ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
Целью обучения русскому языку является формирование у обучающихся следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной.
Коммуникативная компетенция является одной из приоритетных, ведь язык – это средство обще- ния, социализации и адаптации обучающихся в современном мире. Обучение на основе общения являет- ся сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Ком- муникативное обучение – это такой способ организации образовательного процесса, при котором отно- шения между обучающимся и учителем основаны на сотрудничестве. Формировать коммуникативную компетенцию можно, используя все образовательные технологии, в том числе и объяснительно- иллюстративные. Но оптимальными будут, конечно, личностно-ориентированные и технологии разви- вающего обучения.
В урочной и внеурочной деятельности я использую современные образовательные техно- логии и их элементы: группового способа обучения; игровая; проблемного обучения; проект- ная. Особое место среди других технологий занимают информационно - коммуникационные технологии.
Объединение технологий и техник в интегрированной образовательной модели дает це- лостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базо- вые компетентности, коммуникативную и познавательную.
Игровая технология
Игровая технология незаменима на уроках русского языка в 5 -7 классах. Работа в груп- пах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более проч- ному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предме- ту. В целях создания ситуации соревновательности, переключения внимания на уроке, ра з- вития интереса к предмету я предлагаю обучающимся 5-7 классов самим создавать лингви- стические игры.
В старших классах предлагаю обучающимся на уроках попробовать себя в роли учителя: они готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, го- товят мультимедийные презентации по теме урока.
Групповая технология
На уроках мы работаем в парах и группах: составляем диалоги, обсуждаем творческие работы, осуществляем взаимопроверку письменных работ, например, словарных диктантов
«По следам ошибок». В группах обучающиеся готовили мультимедийные презентации для урока «Отзыв о книге», из которых мы составили электронную книгу отзывов.
Технология проблемного обучения
Постановка проблемы важна, на мой взгляд, в материале любого урока. Вопрос «Поче- му?» неизменно присутствует на каждом уроке. В начале урока даю учащимся задание на новый материал. Они, естественно, ошибаются, появляются различные мнения, но это и даёт возможность организовать проблемную дискуссию, в которой формируются навыки общения.
Технология проектного обучения
В процессе проектной деятельности у обучающихся формируются умения самостоятель- но конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, разви- вается критическое мышление.
Например, пятиклассники, работая над групповыми проектами «А как лучше сказать?», «К истокам слова», наблюдали за употреблением слов в речи, выясняли значение и происхождение слов по слова- рям, делали выводы, защищали свои проекты.
Девятиклассники на элективном курсе «Пробуем перо» создают репортажи с уроков, берут интер- вью у одноклассников и выпускников, пишут юмористические рассказы и разрабатывают проект школьной газеты.
Старшеклассники на элективном учебном предмете «Основы редактирования» знакомятся с типич- ными речевыми ошибками, создают тексты и закрепляют навыки совершенствования своих работ.
Информационно-коммуникационные технологии
В результате использования ИКТ ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, что даёт возмож- ность формирования коммуникативной компетенции учащихся.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет про- цесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мыш- ление.
Использование интерактивной доски при изучении русского языка предоставляет больше возмож- ностей для участия в коллективной работе, развития личных качеств.
Получая учебно-значимую информацию из сети Интернет, обучающиеся приобретают навыки по- лучения и обработки информации, навыки общения в едином информационном пространстве и социаль- ные навыки.
Элективные учебные предметы «Деловой русский язык», «Основы редактирования» имеют большие возможности для формирования коммуникативной компетенции старшеклассников. Обучающиеся по- лучают задания и результаты работы посредством электронной почты, учатся создавать резюме в про- грамме «Мастер резюме», создают деловые письма в текстовом редакторе и, конечно, ищут информа- цию в сети Интернет.
Пример урока
На элективном учебном предмете «Деловой русский язык» в 10 классе проведён урок по теме
«Резюме как вид деловых бумаг». Задачи урока: познакомить с резюме как видом деловой бумаги; научить создавать резюме в программе «Мастер резюме»; способствовать социализации обучающихся (на примере показа роли резюме в поиске работы).
На доске - карточки с названиями деловых бумаг; пакеты деловых бумаг; образцы резюме и сопро- водительных писем; программы самостоятельной работы.
На первом этапе урока обучающиеся повторяют признаки деловых бумаг. На столах – тексты дело- вых бумаг. Обчающиеся определяют, что их объединяет, и доказывают, почему они так решили. Рабо- тая в группах, учащиеся определяют вид деловых бумаг (характеристика, заявление, автобиография). Две деловые бумаги обучающимся незнакомы. Это резюме и сопроводительное письмо – новый матери- ал. Так мы формулируем цель урока.
Далее обучающиеся анализируют объявления об устройстве на работу, находят объявления, в ко- торых предлагают предоставить резюме, и анализируют, что интересует работодателей (возраст, опыт работы, знание ПК, грамотная речь). Затем обучающиеся знакомятся со структурой резюме и рекомен- дациями по написанию резюме (буклеты городской службы занятости, сайты сети Интернет).
Для закрепления нового материала обучающиеся выполняют следующие виды работ: анализ пред- ложенных резюме (найдите ошибки в предложенных резюме и объясните их); практическая работа «Со- здание резюме» (знакомство с программой «Мастер резюме», создание шаблона по памятке, создание резюме по шаблону).
С целью обобщения обучающиеся располагают деловые бумаги в три группы: изученный ранее ма- териал (характеристика, заявление, автобиография); материал, изученный на уроке (резюме); материал для ознакомления (сопроводительное письмо). Дома обучающиеся создают резюме для приёма в школьное научное общество.
Внеурочная работа
Однако для формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформаль- ной обстановке. Для формирования коммуникативной компетентности и познавательного интереса обучающихся проводятся Дни культуры речи, в программу которых входят дискуссия по культуре речи, интервью «У школьного порога», защита исследовательских работ, экспресс-анкета «А ты как считаешь?», акции «Удар», «Синоним», мастер-классы, Свободный микрофон, конкурс сочине- ний «Русский язык в моей семье».
Во внеурочной работе тоже возможна проектная деятельность. Проект «Русский язык в жизни вы- пускников школы» позволил обучающимся познакомиться с профессиями, связанными с русским язы- ком. Участвуя в проекте, они беседовали с родителями, знакомились с выпускниками, изучали архив школьного музея.
К школьным исследовательским конференциям ученики провели исследования по темам «Типы ин- тервью (на примере газеты «Архангельск») (10-11 класс), «Речевые ошибки и их влияние на слушате- лей» (9-11 класс), «Ты и твоё имя» (5 класс), «Языковые особенности речи любителей аниме» (7 класс),
«Языковые особенности общения в системе ICQ» (8 класс).
Результаты работы – внимательное отношение к родному языку, умение общаться в различных ре- чевых ситуациях, активное участие и победы в конкурсах и конференциях
Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопреде- ления личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.