Формы дистанционного обучения в школьном курсе русского языка
Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающего и обучающегося между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени и реализуемый в специфической системе.
Дистанционный учебный процесс – это не столько обмен информацией между учащимися и преподавателем, сколько создание ими образовательного продукта с помощью компьютерных телекоммуникаций и его обсуждение.
Расскажем о некоторых формах дистанционного обучения в программах, позволяющих их реализовать в режиме on-line.
Телеконференция позволяет организовать коллективную работу учащихся, успешно использовать методы деловых игр, мозгового штурма. Все это становится возможным при наличии виртуального класса, что является неотъемлемой частью дистанционного образования.
Видеоконференция – это разновидность телеконференций, при которой возникает обмен аудиовизуальной информацией. Двустороннее видео сводит в один виртуальный класс преподавателей и учащихся. Каждое рабочее место оборудовано камерой, микрофоном, монитором.
Использование программы Skype предполагает: 1) возможность общаться с учениками по всему миру; 2) развитие навыков коллективной работы; 3) возможность проведения групповых занятий.
Для того чтобы продемонстрировать особенности дистанционного обучения приведем конспект урока в классно-урочной системе и с использованием программы Skype.
Во время дистанционного урока учитель формирует исходный текст сообщения, разговора, темы обсуждения, анализирует записи и комментарии каждого ученика, корректирует работу.
Тема урока: «Обучающее сжатое изложение. 9 класс»
Цели урока: 1) развить навык написания сжатого пересказа текста;2) закрепить умение выделять тему и микротему; 3) формировать умение грамотно выражать устно и письменно свои мысли.
Тип урока: урок развития речи; групповой дистанционный урок «кооперативного» типа взаимодействия.
Оборудование: 1) компьютеры; 2) текст изложения .
Ход урока
I. Сообщение темы, целей урока.
1. Проверка рабочего места ученика. Настройка работы программ (Skype, Open Meetings, ВидеоМост), вызов учащихся, начало аудио-/видеоконференции.
2. Распределение «ролей» учащихся на уроке.
3. Работа учащихся в программе Open Meetings: ученик устно обсуждает с учителем эпиграф, помещенный на «виртуальной» доске, второй – записывает в чате свои рассуждения в виде сложного предложения.
II. Повторение изученного материала.
1. Работа с терминами «тема» и «микротема». Беседа.
III. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
1. Работа в среде i-класса. Ученики сами находят блок, урок, модуль со справочным материалом, читают его. Учитель только комментирует, помогая в случае затруднений.
IV. Работа с текстом изложения.
1. Прослушивание аудиозаписи текста изложения, выложенного в ресурсе i-класса.
2. Индивидуальные задания. Первый ученик составляет план самостоятельно, записывая его в чате, второй выписывает ключевые слова. Ученики обмениваются материалом, обсуждая микротемы.
V. Самостоятельная работа ( написание сжатого изложения, проверка работы).
VI. Подведение итогов работы
1. Проверка учащимися написанного изложения.
2. Сканирование работ учащимися
3. Проверка учителем работ и выкладывание в среде i- класса.
VII. Домашнее задание. Повторить виды текстов.
Дистанционное обучение как технология имеет огромный потенциал для использования в образовании.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.