Формирование читательской деятельности обучающихся в урочное время
Акужаева Сания Амангалиевна
учитель начальных классов
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Енотаевская общеобразовательная школа-интернат»
Особенности развития личности школьника определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений и навыков является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное обучение. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Читательская компетентность является одной из ключевых компетентностей, формирование которой предполагает четкое представление о требованиях к соответствующим знаниям и навыкам в пределах различных учебных дисциплин.
Читательская компетентность учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка чтения каждого ученика. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе.
Проблема в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не секрет, что нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.
За последнее десятилетие немало работ посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Технология Н.А. Зайцева предлагает начинать обучение чтению с изучения сразу всех букв в открытых «складах», повторяя их за учителем на каждом уроке (классическая технология: изучаем букву и затем сливаем в слоги с уже изученными). Проблема обучения чтению в школе продолжает оставаться актуальной, особенно если это дети с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо искать пути и способы обучения детей чтению.
Такие дети испытывают трудности в построении распространенных предложений, беден словарь, невысок уровень развития фонематического слуха, как правило. Слабо развиваются коммуникативные умения школьников, их речевая активность. А если имеются логопедические нарушения, то обучение чтению превращается в мучительный процесс. Для предотвращения этого необходимо связать совершенствование навыка чтения с развитием интереса к чтению.
Процесс чтения для них трудоемкий, требует больших временных затрат. Поэтому перед учителем стоят 2 проблемы: развитие интереса к содержанию чтения и к самому процессу чтения.
Урок чтения начинается с речевой разминки. На этом этапе дети проговаривают чистоговорки: ча-ча-ча на столе горит свеча; скороговорки: Петя пилой пилил пень; читают хором весёлые стихи: У совы у старой не глаза, а фары. Круглые, большие, странные такие. В. Берестов; диалоги: А у меня в кармане гвоздь. А у вас? – А у нас гость. – А у вас? – А у нас сегодня кошка родила вчера котят … С. Михалков; песенки, потешки: Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!; фонетические загадки для развития фонематического слуха: Как рычит собака? Р-р-р.; разучиваем считалки, физминутки: Ёжик, ёжик – чудачек сшил колючий пиджачок, встал в кружок и ну считать, нам водилку выбирать и т.д.
На каждом уроке проводится пятиминутка чтения художественных книг, детских журналов. Дети по желанию одним-двумя предложениями передают содержание прочитанного отрывка.
А на этапе проверки домашнего задания вырабатывается не только техника чтения учащихся, а также проверка внимания, осмысленного чтения.
Даются задания следующего вида:
1) исправь ошибки (заменяю слова в предложении из текста другими словами). Осенью кошка пропала. (Весной.);
2) дополни словосочетания:
Пошли играть…(на дорогу), присел… (к земле);
3) закончи предложение:
Один раз дети пошли играть на дорогу…(и взяли с собой котенка).
Для формирования интереса к процессу чтения детям предлагается различные виды чтения:
а) жужжащее чтение;
б) чтение по цепочке;
в) чтение по цепочке с заданием (ребенок читает предложение, после команды учителя «стоп» ученик подчеркивает слово);
г) чтение по образцам с последующим анализом;
д) чтение по эстафете;
е) комбинированное чтение (в тексте выделяются предложения для чтения хором);
ж) сопряженное чтение (текст начинает читать учитель вместе с учеником, затем его голос «выключается», а ученики продолжают читать хором);
з) чтение 1+1 или 1+2 (ученик читает 1 или 2 предложения, следующий ученик повторяет эти предложения и читает еще 1 или 2 предложения и т.д.);
и) чтение учитель – ученик (учитель читает 2 предложения из абзаца, ученик повторяет эти предложения и читает дальше весь абзац);
к) чтение по ролям;
л) чтение-повторение с «воображаемым магнитофоном» (слабочитающий ученик слушает чтение абзаца сильным учеником, следит за чтением по тексту; затем после слов «магнитофон включен» прочитывает этот абзац сам);
м) выборочное чтение;
н) чтение с замазанными окончаниями;
о) контроль над чтением своих товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок;
п) чтение «буксир» (ученик читает текст с разной скоростью, все
остальные дети следят, по команде «стоп» читающий останавливается, чтение продолжает другой ученик);
р) чтение «с ошибкой» (учитель читает текст с начала, делая замены, ошибки, дети исправляют их);
с) сопряжённое чтение – текст начинает читать учитель с учениками хором, затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором;
т) чтение вида «Игра в прятки» (учитель читает предложение, дети должны быстро найти его в тексте и продолжить чтение) и т.д.
Успешность в обучении чтению зависит от мотивации деятельности ученика или наоборот успех рождает мотив: «У меня получается, поэтому я хочу». Важно создать ситуацию успеха, этому способствуют: самозамер скорости чтения, когда темп чтения «растет» на глазах; дозированные нагрузки, доступность и правильность заданий, постепенное нарастание сложности; учет индивидуальных особенностей в освоении чтения (читаешь 3 минуты, читаешь 2 абзаца). Для самостоятельного чтения можно предлагать перечитывать любимые стихи, сказки; для повышения скорости чтения каждодневные упражнения в аудировании. При регулярном использовании таблицы «Шульте» увеличивается периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет анализа большего пространства читаемого текста, так и за счет освоения одномоментного режима распознавания печатных символов.
Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, каждый учитель стремится к тому, чтобы процесс чтения учеников был менее тягостным, а общение с книгой приносило им радость. Библиографический список:
1. Ермакова И.М. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М.: Просвещение, 1996. - 143 с.
2. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. - М.: Ось-89, 2006. - 240 с.
3. Леонова П.И. Развитие читательской самостоятельности учащихся. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе / П.И. Леонова. - М.: Просвещение, 1980. - 126 с.
4. Пичерол Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 15-17.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.