Урок литературного чтения 1 класс
Тема: Знакомство с буквой Ю, ю.
Цель: Познакомить с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласных; раскрыть функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных, способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, содействовать воспитанию любознательности, культуры общения.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Повторение изученных букв, звуков, которые имеют эти буквы. ( наглядное пособие «Город Букв»)
1 вариант
- Какие бывают звуки?
- Как мы произносим гласные звуки?
- Как мы произносим согласные звуки?
- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?
А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.
Воздух
свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные
тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные
согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у).
- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ).
2 вариант
Игра «Дополни предложение»
1. Звуки бывают …(гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие).
2. Звуки мы…(слышим), а буквы…(пишем).
3. После твердых согласных , пишутся гласные…(а, о, ы, у).
4. После мягких согласных, пишутся гласные…(и, е, ё, я).
5. Как отличаются гласные от согласных?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
4.Работа над новым материалом.
1. Работа по учебнику
2. Звуковой анализ слов ключ, утюг.
и
Задания:
1) «прочитать» слово ключ, ведя указкой по схеме звукового состава слова;
2) произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; назвать первый звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его мягкую пару ([кь]);
3) произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; назвать второй звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его твердую пару ([л]);
4) произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен третий звук; назвать третий звук; определить, какой это звук; запомнить правило обозначения звука [у] после мягких согласных; познакомиться с буквой Ю (ю);
Знакомство с буквой Ю(ю).Знакомство с буквой ю учитель проводит так: «Какой буквой мы вчера обозначали звук [у] после твердых согласных? (Буквой у.) Но в слове ключ букву у ставить нельзя. Если в слове звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука (учитель показывает указкой на модели слова первую зеленую фишку) , он никогда не обозначается буквой у. Мы слышим звук [у], но после мягкого согласного обозначаем его буквой ю.
Чтобы О не
укатилось
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
получилась буква Ю
1. Физминутка
- Приседаем, если в слове есть буква Ю:
юнга |
яма |
руки |
строю |
стою |
ель |
юмор |
рою |
мою |
еду |
юркий |
пью |
5 ) обозначить звук [у] после мягкого согласного звука буквой ю;
6) найти четвертый звук в слове ключ; обозначить мягкий согласный звук [ч'] фишкой зеленого цвета;
7) повторить правило: если в слове звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой ю;
8) определить, сколько в слове ключ согласных звуков, гласных звуков, сколько всего в слове ключ мягких согласных, сколько твердых согласных, на сколько мягких согласных больше, чем твердых;
9) провести самостоятельно звукобуквенный анализ слова утюг,
10) объяснить, какие буквы понадобились для обозначения гласных звуков и почему.
5. Закрепление изученного материала.
1.
- С какой буквой
познакомились?
2. Какой звук ю? гласный или согласный?
3. Сколько звуков дает буква Ю?
Итог
урока
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.