Формирование финансовой грамотности в начальной школе
как педагогическая задача
Необходимость изучения вопросов финансовой грамотности в школе обусловлена тем,
что современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни общества. Дети активно
самостоятельно покупают товары на карманные деньги, пользуются пластиковыми картами,
совершают покупки в Интернете. Но не имеют представления о том, как правильно расхо-
довать деньги.
Таким образом, дети с раннего возраста являются участниками торгово-финансовых вза-
имоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. По-
этому уроки финансовой грамотности сегодня имеют особую актуальность.
«Финансовая грамотность – представляет собой знание и понимание финансовых поня-
тий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для
принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия
в экономической жизни.»
В начальной школе не предусмотрено самостоятельного обязательного предмета основы
финансовой грамотности. Тем не менее, формирование финансовой грамотности является
обязательным в 1-4 классах, что закреплено в Федеральном государственном образователь-
ном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО).
В ФГОС НОО элементы финансовой грамотности включены в требования к результатам
освоения предметов «Математика» и «Окружающий мир» (пп. 7 п. 43.4 и пп. 9 п. 43.5 ФГОС
НОО).
Так как в учебном плане начальной школы самостоятельного предмета, связанного с фор-
мированием финансовой грамотности не предусмотрено, целесообразно встраивать изуче-
ние вопросов финансовой грамотности в предметы «Окружающий мир», «Математика»,
«Литературное чтение (Обучение грамоте)», «Технология». Это может быть целое занятие,
посвященное изучению вопросов финансовой грамотности или фрагмент занятия.
В предмете «Окружающий мир» целесообразно учитывать согласование изучаемой темы
по окружающему миру и содержания вопросов финансовой грамотности.
При встраивании элементов финансовой грамотности в предметы «Математика», «Лите-
ратурное чтение» и «Технология» целесообразно проводить сюжетные уроки в соответ-
ствии с темами предлагаемых занятий. В частности, при отборе содержания изучения во-
просов финансовой грамотности необходимо учитывать личный социальный опыт уча-
щихся и их интересы. Учебный материал должен быть практико-ориентированный, погру-
жать учащихся в понятную жизненную ситуацию, требующую решения. Значительную
часть материала целесообразно передавать через иллюстрации. Обучающиеся погружаются
в представленную ситуацию и побуждаются к участию в принятии определенных решений.
Для определения тем занятий (фрагментов занятий) по финансовой грамотности, необхо-
димо ориентироваться на требования к результатам освоения предметов «Математика» и
«Окружающий мир», отраженных в ФГОС НОО, в частности к предметным результатам.
Разработчики Учебно-методического комплекса «Введение в финансовую грамотность»
под редакцией Е.Л. Рутковской предлагают для изучения в начальной школе 5 модулей:
1. Зачем нужны деньги и как они появились.
2. Доходы и расходы семьи.
3. Учимся копить и тратить.
4. Осторожно! Финансово опасно! (Защита от мошенничества).
5. Своё дело (Основы предпринимательства в игровой форме).
Содержание перечисленных модулей отражает требование ФГОС НОО к элементам фи-
нансовой грамотности.
От учителя требуется провести большую работу для организации встраивания изучения
вопросов финансовой грамотности в учебные предметы. Для этого, в первую очередь,
нужно проанализировать рабочие программы по математике, окружающему миру,
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
СОВРЕМЕННАЯ
начальная школа
27 ВЫПУСК № 4 (80) 2025
литературному чтению (обучению грамоте), технологии. Определить, какие темы, заявлен-
ные в программе по предмету, согласуются с содержанием вопросов финансовой грамотно-
сти. На основании проведенного анализа составить календарный план интегрированных
уроков.
Приведем несколько примеров изучения вопросов финансовой грамотности на уроках в
первом классе.
Так, например, при изучении по окружающему миру темы «Семейные традиции. Труд и
отдых в семье» можно составить беседу о заработной плате родителей, о планировании от-
дыха, о расходах семьи. На обобщающих уроках по математике можно решать математиче-
ские задачи по финансовой грамотности. На примере произведения Н.Н. Носова «Заплатка»
следует объяснить учащимся о том, что не всегда нужно покупать новые вещи, если старые
можно отремонтировать, починить. А на уроке технологии можно изготовить копилку из
бумаги и картона.
Для организации работы по формированию у младших школьников финансовой грамот-
ности для учителей и обучающихся разработано достаточно большое число методических и
образовательных ресурсов.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне начального образова-
ния, обучающиеся должны знать:
− понимание природы и функции денег,
− умение ценить деньги,
− умение считать деньги,
− умение составлять финансовые отчеты (доходы и расходы семьи),
− умение экономить и сберегать,
− умение тратить деньги и жить по средствам,
− умение делиться.
Таким образом, развитие навыков работы с финансами становится одним из приоритет-
ных направлений работы учителя в начальной школе. Для достижения высоких результатов
в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направле-
нии должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
Список литературы:
1. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому
комплексу «Введение в финансовую грамотность» / Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова,
Е.С. Королькова, А.А. Козлова и др.; под общ. Ред. Е.Л. Рутковской. – М., Интеллект-Центр,
2020. – 56 с.
2. Методические рекомендации по обеспечению общеобразовательными организациями
достижения результатов реализации основы образовательных программ по финансовой гра-
мотности на уровне начального общего и основного общего образования. / Состав. Н.В. Но-
вожилова, С.Н. Силина. – М. Национальный исследовательский университет «Высшая
школа экономики» Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы
общего и среднего профессионального образования, 2023. – 52 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова-
ния. (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. №286).
4. Федеральная образовательная программа начального общего образования. (Утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372).
СЕТЕВОЕ_
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.