Информационная открытость деятельности колледжа как
объективная необходимость
С возникновением и бурным развитием информационных технологий
появились новые возможности для повышения качества информационного
обмена между образовательным учреждением и социумом. Лишь за счёт
общественной поддержки и формирования партнёрских отношений можно
получить возможность преодолеть имеющиеся трудности и дополнительные
ресурсы развития.
Согласно статьи 29 ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» одним
из основных принципов государственной политики и правового регулирования
отношений в сфере образования является принцип информационной
открытости и публичной отчетности образовательных организаций.
Информационная открытость образования сегодня является одним из ключевых
условий для развития системы, которая стремится к качественному
образованию для всех. Здесь прослеживаются две причины: во-первых, система
образования, чтобы идти «в ногу со временем», во-вторых, образовательная
деятельность, должна осуществляться при постоянном общении с
заинтересованными лицами - студентами, родителями, педагогами,
социальными партнерами. Предполагаю, что степень информационной
открытости может быть интерпретирована как один из показателей качества
системы образования.
Информационная открытость складывается из понятий: «открытость»,
«подотчётность», «прозрачность». Информационная открытость обеспечивает
формирование взаимосвязанных процессов, определяющих устойчивое
развитие общества: информационная открытость – доверие – социальное
партнерство – объединение усилий – эффективное решение проблем –
устойчивое развитие, направлена на создание каналов двусторонней связи,
обеспечивающих удовлетворение информационных потребностей субъектов
внешней среды относительно деятельности колледжа и обратной связи от
представителей социума.
Один из значимых аспектов информационной открытости – подотчётность.
С этих позиций предоставление открытой и объективной информации о
состоянии и результатах функционирования образовательной системы
реализует ответственность колледжа перед обществом, в т.ч. за эффективное
использование полученных общественных средств. Подотчётность также
предполагает, что колледж прислушивается к рекомендациям и критике и
вносит соответствующие изменения в свою работу. В качестве синонима
информационной открытости колледжа используется также понятие
прозрачность. Прозрачность предполагает своевременное раскрытие
адекватной информации относительно содержания и результатов деятельности
административно-государственного управления, организации для внешних
субъектов. Это даёт возможность гражданам и заинтересованным группам
осуществлять эффективный контроль за деятельностью организации, её
руководством. Высокий уровень прозрачности означает, что предоставляемая
информация способствует созданию чёткого представления об истинном
положении дел в организации (как финансовой, так и нефинансовой
деятельности). Прозрачность рассматривается как важнейшее условие
общественного участия в управлении (контроле качества образования),
развития социального партнерства и сотрудничества колледжа с учреждениями
и организациями.
Наиболее продуктивной формой информирования общественности и
наиболее распространенным механизмом открытости, подотчётности и
прозрачности колледжа является публичный доклад.
Публичный доклад – это многофункциональный аналитический
публичный документ в форме периодического отчёта колледжа перед
обществом, учредителем и государством, обеспечивающий регулярное
(ежегодное) послание общественности, направленное на информирование о
результатах деятельности колледжа, существующих проблемах и достижениях,
с целью получения общественной поддержки. В публичном докладе отражены:
-результативность и эффективность деятельности образовательного
учреждения за отчётный период;
-видение органами управления образовательного учреждения текущей
ситуации, имеющихся проблем и путей их решения, а также постановка
ключевых целей и задач на следующий период.
Публикация доклада направлена на решении ряда задач:
-обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования
интересов всех участников образовательного процесса по вопросам оценки
образования и существующих проблем, приоритетов развития, задач и путей их
решения;
-привлечение дополнительного социального ресурса – ресурса доверия и
поддержки;
-повышение качества образования (за счёт учёта требований потребителя);
-достижение договорённости с общественностью относительно целей развития
колледжа (механизм согласования);
-описание результатов деятельности колледжа за определенный период;
-определение приоритетных направлений развития колледжа, планируемых
мероприятий и ожидаемых результатов их выполнения;
-выработка и корректировка плана работы колледжа на новый учебный год.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей. Однако
главными целевыми группами, для которых готовится доклад, являются
родители, студенты и социальные партнёры колледжа. Участие в подготовке
публичного отчёта является прекрасным способом реального включения органа
государственно-общественного управления в анализ деятельности колледжа,
понимания её актуальных достижений и проблем, определения поля работы и
приоритетов.
И поскольку публичный доклад размещен на официальном сайте
колледжа, то невозможно не сказать о сайте. Сайт железнодорожного колледжа
является визитной карточкой нашего учреждения, информация которого
доступна любому пользователю Интернета. Основной задачей создания сайта
явилось освещение учебной, воспитательной и инновационной работы
колледжа и знаменательных событий, происходящих в жизни колледжа. Целью
создания сайта является обеспечение открытости и прозрачности деятельности
образовательного учреждения. Образовательный сайт при правильном подходе
способен:
-повысить взаимодействие как внутри сообщества колледжа, так и среди
сообществ различных образовательных организаций;
-увеличить степень реагирования на внезапно возникшие изменения;
-повысить уровень информирования участников образовательного процесса
(новостные ленты);
-аккумулировать знания, создать открытый доступ для публичного просмотра;
-развить методы обучения, создать интерактивные формы обучения;
-создать возможность оперативного осведомление родителей о состоянии дел в
колледже;
Сайт образовательного учреждения в сети Интернет – это
образовательное средство, обеспечивающее открытость и прозрачность
деятельности колледжа, От его содержания, организационной структуры и
функционирования зависит не только успех взаимодействия колледжа с
внешним миром, но и процессы, происходящие внутри. Мы постарались
сделать сайт удобным для посетителей, продумали его навигацию, он
постоянно развивается и обновляется, что даёт возможность получить
необходимую информацию о колледже и его работе. По итогам различных
конкурсов по деятельности сайтов образовательных организаций системы СПО
Тамбовской области мы были победителями в различных номинациях.
И в заключение хотелось бы отметить, что наиболее продуктивными
формами информирования общественности и наиболее распространенными
механизмами открытости, подотчётности и прозрачности колледжа в настоящее
время являются публичный доклад, сайт колледжа, но не стоит забывать о
традиционных формах информирования.
Список использованных источников
1. Вальдман И.А. Информационная открытость системы образования:
международный опыт информирования потребителей образовательных услуг.
Сборник материалов /– М.: Московский центр качества образования, 2009. (в
соавторстве С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова).
2. Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в
образовании. // Вопросы образования. №3, 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.