- материалы о деятельности в средствах массовой информации;

- нормативно – правовую документацию;

- издательскую продукцию;

- планы и протоколы МО;

- планы и программы работы педработников;

- аналитические отчеты о работе;

- паспорт учебно-методического кабинета;

- фотоматериалы о работе;

- материалы по мониторинговым исследованиям;

- контрольно – измерительные материалы;

- результаты социального опроса;

 договора о социальном партнерстве;

- сборники с публикациями;

- ТСО.

Подсистема социально-психологической и профессиональной поддержки, правовой защиты направлена на создание условий для социально-психологического комфорта и защищенности всех участников педагогического процесса, а также обеспечение соблюдения действующих правовых норм. Ведется работа по реализации Программы охраны и укрепления здоровья обучающихся. Разрабатываются  правила и советы для родителей “Воспитываем детей здоровыми”. Организовано взаимодействие с организациями и ведомствами в социуме станции. Оказывается поддержка одаренным детям, детям инвалидам, детям, имеющим социальные проблемы и дефекты в воспитании. Создаются условия для социализации и самореализации личности, способствующие вовлечению детского и взрослого населения в конкретный вид деятельности, прививаются навыки труда и творчества, содействующие росту самодеятельности и социальной инициативы жителей. Организация общественно-полезного содержательного досуга, развивает разнообразные увлечения, повышает личностную культуру детей и подростков, развивает общественно-полезные качества личности.

Подсистема конечных результатов деятельности содержит конечные результаты по дополнительному естественнонаучному образованию.

Естественнонаучная система образования станции юннатов в целом направлена на обеспечение последовательной реализации государственной  образовательной политики по развитию потенциала системы образования, обеспечение прав детей на качественное, доступное, адаптивное, дополнительное естественнонаучное образование, обеспечение максимального соответствия предлагаемых образовательных услуг тенденциям развития социально-экономического комплекса Свердловской области.