Статья «Функционально ориентированные творческие работы на уроках русской литературы как средство формирования ключевых компетенций»
Оценка 4.8

Статья «Функционально ориентированные творческие работы на уроках русской литературы как средство формирования ключевых компетенций»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
27.05.2020
Статья «Функционально ориентированные творческие работы на уроках русской литературы как средство формирования ключевых компетенций»
Автор статьи рассказывает, какие виды творческих работ можно считать функционально ориентированными, раскрывает значение их применения на уроках литературы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся. Показано, какие ключевые компетенции, необходимые для адаптации в условиях стремительно изменяющихся реалий современного мира, развиваются в результате применения функционально ориентированных творческих работ на уроках литературы.
Статья. Функционально ориентированные творческие работы на уроках русской литературы.docx

 

 

Серебрякова Альфия Хурматулловна

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Педагог - исследователь

 

 

 

 

 

Рецензия

     Статья «Функционально ориентированные творческие работы на уроках русской литературы как средство формирования ключевых компетенций» является результатом  обобщения педагогического опыта учителя русского языка и литературы высшей категории КГУ «Леденёвская средняя школа» Мамлютского района. Автор статьи рассказывает, какие виды творческих работ можно считать функционально ориентированными,  раскрывает значение их применения на уроках литературы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся. Показано, какие ключевые компетенции, необходимые для адаптации  в условиях стремительно изменяющихся реалий современного мира, развиваются в результате применения функционально ориентированных творческих работ на уроках литературы. Автор рассказывает, каким образом данные виды работ способствуют достижению таких задач, поставленных ГПРО РК, как повышение качества образования и развитие коммуникативных функциональных навыков. 

 

Статья

«Функционально ориентированные творческие работы на уроках русской литературы как средство формирования ключевых компетенций»

      С целью решения задач, поставленных ГПРО РК на 2016-2020 гг. (повышение качества образования,  развитие функциональных коммуникативных навыков), работаю над  методической темой:

« Функционально ориентированные творческие работы учащихся на уроках русской  литературы»

      Функционально ориентированные творческие работы – это такие виды работ,  которые способствуют формированию ключевых компетенций, развивая функциональную грамотность обучающихся.

Задачи:

Ø повышение уровня функциональной грамотности обучающихся в условиях  современного урока;

Ø развитие ключевых компетенций  (способность к разрешению проблем,  информационных, коммуникативных, социальных, личностных);

Ø развитие речемыслительной деятельности, психических процессов словотворчества, раскрепощение языкового мышления, освобождение от речевых стереотипов и шаблонов.

 

Практикую виды функционально ориентированных  творческих работ:

Ø Составление киносценария

Ø Открытый финал драматических произведений

Ø Анализ афиши

Ø Психологический рисунок эмоций героя, роли актера, интонирование речи

Ø Творческий пересказ с изменением формы лица (полный, краткий, от 1-го лица, от 3-го лица)

Ø Создание символической декорации, которой нет в пьесе

Ø Создание литературного памятника – надгробия литературному герою

Ø Письмо литературному герою с вопросом о его жизненной позиции

Ø Создание пролога/эпилога произведения, «перемещение» героев в другие измерения, их узнавание

Ø Составление биографии писателя и литературных персонажей от лица «Я» героя

Ø Цепочка ассоциаций (ассоциативное письмо, ассоциативный ряд)

Ø Творческие «пятиминутки»

Ø Составление синквейнов

 

Функционально ориентированные виды  творческих работ позволяют:

Ø Развивать речемыслительную деятельность учащихся

 

Ø Учить создавать собственный оригинальный речевой текстовый продукт

 

Ø Развивают творческие способности и умения, мотивируют: сделать по-своему, оригинально, с желанием

 

С целью развития речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся использую приемы активизации творческого мышления:

Ø Кеннинги

Ø Миниатюры по опорным словам

Ø Цветовое и психологическое словесное рисование

Ø Рисование словесного этюда по формуле красоты «Живопись слова»:

 

осязательный

цветовой    эпитет+образ+сравнение+олицетворение

световой

Ø На основе использования приемов активизации творческого мышления разработала урок развития речи «Мастерская творческого письма. Ассоциативное сочинение  (эссе) на тему «Утро», составила презентацию к уроку. Разработка урока и презентация опубликованы  на сайте «Педагогическое окно». Свидетельство № СВ008619, 2018-2019 уч.год, www.cprm-pubi.kz.)

Ø К  данному уроку разработала мастер-класс, с которым участвовала в общеказахстанском конкурсе «Приглашаем на мастер-класс». Получила Диплом первой степени  в номинации «Лучший мастер-класс учителя-предметника»                         

№ДП009174. 2018-2019 уч.год. «Педагогическое окно», www.cprm-pubi.kz.

Ø Разработала и применяю в практике программу прикладного курса «Что за прелесть эти сказки!»» для 5-6 классов (Приложение)

 

Применяя функционально ориентированные творческие работы учащихся на уроках, формируем ключевые компетенции:

Ø Способность к разрешению проблем  - прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей, представленных в произведении: «открытый финал», «анализ афиши», «создание пролога/эпилога произведения», «перемещение» героев в другие измерения, их узнавание и др.

 

Ø Информационные  - приобретение моделей, образцов положительного и отрицательного жизненного поведения через эмоциональное вживание в роль, в жизнь литературного героя, персонажа: «составление киносценария», «психологический рисунок эмоций героя, роли актера, интонирование речи» и др.

 

Ø Коммуникативные  - способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке: все виды работ.

 

Ø Социальные  - способность к социальному взаимодействию, формируется через вживание в социальные роли персонажей произведений: все виды работ.

 

Ø Личностные  - способность к самосовершенствованию, нравственному и духовному развитию,  жизненному и профессиональному самоопределению и др.: все виды работ.

 

      По результатам мониторинга учебных достижений за последние 3 года, функционально ориентированные виды  творческих работ, применяемые на уроках русской литературы,  позволяют наращивать  общий объём знаний, умений и навыков обучающихся. Для сравнения: 2016 уч.год  -  68% , 2017 уч.год - 75%, 2018 уч.год (1 полугодие) -85%  качество обучения.

      Согласно результатам проведённых школьным психологом анкетирования и экспертных опросов, проходит активизация личностного становления обучающихся, их мировоззрения и мировосприятия, формируется активная жизненная позиция.

      Действительно, применение   функционально ориентированных видов  творческих работ на уроках литературы,  способствуют достижению государственного образовательного заказа, прописанного в ГПРО  РК на 2016-2020гг.:

1.     Повышение  качества образования.

2.     Развитие  личностного, нравственного и духовного потенциала обучающихся.

3.     Формирование  функциональной грамотности обучающихся, их ключевых жизненных компетенций как гаранта адаптации к условиям изменяющихся  реалий современного мира.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Серебрякова Альфия Хурматулловна

Серебрякова Альфия Хурматулловна

С целью решения задач, поставленных

С целью решения задач, поставленных

Развивают творческие способности и умения, мотивируют: сделать по-своему, оригинально, с желанием

Развивают творческие способности и умения, мотивируют: сделать по-своему, оригинально, с желанием

Коммуникативные - способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке: все виды работ

Коммуникативные - способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке: все виды работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020
Посмотрите также: