УДК 372.8
Страчкова-Ермакова Анастасия, магистрант 1 курса очной формы обучения направления «Педагогическое образование», профиль «Развитие личности средствами искусства» Института искусств СГУ имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, учитель музыки МОУ «Лицей №2», г. Саратов, Россия
Протасова Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института искусств СГУ имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия
А. Стачкова-Ермакова, С.В. Протасова
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный
университет им. Н.Г. Чернышевского», Институт искусств,
Саратов, Россия
Формирование базовых компетенций школьников в проектной деятельности на уроках музыки
Аннотация. В статье рассматривается роль проектной деятельности в развитии базовых компетенций на уроках музыки в общеобразовательной школе. В работе последовательно раскрывается понятие «компетенции», приведена существующая в специальной литературе классификация ключевых компетенций. Авторы рассматривают метод проектов, как один из способов развития базовых компетенций. Выделив в качестве ведущего творческий проект на уроках музыки в общеобразовательной школе, авторы описывают этапы работы над музыкальными проектами. Работа над творческими проектами со школьниками проходит мотивационный, организационный, информационно-операционный, рефлексивный этапы.
Ключевые слова: урок музыки, базовые компетенции, проектная деятельность, метод проектов, общеобразовательная школа.
. Stachkova-Ermakova, S.V. Protasov
Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Institute of Arts, Saratov, Russia
E-mail:strachkova.nastya@inbox.ru
FORMATION OF BASIC COMPETENCIES OF SCHOOLCHILDREN IN PROJECT ACTIVITIES IN MUSIC LESSONS
Annotation. The article examines the role of project activities in the development of basic competencies in music lessons in secondary schools. The concept of "competence" is consistently revealed in the work, and the classification of key competencies existing in the specialized literature is given. The authors consider the project method as one of the ways to develop basic competencies. Having singled out a creative project as a leader in music lessons at a secondary school, the authors describe the stages of work on musical projects. Work on creative projects with schoolchildren goes through motivational, organizational, information and operational, reflective stages.
Keywords: music lesson, basic competencies, project activity, project method, general education school.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает требования к освоению обучающимися программ основного общего образования, которыми выступают личностные, метапредметные и предметные результаты. Достижение запланированных результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается, в том числе посредством предметной области «Музыка». В результате освоения предмета школьники должны научиться определять специфику музыкального искусства, ее значение в культуре и синтетических видах творчества; жанры и формы музыки, характерные черты творчества композиторов; узнавать лучшие образцы русской и зарубежной классики; научиться петь в хоре и индивидуально; уметь интерпретировать художественные идеи и сюжеты в творчестве различных композиторов; различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
Помимо перечисленных знаний и умений обучающихся в предметной области «Музыка», в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о важности овладения школьниками компетенциями, составляющими основу их дальнейшего успешного образования [1]. В свете современных требований возникает необходимость развития у учащихся базовых компетенций, позволяющих гибко, креативно решать разнообразные жизненные и профессиональные задачи.
Сущность компетентностного подхода, определение его понятийного аппарата, выделение условий внедрения в образовательную практику на разных ступенях образования рассмотрены в исследованиях ведущих исследователей-экспертов в данной области: Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Л. Спенсером, А. В. Хуторским и другими.
Э.Ф. Зеер определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере»[1].
Общепринятой классификации ключевых компетенций не существует. В специальной литературе встречается стремление авторов создать такую классификацию, которая бы максимально охватывала виды деятельности обучающихся в сочетании с конвергентным подходом в образовании.
Модель классификации компетенций представлена И.А. Зимней, к которой ключевые компетенции поделены на три группы с десятью основными компетенциями. Ключевые компетенции сгруппированы таким образом, что первая группа компетенций относится к человеку как личности, вторая группа относится к социальной сфере человека и третья группа соотносится с деятельностью человека. Первая группа включает в себя такие виды компетенций как поддержание здорового образа жизни, стремление к личностному росту и самосовершенствованию, накопление знаний, соблюдение гражданских прав и свобод, норм морали, а также формирование собственного набора ценностей и взглядов.
Вторая группа компетенций выражается в способности человека взаимодействовать с обществом, семьей, трудовым коллективом, а также в умении грамотно излагать свои мысли, владеть коммуникативными навыками.
Третья группа компетенций характеризуется такими навыками как умение решать нестандартные задачи, способность планировать и прогнозировать, возможность преобразовывать полученную из различных источников информацию [2].
Коллектив авторов Орловского государственного университета Тенитилова К.С., Беляева В.Г., Абаева С.М. выделяют три взаимосвязанных группы:
1. Компетенции, связанные с деятельностью: познавательная, социально-трудовая, гражданско-правовая.
2. Компетенции, связанные с коммуникацией: информационная, межличностная, эмпатическая.
3. Компетенции, связанные со становлением внутреннего самосознания: ценностно-смысловая, социорефлексивная, аутопсихологическая, интеллектуальная, мотивационная, аналитическая, эмоционально-психологическая [3].
На основе вышеизложенного, выделим компетенции, которые необходимо формировать в предметной области «Искусство» (Музыка) в общеобразовательной школе:
· эмоционально-ценностные,
· познавательные,
· информационно-коммуникативная,
· рефлексивная,
· личностная.
Эмоционально-ценностная компетенция – это личное, эмоциональное взаимодействие с произведениями искусства, происходящее в различных формах музыкальной деятельности под руководством преподавателя.
Интерес к музыке основан на способности воспринимать интонационно-образное содержание музыкальных произведений. Учащиеся с начальной школы учатся воспринимать народную музыку, классическую музыку и сочинения современных авторов.
Познавательная компетенция – это наблюдение, определение интонационно-жанровых основ изучаемых музыкальных произведений и их стилевых характеристик; моделирование творческого процесса в рамках слушательской, исполнительской, импровизаторской и композиторской деятельности; поиск и установление значимых связей и отношений между составляющими музыкального целого; выявление характерных причинно-следственных связей; проведение сравнений, сопоставлений, классификаций произведений музыкального искусства на основании одного или нескольких предложенных критериев; поиск уникальных решений и самостоятельная реализация учебно-творческих заданий.
Информационно-коммуникативная компетенция – восприятие и понимание эмоционально-смыслового наполнения музыки, усвоение знаний о музыкальном искусстве и музыкальной культуре, выражение своего индивидуального ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в ходе совместного музицирования, умение вступать в диалог, использование различных источников информации. На занятиях необходимо применять разнообразные виды работы: обмен информацией о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, определение на слух особенностей различных стилей искусства, создание видеоматериалов, сравнительный анализ разных музыкальных стилей, написание собственных песен, создание видеороликов о композиторах.
Рефлексивная компетенция – это оценка процесса и результатов собственной музыкальной деятельности и работы других учеников с точки зрения получаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, приобретаемых музыкальных знаний, навыков и умений, опыта учебного музыкально-творческого развития; осознанный выбор области своих музыкальных интересов и возможностей.
Личностная компетенция - это набор качеств и характеристик личности, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с окружающим миром и успешно достигать поставленных целей.
Они включают в себя:
Эмоциональный интеллект – способность понимать и управлять своими эмоциями, а также умением распознавать и влиять на эмоции других людей.
Мотивация – стремление к достижению успеха, желание учиться и развиваться, а также готовность преодолевать трудности.
Ответственность – способность принимать решения и выполнять задачи самостоятельно, без постоянного контроля со стороны других.
Адаптивность – умение приспосабливаться к изменениям и быстро адаптироваться к новым обстоятельствам.
Коммуникабельность – способность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, умение слушать и убеждать.
Самоорганизация – умение планировать своё время и ресурсы, а также эффективно использовать их для достижения целей.
Креативность – способность генерировать новые идеи и находить нестандартные решения проблем.
Стрессоустойчивость –умение сохранять спокойствие и собранность в сложных ситуациях, способность быстро восстанавливаться после стресса.
Современным методом, используемым для поддержки компетентностного подхода на уроках музыки, является проектное обучение. [4]
Впервые метод проектов в практике музыкального образования был пользован В.Н. Шацкой, которая участвовала в педагогическом эксперименте по внедрению метода проектов в образовательную практику, организованном С.Т. Шацким в 1905 году. Метод проектов является эффективным инструментом для повышения интереса учащихся к музыке, поскольку позволяет учитывать индивидуальные музыкальные способности каждого ученика.
Задача учителя – организовать работу школьников над проектом, соблюдая несколько условий.
1. Тема должна быть актуальна. Необходим вариативный подход к выбору тем проектной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их музыкальных предпочтений. При выборе темы педагог должен учитывать наличие необходимых ресурсов и материалов, то есть исследовательской базы. Если такой базы нет или невозможно собрать необходимые данные, это часто приводит к недостаточно глубокому исследованию. Варианты тем могут быть различными: жизненный путь, творчество, интересные факты из жизни композиторов, история создания какого-либо музыкального инструмента, связь между произведениями разных композиторов, создание различных тематических концертов, сценариев, кроссвордов, музыкальных викторин и другие. Приведем примеры проектов, выполненных в общеобразовательной школе: «Эмоциональное воздействие музыки на человека», «Заменит ли синтезатор симфонический оркестр?», «Образы народного искусства.», «Музыка как оружие в борьбе за мир и свободу».
2.Проблема, которая формулируется, должна рассматриваться с различных точек зрения. Каждый проект включает рассмотрение нескольких аспектов: историю возникновения и развития какого-то музыкального явления или предмета, знакомит с исполнителями, раскрывает его значение в мире музыкальной культуры, исследует влияние на другие виды искусства.
3. При выполнении проектной работы необходимо вовлечь всех учащихся класса, предлагая им различные задания, разной сложности.
4. В презентации проекта важно качество оформления рисунков, музыки, диаграмм, результатов диагностики (опрос, интервью и др.), творческих заданий, презентаций.
Проектная деятельность может помочь развитию компетенций учащихся: формирует научно-теоретическое и нестандартное мышление, оказывает помощь в освоении основ исследовательской деятельности, создаёт ситуацию успеха, когда ребёнок переживает радость от своих открытий. Предоставляет возможность самостоятельного поиска знаний без готовых «рецептов», развивает способность к рефлексии.[5]
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность с общей целью, согласованными методами и способами деятельности, направленная на достижение общих результатов. Обязательное условие такой деятельности – наличие заранее определенных представлений о конечных результатах, этапах планирования и реализации проекта, включая их анализ и рефлексию по итогам деятельности. Результаты проектно-творческой работы разнообразны: эссе, размышления о музыкальном произведении, собственное музыкальное произведение, коллаж, презентация, видеоклип.[6]
Работа над проектом включает несколько этапов: мотивационный, организационный, информационно-операционный, рефлексивный.
На первом, мотивационном этапе, учитель пробуждает у учащихся интерес к проекту. Этот этап включает определение темы проекта, постановку цели и задач, а также формулировку проблемы, которая будет решаться в ходе проекта. Общение между учителем и учащимися часто приводит к оригинальным и творческим решениям, что повышает самооценку учащихся и их интерес к проектной деятельности.
Второй этап – организационный, заключается в планирование этапов проекта. На этом этапе разрабатывается план проекта, определяются задачи и порядок действий, распределяются обязанности между участниками проекта. Учащиеся делятся на группы или работают индивидуально. Собирается информация об источниках информации.
На третьем этапе, информационно-операционном, происходит реализация проекта. Учащиеся собирают и обрабатывают информацию, сортируют ее. Задача учителя на этом этапе – координировать работу, наблюдать за процессом, давать рекомендации и проводить консультации.
Завершающий этап проекта – рефлексивный. На этом этапе проводится защита проекта, обсуждение результатов и оценка деятельности. Этот этап помогает развивать научные навыки, демонстрировать достижения, анализировать процесс работы и оценивать ее результаты.
Благодаря работе над проектами ребенок не только развивается, но и повышает уровень своих музыкальных способностей, так как любая творческая деятельность связана с сопереживанием, сотрудничеством, соучастием, музыкально-художественной деятельностью, самостоятельным творческим отбором выразительных средств, интонаций.
Особенностью проектной методики является ее форма организации. При организации работы над проектом необходимо выполнить несколько условий.
Во-первых, проблема должна быть сформулирована таким образом, чтобы ученики привлекали факты из разных областей знаний и использовали различные источники информации. Важно вовлечь в работу всех учеников класса, предоставив каждому задание в соответствии с его уровнем подготовки.
Во-вторых, выполнение проекта связано с поиском новой информации, ее обсуждением и документированием. Некоторые проекты оформляются самостоятельно дома, другие создаются в классе с помощью учителя. Главное – не подавлять инициативу учеников, уважать любую идею и создавать атмосферу успеха.
Проектная деятельность на уроках музыки способствует интеграции как внутри образовательной системы, так и между базовым и дополнительным образованием. Проекты, объединяющие предметы общеобразовательного цикла с дисциплинами творческих направлений дополнительного образования, способствуют эффективному развитию учащихся.
Обучение не должно ограничиваться только получением знаний, умений и навыков. Они должны стать средством для развития самостоятельной музыкально-художественной и исследовательской деятельности учащихся, которая является основой для их творческого самоопределения.
Защита проекта может быть как индивидуальной, так и в форме коллективного мероприятия, например, соревнования между командами, музыкального ринга, обучающего мероприятия для родителей, музыкального представления, театрального представления, фестиваля искусств и других.
Образовательный процесс ориентирован на развитие творческой активности учащихся. В рамках урока музыки необходимо стимулировать у детей их творческий потенциал, воспитывать в ребенке инициативность и готовность к самостоятельным творческим шагам в области оценивания музыки, ее исполнения и возможного импровизирования.
Список использованной литературы и источников
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Тр.метод. семинара. URL: http:// www.ustu.ru
3. Тенилова К.С., Беляева В.Г., Абаева С.М.. Понятие, классификация и общая характеристика ключевых образовательных компетенций // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №4-3 (106). С. 122-124.
4. Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm.
5. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / В.С. Лазарев // Вопросы образования. 2015. – №3. – С. 292-307
6. Хуторненко В. С. Принципы проектного обучения в школе на примере предмета «Музыка» // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. №2. – С. 40-43.
7 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.