Статья: "Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся – от начальной к основной школе".
Оценка 4.9

Статья: "Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся – от начальной к основной школе".

Оценка 4.9
docx
07.06.2024
Статья: "Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся – от начальной к основной школе".
Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.docx

Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся – от начальной к основной школе

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Аннотация: в предложенной статье представлено описание типов учебных заданий, нацеленных на формирование естественнонаучной грамотности на уроках в начальной и основной школе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, преемственность, типы учебных заданий, виды деятельности, технологии.

 

Formation of students’ science literacy - from primary to secondary school

Annotation:  the proposed article provides a description of the types of training tasks aimed at the formation of natural science literacy on the lessons in primary and secondary schools

Glossary: аctivities, continuity, educational technologies, functional literacy, kinds of learning tasks, science literacy

Современный выпускник должен быть социально адаптивен, уметь применять теоретические знания на практике, быстро перестраиваться на приобретение новых знаний и умений. Большую роль в реализации этих свойств личности играет функциональная грамотность. Известный лингвист и психолог А.А. Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». 

Одной из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность как способность учащихся научно объяснять явления, понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. В формировании естественнонаучной грамотности ученикам помогает сначала предмет «Окружающий мир», в содержание которого входят обобщенные первоначальные знания о природе, обществе, человеке, далее эстафету подхватывают учителя – предметники.  Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, но школьные команды учителей могут и должны работать в данном направлении.

Как сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным, интересным для ребенка, помня  о преемственности?

С этой целью были проанализированы виды деятельности обучающихся на уроках при формировании функциональной грамотности (Таблица 1)

Таблица 1

Виды деятельности обучающихся на уроках по формированию функциональной грамотности

Начальное общее образование

Основное общее образование

Наблюдают, характеризуют,

классифицируют, узнают об опыте, моделируют, выполняют простые опыты в классе и дома,

экспериментируют, применяют свой первоначальный опыт

Описывают, объясняют явление,

используют и строят модели явлений и процессов, прогнозируют, анализируют, формулируют выводы на основе имеющихся данных, выдвигают гипотезы, проводят исследование, интерпретируют

 

Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать приемы и методы следующих технологий:

- технология проектной деятельности;

- информационно – коммуникативные;

- технология проблемного обучения.

Типы учебных заданий:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

На уроках окружающего мира (начальная школа)

А) задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. Этот тип заданий самый распространенный в учебнике «Окружающий мир». Например, «соедини линиями понятие», «расскажи, как устроен микроскоп», «пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике»;

Б) задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности. Например, «Вы собираетесь в отпуск на месяц. За вашими любимыми фиалками согласился ухаживать ваш лучший друг. Напишите другу записку о том, как ухаживать за цветами»;

В) задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. Эти задания на установление причинно – следственных связей, требующие от обучающихся, на основе проблемы, находить решение и давать объяснение.

На уроках биологии (основная школа):

А) задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотностиНапример, «Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема)», «Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи - «Зачем?», «Почему?», «Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы», «Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению»);

Б) задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

Например, «Выделите для себя из текста полезные знания», «Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему….», «Как…», «Каким образом…» и др.

В) задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуацийНапример, «Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением», «Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала».

Очень полезны тексты – задачи, которые содержат «недосказанности», «избыточную» информацию, это создаст необходимость выделить для решения задачи только ту информацию, которая взаимодействует с предстоящим действием.

В заключении хочется сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать уверенные шаги в условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс достижения высоких образовательных результатов.

 

__________________

1. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П.: Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся Издательство: Каро, 2019. Серия: Петербургский вектор введения ФГОС.

2. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана – Граф, 2018. 288 с.

3. Горшкова Н.Н. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии: // Образовательный диалог. -2020. - № 1.


 

Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся – от начальной к основной школе

Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся – от начальной к основной школе

Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать приемы и методы следующих технологий : - технология проектной деятельности; - информационно – коммуникативные; - технология проблемного обучения

Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать приемы и методы следующих технологий : - технология проектной деятельности; - информационно – коммуникативные; - технология проблемного обучения

Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э

Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024