ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Сергеева Татьяна Вячеславовна,
преподаватель английского языка
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Индивидуальный подход – это система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, включающая изменение цели, содержания, процесса и формы урока. Кроме этого в специальной литературе индивидуальный подход рассматривается как сложное педагогическое явление, определяющее эффективность обучения иностранному языку и предполагающее активную роль субъекта учебной деятельности. Условиями успешной реализации индивидуального подхода выступают дифференциация, которая выражается в учете первоначальной языковой подготовки учащихся, постановка личностно значимых для обучающегося целей, выработка устойчивых и рациональных навыков самостоятельной работы и умения осуществлять системный подход к овладению знаниями.
Практика показывает, что педагоги давно осознали необходимость индивидуального подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим обучающимся, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, с учётом особенностей характера.
Сложность в преподавании иностранного языка заключается в разной степени подготовленности студентов по этой дисциплине. Особенно это проявляется на первом курсе, когда студенты только приступают к изучению иностранного языка в техникуме. Кроме этого возникают трудности, причиной которых является разное отношение к учёбе, посещаемость занятий, проявление терпения в изучении иностранного языка. На успеваемость по дисциплине Иностранный язык оказывает влияние и то, как студент воспринимает объяснение преподавателя на уроке. Кто-то улавливает материал сразу, кому-то нужно время для лучшего запоминания учебного материала. Это вызвано разным складом мышления, разными видами памяти у студентов. Кому-то легче перевести текст, а кому-то выполнить письменное задание по грамматике. Необходимо знать особенности восприятия учебного материала студентами и на основе этих знаний строить работу на уроке. Индивидуализация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки студентов в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
Технология индивидуального обучения предусматривает процессуальную систему совместной деятельности преподавателя и студента по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий студентам.
В своей работе я использую следующие моменты индивидуального подхода в обучении английскому языку. Например, обучающимся предлагается текст по аудированию, в котором есть незнакомые лексические единицы, без знания которых затруднено понимание текста. Значительная трудность для некоторых обучающихся при выполнении задания по аудированию представляет и понимание содержания текста и умение показать преподавателю, что оно понятно. Поэтому сильным студентам можно предложить пересказать этот текст. Один обучающийся начинает рассказывать, другой продолжает рассказ. Проконтролировать знание текста слабыми студентами можно с помощью вопросов. Самый главный вопрос, который стоит перед преподавателем в данной ситуации: способны ли сильные и слабые обучающиеся понять содержание текста в полной мере? Возможно, что нет. Поэтому, можно предложить сильным студентам раскрыть содержание текста после первого предъявления, ответив на некоторые ключевые вопросы. После второго предъявления менее способные ученики пересказывают текст, слабые отвечают на вопросы. Так удаётся формировать навыки аудирования у всех обучающихся. Другой пример: изучение грамматического материала Present Continuous. Освоение структур с этим временем осуществляется первоначально с опорой на наглядность (наглядное действие, картинка). Преподаватель задаёт вопросы. Работают и сильные и слабые студенты. Сильные помогают своим более слабым товарищам, исправляют сделанные ими ошибки. Далее роль преподавателя берёт на себя один из хорошо подготовленных студентов. После этого ведущим может быть любой студент из группы, в том числе и менее способный. Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаются задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения студентами структурами Present Continuous:
1. для обучающихся с высокой степенью подготовленности даётся задание описать картинку (подбирается картинка, на которой представлено достаточное количество действующих лиц; обучающийся показывает группе картинку и описывает её; одногруппники исправляют его ошибки и неточности);
2. менее подготовленные студенты получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы;
3. студентам с низким уровнем обученности предлагаются карточки с глаголами в Present Continuous.
Такие индивидуальные задания позволяют слабым студентам переходить к освоению данного материала на более высоком уровне. Наиболее сложным моментом изучения этой темы является умение студентов различать Present Continuous и Indefinite. Слабые обучающиеся успешнее преодолевают трудности в определении этих времён, если использовать в качестве опоры пару хорошо известных слов now и usually. Если у студентов возникает затруднение, связанное с этими видо-временными формами, эти слова помогают им быстро сориентироваться. Отрабатывая таким образом подобные грамматические структуры, студенты осваивают их на доступном уровне.
Мой опыт работы по применению индивидуального подхода при обучении английскому языку показывает, что он позволяет добиться положительных результатов при обучении студентов, помогает снять психологический барьер у слабых студентов при изучении данной дисциплины, способствует повышению активности на уроке. Данный подход позволяет варьировать работу на уроке в зависимости от подготовки и умственных способностей студентов, помогает слабым и средним студентам развивать их мыслительную деятельность, а сильным студентам даёт возможность совершенствоваться в изучении английского языка.
Список литературы:
1. Агабекян И. П. Английский язык.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов.- М.: Академия, 2007.
3. Власова Е. Л., Фролькис Э. Д. Английский на каждый день.- М.: АСТ, 2012.
4. Жуков Г. Н. и др. Основы общей и профессиональной педагогики.- М.: ГАРДАРИКИ, 2010.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.