Статья "Формирование финансовой грамотности в начальной школе как педагогическая задача учителя"

  • docx
  • 04.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11111.docx

Формирование финансовой грамотности в начальной школе

как педагогическая задача

 

Необходимость изучения вопросов финансовой грамотности в школе обусловлена тем,

что современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни общества. Дети активно

самостоятельно покупают товары на карманные деньги, пользуются пластиковыми картами,

совершают покупки в Интернете. Но не имеют представления о том, как правильно расхо-

довать деньги.

Таким образом, дети с раннего возраста являются участниками торгово-финансовых вза-

имоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. По-

этому уроки финансовой грамотности сегодня имеют особую актуальность.

«Финансовая грамотность – представляет собой знание и понимание финансовых поня-

тий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для

принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих

улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия

в экономической жизни.»

В начальной школе не предусмотрено самостоятельного обязательного предмета основы

финансовой грамотности. Тем не менее, формирование финансовой грамотности является

обязательным в 1-4 классах, что закреплено в Федеральном государственном образователь-

ном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО).

В ФГОС НОО элементы финансовой грамотности включены в требования к результатам

освоения предметов «Математика» и «Окружающий мир» (пп. 7 п. 43.4 и пп. 9 п. 43.5 ФГОС

НОО).

Так как в учебном плане начальной школы самостоятельного предмета, связанного с фор-

мированием финансовой грамотности не предусмотрено, целесообразно встраивать изуче-

ние вопросов финансовой грамотности в предметы «Окружающий мир», «Математика»,

«Литературное чтение (Обучение грамоте)», «Технология». Это может быть целое занятие,

посвященное изучению вопросов финансовой грамотности или фрагмент занятия.

В предмете «Окружающий мир» целесообразно учитывать согласование изучаемой темы

по окружающему миру и содержания вопросов финансовой грамотности.

При встраивании элементов финансовой грамотности в предметы «Математика», «Лите-

ратурное чтение» и «Технология» целесообразно проводить сюжетные уроки в соответ-

ствии с темами предлагаемых занятий. В частности, при отборе содержания изучения во-

просов финансовой грамотности необходимо учитывать личный социальный опыт уча-

щихся и их интересы. Учебный материал должен быть практико-ориентированный, погру-

жать учащихся в понятную жизненную ситуацию, требующую решения. Значительную

часть материала целесообразно передавать через иллюстрации. Обучающиеся погружаются

в представленную ситуацию и побуждаются к участию в принятии определенных решений.

Для определения тем занятий (фрагментов занятий) по финансовой грамотности, необхо-

димо ориентироваться на требования к результатам освоения предметов «Математика» и

«Окружающий мир», отраженных в ФГОС НОО, в частности к предметным результатам.

Разработчики Учебно-методического комплекса «Введение в финансовую грамотность»

под редакцией Е.Л. Рутковской предлагают для изучения в начальной школе 5 модулей:

1. Зачем нужны деньги и как они появились.

2. Доходы и расходы семьи.

3. Учимся копить и тратить.

4. Осторожно! Финансово опасно! (Защита от мошенничества).

5. Своё дело (Основы предпринимательства в игровой форме).

Содержание перечисленных модулей отражает требование ФГОС НОО к элементам фи-

нансовой грамотности.

От учителя требуется провести большую работу для организации встраивания изучения

вопросов финансовой грамотности в учебные предметы. Для этого, в первую очередь,

нужно проанализировать рабочие программы по математике, окружающему миру,

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

СОВРЕМЕННАЯ

начальная школа

27 ВЫПУСК № 4 (80) 2025

литературному чтению (обучению грамоте), технологии. Определить, какие темы, заявлен-

ные в программе по предмету, согласуются с содержанием вопросов финансовой грамотно-

сти. На основании проведенного анализа составить календарный план интегрированных

уроков.

Приведем несколько примеров изучения вопросов финансовой грамотности на уроках в

первом классе.

Так, например, при изучении по окружающему миру темы «Семейные традиции. Труд и

отдых в семье» можно составить беседу о заработной плате родителей, о планировании от-

дыха, о расходах семьи. На обобщающих уроках по математике можно решать математиче-

ские задачи по финансовой грамотности. На примере произведения Н.Н. Носова «Заплатка»

следует объяснить учащимся о том, что не всегда нужно покупать новые вещи, если старые

можно отремонтировать, починить. А на уроке технологии можно изготовить копилку из

бумаги и картона.

Для организации работы по формированию у младших школьников финансовой грамот-

ности для учителей и обучающихся разработано достаточно большое число методических и

образовательных ресурсов.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне начального образова-

ния, обучающиеся должны знать:

понимание природы и функции денег,

умение ценить деньги,

умение считать деньги,

умение составлять финансовые отчеты (доходы и расходы семьи),

умение экономить и сберегать,

умение тратить деньги и жить по средствам,

умение делиться.

Таким образом, развитие навыков работы с финансами становится одним из приоритет-

ных направлений работы учителя в начальной школе. Для достижения высоких результатов

в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направле-

нии должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

Список литературы:

1. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому

комплексу «Введение в финансовую грамотность» / Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова,

Е.С. Королькова, А.А. Козлова и др.; под общ. Ред. Е.Л. Рутковской. – М., Интеллект-Центр,

2020. – 56 с.

2. Методические рекомендации по обеспечению общеобразовательными организациями

достижения результатов реализации основы образовательных программ по финансовой гра-

мотности на уровне начального общего и основного общего образования. / Состав. Н.В. Но-

вожилова, С.Н. Силина. – М. Национальный исследовательский университет «Высшая

школа экономики» Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы

общего и среднего профессионального образования, 2023. – 52 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова-

ния. (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая

2021 г. №286).

4. Федеральная образовательная программа начального общего образования. (Утверждена

приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372).

СЕТЕВОЕ_