Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм.
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова,
Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух- трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
— отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
— пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
1.1. |
Фольклор (устное народное творчество) |
16 |
|
|
05.09.2022 29.09.2022 |
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения; «Чтение» информации, представленной в схематическом виде, объяснение значения слова «фольклор», обобщение представлений о жанрах фольклора малой формы, работа со схемой; Выразительное чтение (потешки, считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, песни), используя интонацию, паузы, темп, ритм, логические ударения в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения; Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их роль и значение в современной жизни; |
Устный опрос; Устный опрос; Контрольная работа; |
https://resh.edu.ru/ https://school.mos.ru https://mosmetod.ru |
1.2. |
Картины природы |
8 |
|
|
03.10.2022 |
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива |
Устный |
https://resh.edu.ru/ |
|
в произведениях |
|
|
|
13.10.2022 |
изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
опрос; |
https://school.mos.ru |
|
поэтов и |
|
|
1 |
|
Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояние при восприятии описанных |
|
https://mosmetod.ru |
|
писателей ХIХ века |
|
|
|
|
картин природы, ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?» На примере |
|
|
|
|
|
|
|
|
стихотворений Ф. И. Тютчева «Листья»,«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «В небе |
|
|
|
|
|
|
|
|
тают облака», А. А. Фета «Осень», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…», И. С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Никитина «Встреча зимы», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»,«Славная осень! Здоровый, |
|
|
|
|
|
|
|
|
ядрёный…», «Однажды в студёную зимнюю пору…», А. Н. Майкова «Осень», «Весна», И. С. Никитина |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Утро», И. З. Сурикова «Детство» (не менее пяти авторов по выбору); |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от прозаического; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте |
|
|
|
|
|
|
|
|
слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, |
|
|
|
|
|
|
|
|
нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск |
|
|
|
|
|
|
|
|
олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к |
|
|
|
|
|
|
|
|
заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например, |
|
|
|
|
|
|
|
|
картины К. Ф. Юона«Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в дубовом лесу»; |
|
|
1.3. |
Творчество |
9 |
|
1 |
17.10.2022 |
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива |
Практическая |
https://resh.edu.ru/ |
|
А.С.Пушкина |
|
|
|
07.11.2022 |
изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
работа; |
https://school.mos.ru |
|
|
|
|
|
|
Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина, обсуждение эмоционального состояния при |
|
https://mosmetod.ru |
|
|
|
|
|
|
восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Почему?» На примере отрывков из романа«Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода…», «Опрятней |
|
|
|
|
|
|
|
|
модного паркета…»; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте |
|
|
|
|
|
|
|
|
слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, |
|
|
|
|
|
|
|
|
нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением знаков |
|
|
|
|
|
|
|
|
препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем |
|
|
|
|
|
|
|
|
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», удержание в памяти |
|
|
|
|
|
|
|
|
последовательности событий сказки, обсуждение сюжета; |
|
|
1.4. |
Творчество И.А.Крылова |
4 |
|
1 |
08.11.2022 14.11.2022 |
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание басен И. А. Крылова (не менее двух, например: «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська»,«Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»; Обсуждение сюжета басни, осознание нравственно-этических понятий: лесть, похвала, глупость; Работаем с текстом произведения: характеристика героя (положительный или отрицательный), поиск в тексте морали (поучения) и крылатых выражений; Работа в парах: сравнение прочитанных басен: тема, герои, мораль; Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным героям; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
https://resh.edu.ru/ https://school.mos.ru https://mosmetod.ru |
1.5. |
О Родине и её |
6 |
|
1 |
15.11.2022 |
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в этом |
Устный |
https://resh.edu.ru/ |
|
истории |
|
|
|
23.11.2022 |
разделе, установление мотива изучения; |
опрос; |
https://school.mos.ru |
|
|
|
|
|
|
Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, понимание их фактического содержания |
Письменный |
https://mosmetod.ru |
|
|
|
|
|
|
и ответы на вопросы по содержанию текста, осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной |
контроль; |
|
|
|
|
|
|
|
стране и земле — на примере произведений о Родине. Например, К. Д. Ушинский «Наше отечество», Ф. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Н. Глинка «Москва», М. М. Пришвин «Моя Родина», К. М. Симонов «Родина» (произведение одного- |
|
|
|
|
|
|
|
|
двух авторов по выбору); |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный диалог: обсуждение вопроса «С чего начинается Родина?», объяснение своей позиции, |
|
|
|
|
|
|
|
|
сравнение произведений, относящихся к одной теме, но разным жанрам; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение главной мысли, |
|
|
|
|
|
|
|
|
осознание идеи текста, нахождение доказательства отражения мыслей и чувств автора; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение в выразительном чтении, соблюдение интонационного рисунка (пауз, темпа, ритма, |
|
|
|
|
|
|
|
|
логических ударений) в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя |
|
|
|
|
|
|
|
|
произведения; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдение и рассматривание иллюстраций и репродукций картин, соотнесение их сюжета с |
|
|
|
|
|
|
|
|
соответствующими фрагментами текста: озаглавливание; |
|
|
1.6. |
Творчество |
10 |
|
|
24.11.2022 |
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива |
Устный |
https://resh.edu.ru/ |
|
Л.Н.Толстого |
|
|
1 |
12.12.2022 |
изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
опрос; |
https://school.mos.ru |
|
|
|
|
|
|
Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает |
|
https://mosmetod.ru |
|
|
|
|
|
|
роса на траве»,«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка «Ореховая |
|
|
|
|
|
|
|
|
ветка», басня «Белка и волк» и др.(не менее трёх произведений по выбору); |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (литературная сказка, |
|
|
|
|
|
|
|
|
рассказ, басня), характеристика героев с использованием текста; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по |
|
|
|
|
|
|
|
|
основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в |
|
|
|
|
|
|
|
|
тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, |
|
|
|
|
|
|
|
|
смысловых частей; |
|
|
1.7. |
Литературная |
9 |
|
1 |
13.12.2022 |
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива |
Устный |
https://resh.edu.ru/ |
|
сказка |
|
|
|
27.12.2022 |
изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
опрос; |
https://school.mos.ru |
|
|
|
|
|
|
Слушание и чтение литературных сказок (не менее двух). Например, произведения Д. Н. Мамина- |
Устный |
https://mosmetod.ru |
|
|
|
|
|
|
Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про |
опрос; |
|
|
|
|
|
|
|
Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Серая шейка», «Умнее всех», И. С. |
Практическая |
|
|
|
|
|
|
|
Соколова-Микитова «Листопадничек», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», В. М. Гаршина «Лягушка- |
работа; |
|
|
|
|
|
|
|
путешественница»; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение |
|
|
|
|
|
|
|
|
взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
поступков героев; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках; |
|
|
1.8. |
Произведения о взаимоотношениях человека и животных |
13 |
|
1 |
28.12.2022 31.01.2023 |
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Чтение вслух и про себя (молча) рассказов К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот- ворюга», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», А. И. Куприна «Барбос и Жулька», «Слон», М. М. Пришвина «Выскочка», «Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку», стихотворений А. Л. Барто, Саши Чёрного и других писателей и поэтов; Обсуждение темы и главной мысли произведений (по выбору), определение признаков жанра (стихотворение, рассказ); |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/ https://school.mos.ru https://mosmetod.ru |
1.9. |
Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века |
10 |
|
1 |
01.02.2023 16.02.2023 |
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и целичтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание художественных произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы (пейзажа), ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?». На примере произведений И. А. Бунина«Первый снег», «Полевые цветы», А. П. Чехова «Степь» (отрывок), А. А. Блока «Ворона», «Сны», К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Золотое слово», С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха», «С добрый утром!», «Берёза», Саши Чёрного «Летом», С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» (по выбору); Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от эпического; |
Устный опрос; Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/ https://school.mos.ru https://mosmetod.ru |
1.10. |
Произведения о |
10 |
|
|
20.02.2023 |
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), |
Устный |
https://resh.edu.ru/ |
|
детях |
|
|
|
16.03.2023 |
удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая |
опрос; |
https://school.mos.ru |
|
|
|
|
|
|
произведение?», обсуждение событий из истории страны: жизнь крестьянских детей, нелёгкие судьбы |
|
https://mosmetod.ru |
|
|
|
|
1 |
|
детей в период войны; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детей в разное время (по выбору не менее двух- |
|
|
|
|
|
|
|
|
трёх авторов):А. П. Чехов «Ванька», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», М. Горький «Пепе», Л. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пантелеев «Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль «Алексей Андреевич», А. П. Гайдар «Горячий |
|
|
|
|
|
|
|
|
камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов «Огурцы», Е. А. Пермяк «Дедушкин характер», В. Ф. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Панова «Серёжа», С. В. Михалков «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов «Оружие», И. Никулина «Бабушкин |
|
|
|
|
|
|
|
|
кактус» и др.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей, на войне ребёнок |
|
|
|
|
|
|
|
|
становится раньше времени взрослым, понимание нравственно-этического смысла понятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
«ответственность», «совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие качества мы |
|
|
|
|
|
|
|
|
ценим в людях?» (с примерами из текста произведений); |
|
|
1.11. |
Юмористические |
3 |
|
|
27.03.2023 |
Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели |
Устный |
https://resh.edu.ru/ |
|
произведения |
|
|
|
04.04.2023 |
чтения; |
опрос; |
https://school.mos.ru |
|
|
|
|
|
|
Слушание чтения художественных произведений, оценка эмоционального состояния при восприятии |
|
https://mosmetod.ru |
|
|
|
|
|
|
юмористического произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
На примере произведений Н. Н. Носова «Федина задача», «Телефон», М. М. Зощенко «Великие |
|
|
|
|
|
|
|
|
путешественники», «Пора вставать!» и др. (не менее двух произведений); |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических понятий «врать, обманывать» и |
|
|
|
|
|
|
|
|
«фантазировать»; |
|
|
1.12. |
Зарубежная |
5 |
|
|
05.04.2023 |
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива |
Устный |
https://resh.edu.ru/ |
|
литература |
|
1 |
1 |
20.04.2023 |
изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
опрос; |
https://school.mos.ru |
|
|
|
|
|
|
Чтение литературных сказок зарубежных писателей (произведения двух-трёх авторов по выбору). |
|
https://mosmetod.ru |
|
|
|
|
|
|
Например, произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Солнечный Луч в ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари «Волшебный барабан»; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение |
|
|
|
|
|
|
|
|
взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
поступков героев; |
|
|
1.13. |
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) |
2 |
|
1 |
24.04.2023 27.04.2023 |
Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: знакомство с правилами и способами выбора необходимой книги, выполнение правил юного читателя: культура поведения в библиотеке, работа с каталогом; Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения для развития личности, роли книги в жизни человека; Работа в парах: сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Например, используя отрывок из произведения Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица» и информационный текст из справочника или энциклопедии о первом книгопечатнике Иване Фёдорове; Обсуждение (устно) ответа на вопрос «Для чего нужна книга?» и написание небольшого текста- рассуждения на тему «Почему так важно читать?», корректирование (редактирование) собственного текста с использованием словаря; |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/ https://school.mos.ru https://mosmetod.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
126 |
2 |
12 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
|||
всего |
К/ р |
П/ р |
План |
Факт |
|||
1. |
Знакомство с учебником о литературному чтению. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). |
1 |
|
|
05.09.2022 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
2. |
Русские народные песни. |
1 |
|
|
06.09.2022 |
|
Устный опрос; |
3. |
Докучные сказки. Народные промыслы. |
1 |
|
|
07.09.2022 |
|
Устный опрос; |
4. |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. |
1 |
|
|
12.09.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
5. |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. |
1 |
|
|
13.09.2022 |
|
Письменный контроль; Контрольная работа; |
6. |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Композиция произведения. |
1 |
|
|
14.09.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
7. |
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов. |
1 |
|
|
19.09.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
8. |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев сказки. Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки. |
1 |
|
|
20.09.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
9. |
Стартовая диагностическая работа |
1 |
1 |
|
21.09.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
10. |
Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). (нет в учебнике)
|
1 |
|
|
26.09.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
11. |
Пословицы народов России. Оценка их значения в устной речи. Сравнение пословиц на одну тему. Рассказ о В. И. Дале, знакомство с его книгами, чтение пословиц по определённой теме. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
27.09.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
12. |
Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Выразительность речи. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
28.09.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
13. |
Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество» |
1 |
|
1 |
03.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
14. |
Наши проекты «Сочиняем волшебную сказку». |
1 |
|
1 |
04.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
15. |
Знакомство с разделом«Поэтическая тетрадь». Что знаем и умеем. В мире книг. Ф. Тютчев. «Листья» |
1 |
|
|
05.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
16. |
А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»Картины природы. Выразительное чтение стихотворения. |
1 |
|
|
10.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
17. |
И. Никитин. «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. |
1 |
1 |
|
11.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
18. |
И. Суриков «Детство», «Зима». Сравнение как средство созданиякартины природы в
лирическом |
1 |
|
|
12.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
19. |
Н. Некрасов. «Не ветер бушуетнад бором...». Выразительное чтение стихотворения. |
1 |
|
|
17.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
20. |
Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь» |
1 |
|
1 |
18.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
21. |
Знакомство с разделом
«Великие русские писатели» Что знаем и умеем. В мире книг. |
1 |
|
|
19.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
22. |
Лирические стихотворения.
Настроение |
1 |
|
|
24.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
23. |
А.С. Пушкин. «Зимнее утро»Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. |
1 |
|
|
25.10.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
24. |
А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. |
1 |
|
|
26.10.2022 |
|
Контрольная работа; |
25. |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….» Темасказки. События сказочного текста. |
1 |
|
|
07.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
26. |
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане….» Особенностиволшебной сказки. Герои литературной сказки. |
1 |
|
|
08.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
27. |
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане….». Нравственныйсмысл сказки А. С. Пушкина. |
1 |
|
|
09.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
28. |
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане….». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. |
1 |
1 |
|
14.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
29. |
И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка (Эзопов язык). Явная и скрытая мораль басен. Басня «Мартышка и очки». |
1 |
|
|
15.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
30. |
И.А. Крылов. Басня «Ворона и лисица».Инсценирование басни. |
1 |
|
|
16.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
31. |
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов. «Утес». Настроение
стихотворения. |
1 |
|
|
21.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; Чтение наизусть; |
32. |
М. Ю. Лермонтов «На севере диком», «Осень». Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение).
|
1 |
|
|
22.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
33. |
Л. Толстой. Детство Л.
Толстого. |
1 |
|
|
23.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
34. |
Сравнение текста рассуждения и текста-описания. |
1 |
|
|
28.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
35. |
Поговорим о самом главном. Л.Н. Толстой «Акула». Составление различныхвариантов плана. |
1 |
|
|
29.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
36. |
Как хорошо уметь читать. Л.Н. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысльрассказа. |
1 |
|
|
30.11.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
37. |
Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели» |
1 |
|
1 |
05.12.2022 |
|
Письменный контроль; Контрольная работа; Тест; |
38. |
Знакомство с названием раздела «Литературные сказки. Что знаем и умеем. В мире книг. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца ».Сравнение литературной и народной сказок. |
1 |
|
|
06.12.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
39. |
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца». Характеристика героев. |
1 |
|
|
07.12.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
40. |
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки по их поступкам и внешнему виду. |
1 |
|
|
12.12.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; Чтение наизусть; |
41. |
В. Одоевский «Мороз Иванович».Составление плана сказки. |
1 |
|
|
13.12.2022 |
|
Письменный контроль; Контрольная работа; |
42. |
В. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочныйпересказ сказки. |
1 |
|
|
14.12.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; Чтение наизусть; |
43. |
Как хорошо уметь читать. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. |
1 |
|
|
19.12.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
44. |
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».Характеристика героев |
1 |
|
|
20.12.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
45. |
Проверочная работа по разделу «Литературные сказки» |
1 |
|
1 |
21.12.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; Чтение наизусть; |
46. |
Знакомство с названием раздела «Были-небылицы».Что знаем и умеем. В мире книг. М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. |
1 |
|
|
26.12.2022 |
|
Практическая работа; Выразительное чтение; |
47. |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Краткий и подробный пересказ. |
1 |
|
|
27.12.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
48. |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей».Определение жанрапроизведения. |
1 |
|
|
28.12.2022 |
|
Письменный контроль; Контрольная работа; |
49. |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. |
1 |
|
|
09.01.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
50. |
Как хорошо уметь читать. А. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. |
1 |
|
|
10.01.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
51. |
А. Куприн «Слон». Подробный пересказ текста.
|
1 |
|
|
11.01.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
52. |
Проверочная работа по разделу «Были-небылицы» |
1 |
|
1 |
16.01.2023 |
|
Практическая работа; |
53. |
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь» Что знаем и умеем. В мире книг. Саша Чёрный. Стихи о животных. «Воробей». Средства художественной выразительности. |
1 |
|
|
17.01.2023 |
|
Практическая работа; |
54. |
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утенка», «Слон» Авторское отношение к изображаемому. |
1 |
|
|
18.01.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
55. |
А. Блок. Картины зимних
забав. |
1 |
|
|
23.01.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
56. |
Поговорим о самом главном М.Пришвин «Моя Родина» |
1 |
|
|
24.01.2023 |
|
Письменный контроль; Контрольная работа; |
57. |
С. Есенин «Черёмуха». Выразительное чтениестихотворения. Тест по разделу «Поэтическая тетрадь»
|
1 |
|
|
25.01.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
58. |
Знакомство с разделом «Люби все живое». Что знаем и умеем. В мире книг. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение такназывается? |
1 |
|
|
30.01.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
59. |
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Листопадничек —главный герой произведения. |
1 |
|
|
31.01.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
60. |
В. Белов «Малька провинилась». Отношение автора к главному герою.
|
1 |
|
|
01.02.2023 |
|
Устный опрос; Тестирование; |
61. |
В. Белов «Ещё про Мальку». Смысловые части.
|
1 |
|
|
06.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
62. |
В. Драгунский «Он живой и светится…». Нравственный смысл рассказа. |
1 |
|
|
07.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
63. |
Поговорим о самом главном. В. Астафьев «Капалуха». Героипроизведения. Составление вопросного плана с выделением смысловых частей.. |
1 |
|
|
08.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
64. |
Как хорошо уметь читать. Б. Житков «Про обезьянку». |
1 |
|
|
13.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
65. |
Б. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ. |
1 |
|
|
14.02.2023 |
|
Устный опрос; Письменный контроль; |
66. |
Проверочная работа по разделу «Люби все живое» |
1 |
|
1 |
15.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
67. |
Произведения о детях. Рассказ Н. Н. Носова«Огурцы». Главная мысль произведения. Оценка поступков героев. Сравнение героев по их поступкам. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
20.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
68. |
Рассказ И. Никулиной «Бабушкин кактус». Составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
21.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
69. |
Е. А. Пермяк «Дедушкин характер». Характеристика героев. Составление вопросов к тексту. (нет в учебнике) Тест по произведениям о детях. |
1 |
|
|
22.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
70. |
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Что знаем и умеем. В мире книг. С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». Выразительное чтение. |
1 |
|
|
27.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
71. |
А. Барто «Разлука». Выразительное чтение. Отношение автора к герою. |
1 |
|
|
28.02.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
72. |
А. Барто «В театре». Выразительное чтение. |
1 |
|
|
01.03.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
73. |
С. Михалков «Если». Выразительное чтение. |
1 |
|
|
06.03.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
74. |
Поговорим о самом главном. М.Дружинина «Мамочка-мамуля!». Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. |
1 |
|
|
07.03.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
75. |
Т. Бокова. «Родина — слово большое, большое!». Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. |
1 |
|
|
13.03.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
76. |
З. Н. Александрова «Родина».Роль и особенности заголовка произведения. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
14.03.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
77. |
Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка» Выразительное чтение. |
1 |
|
|
15.03.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
78. |
Проект «Создаём сборник стихов». |
1 |
|
1 |
27.03.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; Выразительное чтение; |
79. |
Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь» |
1 |
|
1 |
28.03.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
80. |
Знакомство с разделом «Собирай по ягодке-наберешь кузовок». Что знаем и умеем. В мире книг. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность |
1 |
|
|
29.03.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
81. |
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержанияпроизведения. |
1 |
|
|
03.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
82. |
М. Зощенко «Золотые слова».Смысл названия рассказа.
|
1 |
|
|
04.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
83. |
М. Зощенко «Великие путешественники». Главная мысль произведения |
1 |
|
|
05.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
84. |
М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. |
1 |
1 |
|
10.04.2023 |
|
Письменный контроль; Контрольная работа; |
85. |
Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. |
1 |
|
|
11.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
86. |
Поговорим о самом главном. А. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев.
|
1 |
|
|
12.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
87. |
А. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям |
1 |
|
|
17.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
88. |
Н. Носов «Телефон». Анализ заголовка. Особенности юмористического рассказа. |
1 |
|
|
18.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
89. |
Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке-соберешь кузовок» |
1 |
|
1 |
19.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
90. |
Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Что знаем и умеем. В мире книг. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). |
1 |
|
|
24.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
91. |
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Композиция произведения. |
1 |
|
|
25.04.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
92. |
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».Составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. |
1 |
|
|
26.04.2023 |
|
Письменный контроль |
93. |
Дж. Родари «Волшебный барабан». Тема. Идея. Заголовок. Определение последовательности событий. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
03.05.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
94. |
Дж. Родари «Волшебный барабан». Составление вопросного плана текста. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
08.05.2023 |
|
Устный опрос; |
95. |
Рассказ Джека Лондона «Бурый волк». Оценивание качества своего восприятия текста на слух. Главная мысль произведения. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
15.05.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
96. |
Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
16.05.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
97. |
Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература» |
1 |
|
1 |
17.05.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
98. |
Комплексная контрольная работа за год.
|
1 |
1 |
|
22.05.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
99. |
Анализ комплексной контрольной работы и выявление причин затруднения.
|
1 |
|
|
23.05.2023 |
|
Письменный контроль; Контрольная работа; |
100. |
Экскурсия в библиотеку: знакомство с правилами и способами выбора необходимой книги, выполнение правил юного читателя: культура поведения в библиотеке, работа с каталогом |
1 |
|
|
24.05.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
101 |
С. Я. Маршак «Книжка про книжку», Н. А. Найдёнова «Мой друг». Выразительное чтение стихотворных и прозаических произведений с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух. (нет в учебнике) |
1 |
|
|
29.05.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
102 |
Резервный урок
|
1 |
|
|
30.05.2023 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
2 |
12 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.