Статья "ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ВОСПИТАННИКАМИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»
Оценка 4.8

Статья "ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ВОСПИТАННИКАМИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
воспитательная работа
1 кл—11 кл
02.10.2020
Статья "ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ВОСПИТАННИКАМИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»
В статье говорится об особенностях несовершеннолетних, трудных подростков, поступающих в реабилитационный Центр и направлениях работы с ними.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ВОСПИТАННИКАМИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ.doc

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ВОСПИТАННИКАМИ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»

 

Воспитание  -  это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника  по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие-развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль воспитательного процесса, как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Проблема форм воспитательного процесса является исключительно актуальной, и заслуживает самого пристального внимания со стороны практиков.

Наибольшую эффективность воспитательной работы с педагогически запущенными детьми может обеспечить только комплексный подход. Обеспечить максимальный успех обучения и воспитания детей, уклоняющихся в своем поведении от общепринятых норм, можно лишь  в том случае, если проводимая с ними индивидуальная работа будет органически включена в комплекс всей воспитательной социально-реабилитационной деятельности учреждения. Следовательно, комплексный подход необходим и при планировании этой работы. Рассмотрим те направления работы, их цели, формы и методы, которые нужно предусмотреть при планировании работы с детьми данной категории.

·Изучение всего контингента вновь поступающих воспитанников, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними. Цели работы: выявление трудных подростков, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания несовершеннолетних; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, планирование работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода  путем наблюдения за изменениями личности и поведения. Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с воспитанниками, анкетирование, изучение работ, наблюдение за поведением в разных условиях их учебы, работы, досуга.

Все вышеперечисленные формы и методы работы с педагогически запущенными детьми используются в нашем учреждении. По результатам первичной диагностики у большей части воспитанников выявлен низкий уровень развития познавательных интересов и учебной мотивации, навыков самообслуживания, творческих способностей, узкий кругозор. Исходя из результатов диагностики, планируется работа с воспитанниками на реабилитационный период.

·Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных воспитанников. Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно-правового воспитания искоренить у определенных воспитанников эгоизм, равнодушное отношение к людям, безответственность, лень, неисполнительность, недисциплинированность, самоуверенность, заносчивость и другие недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность детского коллектива. Формы и методы работы: приобщение к коллективной деятельности, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций, организация индивидуального шефства над ними со стороны сверстников и взрослых, привлечение к общественно-полезному труду, тренировка в нравственных делах и поступках, систематическое использование поощрений, разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

Данное направление реализуется в реабилитационном Центре в результате использования вышеперечисленных форм и методов работы, а также в результате вовлечения несовершеннолетних в волонтерскую деятельность.

·Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения. Цель работы:преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением. Формы и методы: встречи с работниками полиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение воспитанников и их родителей, проведение тематических лекций и бесед.

Это направление реализуется в результате проведения воспитателями и специалистами  отделения социально-правовой помощи мероприятий на тему правового просвещения, по возможности, организуются встречи с работниками полиции.

·Половое воспитание.  Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем воспитанникам задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье,  вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения. Формы и методы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики нежелательной беременности и венерических заболеваний индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.

В нашем Центре систематически проводятся лекции и консультации медицинскими работниками, воспитателями - обсуждение фильмов, а также - индивидуальные беседы с несовершеннолетними.

·Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Цели работы: обучение приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях. Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся при выполнении домашних заданий, дополнительные учебные занятия, привлечение к мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков, поощрение за успехи в учебе.

Данному этапу уделяется особое внимание со стороны воспитателей и социальных педагогов.

·Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных детей. Цели работы: выработать у педагогически запущенных воспитанников привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки. Формы и методы работы: занятия спортивных кружков и секции, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных воспитанников.

Для максимальной занятости воспитанников в учреждении организована работа различных кружков, студий и секций; осуществляется регулярный контроль за соблюдением воспитанниками распорядка дня. С целью профилактики вредных привычек и формирования здорового образа жизни ведется работа по авторским программа «Наш выбор – здоровье»,  «Профилактика наркотической и алкогольной зависимости в подростковой среде», Уроки патриотизма и гражданственности», «Школа вежливости», «Профессиональное самоопределение», «Социально бытовая ориентировка», «Сбереги себя сам».

Результаты работы по вышеуказанным программам отражены в дневниках наблюдений воспитанников, осуществляется взаимосвязь с инструкторами по физической культуре по привлечению несовершеннолетних к занятиям в спортивных секциях.

·Работа с родителями педагогически запущенных воспитанников. Цель работы: изучение условий жизни и воспитания ребенка в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер к родителям, уклоняющихся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них. Формы и методы работы: консультации для родителей, педагогический, психологический и правовой патронажи.

Патронажи специалистами отделений проводятся, также ведутся журналы консультирования родителей воспитанников.

·Индивидуальная работа с педагогически запущенными воспитанниками.

Отрицательные проявления в духовном мире у отдельных детей обнаруживаются еще в начальной школе, но наиболее ярко проявляются в подростковом и старшем школьном возрасте.

Основные особенности педагогически запущенных воспитанников – совокупность личностных недостатков при ярко выраженном проявлении одного из них – лени, эгоизма, недисциплинированности, нечестности. Эти недостатки формируются под влиянием отчужденности в классном коллективе, неблагополучной обстановке в семье, отрицательного примера взрослых, конфликтных отношений с окружающими. Усиленное развитие недостатков обусловлено постоянным конфликтным состоянием подростка. Конфликт проявляется по-разному в каждом конкретном случае, но почти всегда, служит основной причиной отрицательного поведения.

Конфликтное состояние в связи с неблагоприятной семейной обстановкой проявляется в недисциплинированности, грубости, озлобленности, жестокости. Нередко развивается негативизм как следствие неуважения старших и потеря авторитета родителей.

Низкий статус педагогически запущенного воспитанника в коллективе, отсутствие возможности проявить себя  - основная причина конфликтов с педагогами и сверстниками. Неумение педагога помочь воспитаннику утвердиться в детском коллективе достойным образом, приводит к изоляции подростка в системе коллективных отношений; усиливается негативная эмоциональность восприятия того, что его окружает, которая проявляется либо в аффектных вспышках, ведущих к прямому конфликту со сверстниками, либо в уходе от коллектива в группу подобных себе. Ослабевает критическое отношение к себе как компенсация недостающих положительных оценок со стороны коллектива. Иногда подросток теряет чувство ответственности за свое поведение в силу разорвавшихся связей с коллективом.

Зная причины, усугубляющие личностные недостатки педагогически запущенного воспитанника, можно наметить специальную программу изучения его личности и перевоспитания:

·Уровень направленности, ведущие интересы, ценностные ориентации.

·Причина возникновения трудновоспитуемости, ранее оказавшие влияние на подростка и действующие поныне.

·Основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении ( в какой мере связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются)

·Взаимоотношения с педагогами, родителями, коллективом (кто пользуется авторитетом, с кем дружат, с кем конфликтует)

·Положительные качества, которые могут стать основой для преодоления недостатков.

·Самосознание и самооценка подростка (какие свои достоинства и недостатки осознает, какие не замечает и почему).

Отношения педагогически запущенных детей нормализуются в общей деятельности. Организация активной деятельности воспитанника предусматривает подбор нескольких, следующих друг за другом ответственных поручений, при выполнении которых устраняются те или иные элементы основного недостатка в процессе работы по устранению конфликта ребенка со сверстниками обращается внимание на то, как воспринимает коллектив результаты его деятельности, как реагирует на успехи и неудачи. Индивидуальные беседы с воспитанниками  об особенностях проявления его личностных качеств, в процессе деятельности и общения, беседа с коллективом о значительных и незначительных положительных изменениях в его поведении, поощрение этих изменений способствуют сближению коллектива и педагогически запущенного воспитанника.

Как итог всего вышесказанного, хочется отметить, что все восемь этапов в полной мере реализуются в работе с воспитанниками Центра «Полярная звезда» и  положительные результаты есть: включение, а в последствии проявление интереса к занятиям в кружках и студиях, дружеские отношения между воспитанниками Центра; уважительное отношение к специалистам Центра, отсутствие неуспевающих в школе и профессиональных учебных заведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                         

 

 

 

 


ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ

Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно-правового воспитания искоренить у определенных воспитанников эгоизм, равнодушное отношение к людям, безответственность, лень, неисполнительность, недисциплинированность, самоуверенность, заносчивость и…

Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно-правового воспитания искоренить у определенных воспитанников эгоизм, равнодушное отношение к людям, безответственность, лень, неисполнительность, недисциплинированность, самоуверенность, заносчивость и…

Данному этапу уделяется особое внимание со стороны воспитателей и социальных педагогов

Данному этапу уделяется особое внимание со стороны воспитателей и социальных педагогов

Конфликтное состояние в связи с неблагоприятной семейной обстановкой проявляется в недисциплинированности, грубости, озлобленности, жестокости

Конфликтное состояние в связи с неблагоприятной семейной обстановкой проявляется в недисциплинированности, грубости, озлобленности, жестокости

Центра « Полярная звезда » и положительные результаты есть: включение, а в последствии проявление интереса к занятиям в кружках и студиях, дружеские отношения между воспитанниками

Центра « Полярная звезда » и положительные результаты есть: включение, а в последствии проявление интереса к занятиям в кружках и студиях, дружеские отношения между воспитанниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2020