Статья "Игровая деятельность в детском лагере"
Оценка 4.7

Статья "Игровая деятельность в детском лагере"

Оценка 4.7
docx
27.04.2022
Статья "Игровая деятельность в детском лагере"
и.docx

Игровая деятельность в детском лагере

Игровая деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и физические усилия, направленные на достижения игровой задачи. Феномен игровой деятельности проявляется в том, что удовольствие составляет не результат, а процесс.

Игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

 Игра в руках педагога – мощный инструмент, с помощью которого можно решать различные задачи, как развития всего детского коллектива, так и отдельного ребёнка. Какие же функции игра может выполнять в детском лагере и в отдельном детском коллективе?

К таковым относятся следующие:

Развивающая. Л.С. Выготский указывал на то, что игра является источником развития и создаёт зоны ближайшего развития ребёнка. Парадокс игры, по его мнению, заключается в следующем: ребёнок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. По мнению С.Л. Рубинштейна, игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в детстве она приобретает особое значение. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто «переносится» в чужую личность; принимая на себя роль и входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность.

 Воспитательная. В игре воспитывается воля, усваиваются этические нормы и правила. Более того, в игре ребёнок учится играть по правилам, принимая тем самым на себя ответственность этим правилам следовать. Очень часто стратегия и тактика, усвоенные в игре, становятся, чуть ли не линией жизни, ибо перенос игровых правил и норм в реальную жизнь (пролонгация игровых отношений) — один из парадоксов игры. Это своего рода трансляция игровых отношений за пределы игрового пространства. Ещё один из парадоксов игры выделил Ричард Бах, говоря о том, что в игре поражение странным образом может обернуться победой. Но победой не над противником, а над собой, так как признание своего поражения — очень тонкий воспитательный момент, это и есть маленькая победа. В этом проявляется не только воспитательная функция игры, но и её способность содействовать личностному росту ребёнка.

Образовательная. Игра может быть включена в любую деятельность. О.С. Газман указывает, что игра имеет прямое отношение ко всем другим видам деятельности — познанию, труду, искусству, физической культуре, общению. «Поэтому она и предстаёт в качестве системного средства приобщения детей и подростков к духовной и материальной культуре, а значит, выполняет развивающие и образовательные функции». Недаром в различных образовательных учреждениях всё большую популярность принимают интерактивные технологии, в основе которых очень часто лежит игра. Доказано, что обучение в форме игры намного эффективнее традиционных методов обучения.

Коммуникативная. Игра социальна по своей природе. Она является сильнейшим средством социализации ребёнка. Именно в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре приобретается социальный опыт взаимоотношения людей, опыт сотрудничества и соперничества. Для более эффективного развития и закрепления конструктивных коммуникативных связей детского коллектива педагогу необходимо как можно больше включать детей в ситуацию общения, совместной деятельности, творчества. В теории игр существует такое понятие, как коммуникативные игры. Под ними мы понимаем игры, формирующие и развивающие коммуникативные умения и навыки личности, а также формирующие коммуникативные связи коллектива путём практического применения этих умений и навыков. Эти игры за короткий срок помогают решать сразу несколько задач, стоящих перед лагерным педагогом: снять повышенный уровень тревожности и социальных страхов отдельных детей в первоначальный период смены, достигнуть необходимого уровня группового сплочения, заложить основы благоприятного психологического климата временного детского коллектива.

Диагностическая. По мнению С.А. Шмакова, игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что ребёнок ведёт себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения». Именно это и определяет место игры в развитии, как личности, так и всего детского коллектива. Диагностический потенциал любой игры иногда намного выше, чем иного психологического теста. Вопрос в следующем: как педагог в силу своего опыта и профессионализма использует этот потенциал. Что может диагностировать вожатый с помощью игры: психические и эмоциональные состояния детей, их настроение и уровень культуры, уровень групповой сплочённости коллектива, наличие в детском коллективе лидеров и группировок. Диапазон этот широк. Нужно только знать и умело применять игры на разный этапах формирования и развития детского коллектива и уметь наблюдать, замечать нюансы, делать правильные выводы и обобщения.

Социокультурная. В условиях детского оздоровительного лагеря игра — основная форма жизнедеятельности ребёнка. Более того, благодаря именно игре в различных её проявлениях временный детский коллектив достигает высоких уровней своего развития. А усвоение индивидом социокультурного опыта человечества, вхождение в круг его ценностей, первое освоение будущих социальных ролей в лагере происходят более динамично, чем в школе, ибо временный детский коллектив, как правило, развивается по принципу самоорганизации и самоуправления. Одно это определяет наличие как ролевых (пусть и игровых), так и статусных позиций ребёнка в этом коллективе. Подчёркивая культурологический, средовой аспект игры, С.Л.Рубинштейн высказывает точку зрения о том, что игры органически связаны со всей культурой народа; своё содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Корректирующая. Весьма специфичная функция, так как сама по себе может выступать и как корректирующая, и как регулирующая. Начиная проводить корректирующее воздействие на ребёнка, группу детей и детский коллектив в целом, нужно отдавать себе отчёт в том, что в такого рода деле нужно действовать по врачебному принципу «Не навреди!». Именно поэтому педагогу, заметившему нуждающиеся в коррекции свойства личности, внутригрупповые процессы, нужно обратиться за помощью к специалистам — психологам, тренерам. В условиях детского лагеря это может вызвать трудность из-за отсутствия такого рода специалистов. Следовательно, самому выполнять корректирующие воздействия нужно очень осторожно. Что может быть подвергнуто коррекции или регуляции: эмоциональные состояния личности или всего детского коллектива, самооценка ребёнка (как в сторону повышения, так и в сторону понижения), статусно-ролевое положение ребёнка или группы детей, ценности ребёнка или всего детского коллектива.

Самоактуализирующая. По мнению С.А. Шмакова, «игра — это одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого». Для ребёнка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребёнку важен сам процесс игры, а не её результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры — пространство самореализации, уникальный полигон практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни. Особенно актуально это положение для подростков и юношества, ведь у них уже накоплен определённый интеллектуальный запас, жизненный опыт, которыми необходимо поделиться с окружающими сверстниками, взрослыми. Особенностью самоактуализации в этом возрасте является не то, что необходим какой-то конечный результат. Важен сам процесс проявления своих закрепляющихся личностных качества и свойств, знаний, умений, навыков.

При организации игр необходимо соблюдать несколько обязательных принципов и условий, необходимых и достаточных для организации эффективного игрового взаимодействия. При организации игрового взаимодействия в рамках детского оздоровительного лагеря можно использовать следующие принципы:

1.Игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника. Это же касается и всего детского коллектива.

2.Не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого. Именно при этом личностью переживаются состояния особой эмоциональной открытости.

3.При организации группового психологического воздействия необходимо помнить, что мы влияем на состояние каждого члена временного детского коллектива.

4. Игра не ограничивается рамками времени и пространства, она пронизывает всю жизнь временного детского коллектива.

5.На всех стадиях игры должна быть включена новая для данной игры творческая задача, которая в ряде случаев предполагает модернизацию правил, изменение сюжета или же создание принципиально новых игр. Так бывает в большинстве детских игр, игра — это не статика, это динамика, в том числе и в правилах, условиях. Детям очень интересно менять правила, а иногда и приспосабливать их под ситуацию, возраст, погоду, в конце концов. Однако существуют игры, в которых изменение правил невозможно по причине привнесения неразберихи, абсурдности.

6.Предоставление каждому возможности индивидуальной творческой самореализации; использование игры в качестве средства заботы о других (например, младших детях, сверстниках). Каждый член коллектива ценен и для себя, и для всего коллектива. Самореализация — право каждого человека. Но, реализуясь сам, не забывай, что кроме тебя в коллективе есть и другие люди, которые тоже хотят реализовать свои творческие, организаторские и другие способности.

7.Применение на фоне игры других методов и форм психолого-педагогического воздействия (метод игры и романтики, поощрения и наказания, метод педагогического манипулирования и конструктивного управляемого конфликта и др.). В данном случае для коллектива главное — не «заиграться», иначе игра может выступить как большая доза приправы в каком-либо вкусном блюде. Любой приправы должно быть в меру.

Хотелось бы дать ещё один совет: организуя игру с детьми, помните, что педагог, организующий игру, сам непременно должен участвовать в ней или быть её ведущим.

 

 


 

Игровая деятельность в детском лагере

Игровая деятельность в детском лагере

Образовательная. Игра может быть включена в любую деятельность

Образовательная. Игра может быть включена в любую деятельность

Диапазон этот широк. Нужно только знать и умело применять игры на разный этапах формирования и развития детского коллектива и уметь наблюдать, замечать нюансы, делать правильные…

Диапазон этот широк. Нужно только знать и умело применять игры на разный этапах формирования и развития детского коллектива и уметь наблюдать, замечать нюансы, делать правильные…

Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни

Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни

Применение на фоне игры других методов и форм психолого-педагогического воздействия (метод игры и романтики, поощрения и наказания, метод педагогического манипулирования и конструктивного управляемого конфликта и…

Применение на фоне игры других методов и форм психолого-педагогического воздействия (метод игры и романтики, поощрения и наказания, метод педагогического манипулирования и конструктивного управляемого конфликта и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2022