Формы досуговых мероприятий по формированию основ безопасной жизнедеятельности детей и подростков
Обеспечение безопасности подрастающего поколения в настоящее время достигло уровня глобальной проблемы. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность детей и подростков в познании окружающего мира, обилие не всегда полезной информации, могут стать небезопасными для них.
В школах уже давно введен такой учебный предмет, как ОБЖ, но, к сожалению, его содержание не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности личности. Ряд злободневных тем отсутствует (интернет-безопасность, финансовая безопасность) некоторые из них дублируют друг друга, многие темы рассматриваются в усеченном (или устаревшем) вариантах. Кроме того, формирование основ безопасности жизнедеятельности в рамках учебного предмета связано с целым рядом запретов и скучных назиданий. Все это дает обратный результат.
В отличие от школы, у системы дополнительного образования, подход к решению данной проблемы совершенно иной. Это не просто сумма усвоенных знаний, а формирование умений правильно себя вести в различных ситуациях. Причем, формируются данные умения в различных видах и формах досуговой деятельности, что позволяет детям и подросткам приобретать необходимый опыт.
В системе дополнительного образования различают следующие виды и формы организации мероприятий по безопасности жизнедеятельности детей и подростков?
По виду данные мероприятия можно классифицировать по следующим признакам: по содержанию (познавательные, развлекательные); по времени (кратковременные, периодические, систематические); по характеру (пассивные, активные); по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Познавательные мероприятия это мероприятия сочетающие в себе познавательные и занимательные элементы. К ним относятся традиционные: интеллектуальная игра, аукционы знаний, диспуты, разнообразные виды бесед (беседа – игра, беседа практикум, беседа-обсуждение), интеллектуальные бои, брейн-ринги, викторины, встречи со специалистами, живая газета. И нетрадиционные: PR-акция – мероприятие, направленное на увеличение популярности соблюдения основ безопасности жизнедеятельности. Арт-площадка – мероприятие, требующее от участников предложить идеи (варианты) решения проблемы соблюдения основ безопасности жизнедеятельности с помощью искусства. Видео викторина - викторина по ОБЖ с использованием видеофрагментов. Защита проектов - представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты по безопасности жизнедеятельности.
Развлекательные мероприятия - это мероприятия организованные для развлечения, снятия усталость, эмоционального напряжения. Они всегда практико-ориентированы, формирование основ безопасности жизнедеятельности в них происходит исключительно в игровой занимательной форме. Этот вид является самым востребованным как среди младших школьников, так и среди подростков. К его традиционным формам относят: тематические игровые программы, конкурсные программы, соревнования, театрализованные представления, игротеки (мероприятия с набором игр по определенной тематике), ролевые игры, турниры, экскурсии и т.д. В последнее время особую популярность приобрели такие формы, как:
-квест - приключенческая игра по типу компьютерных игр, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование какого – либо вопроса, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий;
- Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа детей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия, направленные на популяризации безопасности жизнедеятельности.
-Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
Все перечисленные виды мероприятий могут быть кратковременными, периодическими и систематическими. Кратковременные программы или их еще называют разовыми не требует подготовки участников. Участники включаются в игру, беседу, соревнование и т т.п. непосредственно в ходе «действа».
Периодические программы представляют собой определенный цикл программ с заданным повторением через определенное время (например,раз в четверть). Цикл таких программ должен отражать их общую тематику (ПДД, пожарная безопасность, и т.д.). К тому же весьма целесообразна, чтобы цикл мероприятий по определенной тематике включал в себя равное количество познавательных и развлекательных программ, постоянно чередующихся между собой.
Ну и, наконец, систематические мероприятия - это постоянные мероприятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности различной тематики. От периодических их отличает частота проведение и разнообразие тематики. Как правило, проведение таких мероприятий закрепляется в программе деятельности педагога-организатора.
Ни для кого из вас не секрет, что при формировании основ безопасности жизнедеятельности могут использоваться активные и пассивные формы организации досуга. Активные формы предполагают двигательную активность учащихся. Пассивные, напротив, снижение двигательной активности и актуализацию умственной активности.
И, наконец, данные виды и формы мероприятий могут носить непосредственный и опосредованный характер.
В мероприятиях, носящих непосредственный характер абсолютно все: все идея, сюжет, манки, задания подчинены формированию основ безопасности жизнедеятельности по определенной теме. Если тематика мероприятия не связана напрямую с формированием ОБЖ, но какие-либо его задания, способствуют этому ( например конкурс «Один дома» в И\П «Ура! Каникулы»), мы говорим об опосредованном формировании безопасности жизнедеятельности.
На самом деле существует гораздо больше форм проведения данных мероприятий, чем те, которые были приведены в данной статье. И задача каждого педагога – сделать их максимально полезными и интересными.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.