Статья "Игра как средство воспитательной и познавательной деятельности"

  • doc
  • 28.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья Игра как средство воспитательной и познавательной деятельности.doc

 

 «Игра  как  средство   воспитательной   и  познавательной   деятельности»

 

                                             Игра-  путь  детей  к познанию мира,  в  котором  они  живут  и  который призваны  изменять.

М.Горький.

Игра  -  это школа  произвольного  поведения, это  школа  морали  в  действии, это  ведущий  вид деятельности  детей, это  метод коррекции  недостатков,   отставания  в  развитии.

Игры  аномальных  детей  -  один  из  основных  видов деятельности и важнейшее  средство  воспитания.  В  процессе  игры  создаются  наиболее  благоприятные  условия  для  формирования, развития   и  совершенствования психических  процессов  ребёнка,  формирования   его  личности.

Игровая  деятельность, как  наиболее  связанная  с  положительными  мотивами  и эмоциями ребёнка,  имеет  особое, значения   для умственно  отсталых  детей.  Она стимулирует  психическую и  физическую   активность  пассивных   детей,  организует  неверно  направленную  активность  возбудимых, создает  благоприятные  условия  для   развития  речи,  сообразительности, укрепления   произвольной  памяти, воображения  и других   процессов.

Игры  с правилами  содействуют  воспитанию  организованности, выдержки,  моральной  устойчивости, честности детей.  Совместные  игры  являются   средством  воспитания  чувства   коллективизма, взаимопомощи и других   нравственных  норм  поведения.

Игра  в развитии  и  воспитании   детей   играет  важнейшую   роль.   Во  многом   краски  и  звуки  мира,  его формы     и ароматы   познаются   ими  через   игру, которая  близка  каждому  ребенку. В  игре  легко  выверить симпатии  и антипатии   детей. Методически  правильно  организованная  игра  может стать  средством   профилактики   бездуховности, эмоциональной бедности,  интеллектуальной  узости,  школой  поддержки, одобрения  любого  ребёнка.

Вся  коррекционно  - развивающая   работа с  детьми  с    отклонениями  в развитии осуществляется  посредством  игр.  Игровая   форма   занятий   позволяет  создать  комфортную  эмоциональную   атмосферу. Детям  с  ограниченными  возможностями свойственна  эмоциональная  неуравновешенность. Организуются  занятия, направленные  на  достижения  мышечного  расслабления.

Игра   помогает вхождению  ребёнка  в общество.   Через игру  ребёнок  знакомится  с отношениями  людей, различными  профессиями, пробует  себя  в разных   ролях. 

Игра  - едва  ли  не единственный  вид  деятельности, направленный  на развитие  не  отдельных  способностей, а способности  к творчеству  в целом. При  этом  происходит  включения  ребёнка  в  систему  общественных  отношений,  усвоение   и обработка  норм  поведения. Наблюдая   за игрой  детей, можно заметить, что не  все  дети умеют  играть, что  касается  умственно отсталых  детей. Задача  взрослых состоит в том, чтобы  научить детей  играть, а значит  научить жить.  Приохотить  детей  к игре  можно,  целенаправленно создавая и игровые  ситуации.  Они одновременно  являются  и  педагогическими, т. к  ставят  ребёнка  в новые  условия, изменяющие  привычный  ход  его  жизнедеятельности,  требуют  от  него  новой  модели  поведения. Её  выработке  предшествует  рефлексия, осмысления  и переосмысление   сложившейся ситуации.

Классификация  педагогических  игр.

1.По области  деятельности.

-физические; интеллектуальные; трудовые;

 -социальные; психологические.

         2.  По характеру  педагогического процесса:

           -обучающие; познавательные; коммуникативные.

            3. По игровой   методики:  предметные; сюжетные; ролевые;  имитационные; драматизации.

           4.  По предметной области: математические, экологические;  трудовые; физкультурные.

5.  По игровой  среде: без  предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные; компьютерные, телевизионные, ТСО.

                                                     Чтобы  сформировать знания  и  практические  навыки по   организации и  проведению  игр  педагог   должен вести работу  в двух  направлениях:

1,  Теоретические  знания -  показать и  рассказать  о  разнообразии  игр,  чем они  отличаются  друг от друга, какие  полезные, а какие вредные  и почему.

1.       Практическая   часть-  разучивание  игр, и изготовление  атрибутов  к  играм.

Педагогу, использующему игровые  ситуации  в  образовательном  процессе, надо  знать направления  педагогического  руководства   игровой  деятельностью:

1)      вовлекать  детей  в игру, используя  особые   приёмы,  побуждающие  желание  играть;

2)     помогать  решать игровые  задачи, действуя   по правилам;

3)     развивать  творческие  потенции  ребёнка  в процессе  игры.

Использование  игровых   ситуаций  часто  помогает  разрешить  проблему  нежелание  школьников  участвовать в  новых  непривычных, трудных  видах  работы.  Познание, труд, самообслуживание, общественную работу  можно  организовать, используя  отдельные  игровые  элементы, приемы, или  полностью  провести  в  игровой  форме.

Традиционно  различают   4 основных  вида  игр:  подвижные,  дидактические,  ролевые, интеллектуальные.

Подвижные  игры  -  обязательное  звено физического  воспитания  детей.  Для  детей  с  интеллектуальной  недостаточностью  подвижные  игры  имеют  большое  значение.   У  таких   детей  нередки  двигательные  нарушения.  Подвижные   игры, организуются   с учетом  возрастающих  возможностей    детей, служат  средством  коррекции   их  дефекта. Объяснения  правил игры  для  умственно отсталых  детей    сопровождается  показом, практическим  выполнением  и более  длительным  упражнениям  в  выполнении   правил  игры.  Подвижные  игры    можно разделить  на  игры  на   улице, зимние  игры,  игры   с мячом, игры  под  музыку. Все  подвижные  игры  развивают  у  детей ловкость, координацию движений,  выносливость. 

В заключение, я могу сказать, что использование игр как средства воспитания необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания и передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. 
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей у учащихся. Эти возможности можно реализовать во внеурочное время, в свободной и интересной для детей форме - в форме игры, которая, безусловно, воспитывает школьников, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками.