СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ"
Оценка 4.8

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ"

Оценка 4.8
docx
21.11.2021
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ"
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ.docx

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

 

Целью обучения русскому языку является формирование у обучающихся следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной.

Коммуникативная компетенция является одной из приоритетных, ведь язык – это средство обще- ния, социализации и адаптации обучающихся в современном мире. Обучение на основе общения являет- ся сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Ком- муникативное обучение – это такой способ организации образовательного процесса, при котором отно- шения между обучающимся и учителем основаны на сотрудничестве. Формировать коммуникативную компетенцию можно, используя все образовательные технологии, в том числе и объяснительно- иллюстративные. Но оптимальными будут, конечно, личностно-ориентированные и технологии разви- вающего обучения.

В урочной и внеурочной деятельности я использую современные образовательные техно- логии и их элементы: группового способа обучения; игровая; проблемного обучения; проект- ная. Особое место среди других  технологий занимают информационно - коммуникационные технологии.

Объединение технологий и техник в интегрированной образовательной модели дает це- лостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базо- вые компетентности, коммуникативную и познавательную.

Игровая технология

Игровая технология незаменима на уроках русского языка в 5 -7 классах. Работа в груп- пах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более проч- ному усвоению знаний, развитию  коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предме- ту. В целях создания ситуации соревновательности, переключения внимания на уроке, ра з- вития интереса к предмету я предлагаю обучающимся 5-7 классов самим создавать лингви- стические игры.

В старших классах предлагаю обучающимся на уроках попробовать себя в роли учителя: они готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, го- товят мультимедийные презентации по теме урока.

Групповая технология

На уроках мы работаем в парах и группах: составляем диалоги, обсуждаем творческие работы, осуществляем взаимопроверку письменных работ, например, словарных диктантов

«По следам ошибок». В группах обучающиеся готовили мультимедийные презентации для урока «Отзыв о книге», из которых мы составили электронную книгу отзывов.

Технология проблемного обучения

Постановка проблемы важна, на мой взгляд, в материале любого урока. Вопрос «Поче- му?» неизменно присутствует на каждом уроке. В начале урока даю учащимся задание на новый  материал. Они,  естественно, ошибаются, появляются различные мнения,  но это  и даёт возможность организовать проблемную дискуссию, в которой формируются навыки общения.

Технология проектного обучения

В процессе проектной деятельности у обучающихся формируются умения самостоятель- но конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, разви- вается критическое мышление.

Например, пятиклассники, работая над групповыми проектами «А как лучше сказать?», «К истокам слова», наблюдали за употреблением слов в речи, выясняли значение и происхождение слов по слова- рям, делали выводы, защищали свои проекты.

Девятиклассники на элективном курсе «Пробуем перо» создают репортажи с уроков, берут интер- вью у одноклассников и выпускников, пишут юмористические рассказы и разрабатывают проект школьной газеты.

Старшеклассники на элективном учебном предмете «Основы редактирования» знакомятся с типич- ными речевыми ошибками, создают тексты и закрепляют навыки совершенствования своих работ.


Информационно-коммуникационные технологии

В результате использования ИКТ ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, что даёт возмож- ность формирования коммуникативной компетенции учащихся.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет про- цесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мыш- ление.

Использование интерактивной доски при изучении русского языка предоставляет больше возмож- ностей для участия в коллективной работе, развития личных качеств.

Получая учебно-значимую информацию из сети Интернет, обучающиеся приобретают навыки по- лучения и обработки информации, навыки общения в едином информационном пространстве и социаль- ные навыки.

Элективные учебные предметы «Деловой русский язык», «Основы редактирования» имеют большие возможности для формирования коммуникативной компетенции старшеклассников. Обучающиеся по- лучают задания и результаты работы посредством электронной почты, учатся создавать резюме в про- грамме «Мастер резюме», создают деловые письма в текстовом редакторе и, конечно, ищут информа- цию в сети Интернет.

Пример урока

На элективном учебном предмете «Деловой русский язык» в 10 классе проведён урок по теме

«Резюме как вид деловых бумаг». Задачи урока: познакомить с резюме как видом деловой бумаги; научить создавать резюме в программе «Мастер резюме»; способствовать социализации обучающихся (на примере показа роли резюме в поиске работы).

На доске - карточки с названиями деловых бумаг; пакеты деловых бумаг; образцы резюме и сопро- водительных писем; программы самостоятельной работы.

На первом этапе урока обучающиеся повторяют признаки деловых бумаг. На столах – тексты дело- вых бумаг. Обчающиеся определяют, что их объединяет, и доказывают, почему они так решили. Рабо- тая в группах, учащиеся определяют вид деловых бумаг (характеристика, заявление, автобиография). Две деловые бумаги обучающимся незнакомы. Это резюме и сопроводительное письмо – новый матери- ал. Так мы формулируем цель урока.

Далее обучающиеся анализируют объявления об устройстве на работу, находят объявления, в ко- торых предлагают предоставить резюме, и анализируют, что интересует работодателей (возраст, опыт работы, знание ПК, грамотная речь). Затем обучающиеся знакомятся со структурой резюме и рекомен- дациями по написанию резюме (буклеты городской службы занятости, сайты сети Интернет).

Для закрепления нового материала обучающиеся выполняют следующие виды работ: анализ пред- ложенных резюме (найдите ошибки в предложенных резюме и объясните их); практическая работа «Со- здание резюме» (знакомство с программой «Мастер резюме», создание шаблона по памятке, создание резюме по шаблону).

С целью обобщения обучающиеся располагают деловые бумаги в три группы: изученный ранее ма- териал (характеристика, заявление, автобиография); материал, изученный на уроке (резюме); материал для ознакомления (сопроводительное письмо). Дома обучающиеся создают резюме для приёма в школьное научное общество.

Внеурочная работа

Однако для формирования базовых компетенций  урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформаль- ной обстановке. Для формирования коммуникативной компетентности и познавательного интереса обучающихся проводятся Дни культуры речи, в программу которых входят дискуссия по культуре речи, интервью «У школьного порога», защита исследовательских работ, экспресс-анкета «А ты как считаешь?», акции «Удар», «Синоним», мастер-классы, Свободный микрофон, конкурс сочине- ний «Русский язык в моей семье».

Во внеурочной работе тоже возможна проектная деятельность. Проект «Русский язык в жизни вы- пускников школы» позволил обучающимся познакомиться с профессиями, связанными с русским язы- ком. Участвуя в проекте, они беседовали с родителями, знакомились с выпускниками, изучали архив школьного музея.

К школьным исследовательским конференциям ученики провели исследования по темам «Типы ин- тервью (на примере газеты «Архангельск») (10-11 класс), «Речевые ошибки и их влияние на слушате- лей» (9-11 класс), «Ты и твоё имя» (5 класс), «Языковые особенности речи любителей аниме» (7 класс),

«Языковые особенности общения в системе ICQ» (8 класс).


Результаты работы – внимательное отношение к родному языку, умение общаться в различных ре- чевых ситуациях, активное участие и победы в конкурсах и конференциях

Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопреде- ления личности.


 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Результаты работы – внимательное отношение к родному языку, умение общаться в различных ре- чевых ситуациях, активное участие и победы в конкурсах и конференциях

Результаты работы – внимательное отношение к родному языку, умение общаться в различных ре- чевых ситуациях, активное участие и победы в конкурсах и конференциях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2021