Инновационные педагогические технологии для повышения профессионализма и компетентности обучающегося
Пынтя В.В., преподаватель ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2» Коломенский филиал.
Современные реформы в сестринском деле основываются научно- практическом подходе и активном внедрении сестринских инноваций в работу медицинской сестры. Для оказания квалифицированной помощи медицинской сестре необходимы не только профессиональные теоретические знания, но в первую очередь умение устанавливать доверительные отношения, слушать и задавать вопросы, проявлять заботу и внимание, при общении учитывать зоны комфорта.
Поэтому изменяются требования к организации качественной и эффективной сестринской помощи, внедряются новые методы организации деятельности медицинской сестры.
Современным выпускникам средних профессиональных образовательных организаций необходимы знания не только в настоящих требованиях по выполнению манипуляций и санитарно – противоэпидемического режима ЛПУ. Молодые профессионалы должны иметь знания в области теории и философии сестринского дела, психологии общения и уметь эти знания использовать в профессиональной деятельности.
Сумма знаний, полученная в результате образовательного процесса, сама по себе неэффективна без умений применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Реализовать данный подход помогают современные инновационные технологии, в том числе проектный метод.
Проект – это совокупность приемов действий обучающихся в определенной последовательности для достижения поставленной задачи- решение определенной проблемы, значимой для обучения и оформленного в виде конечного продукта. Требованием к использованию проектного метода является наличие проблемы (задачи), требующего интегрированного, обобщенного значения в той или иной области.
Одним из вариантов проектной деятельности в опыте работы Коломенского филиала ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2» является реализация межпредметных и межмодульных проектов, затрагивающих несколько дисциплин, профессиональных модулей (специальность Лечебное дело: Гигиена и экология человека, Здоровый человек и его окружение, ПМ.01 Диагностическая деятельность, ПМ.02 Лечебная деятельность, ПМ.04 Профилактическая деятельность; специальность Сестринское дело: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий, ПМ.02 Участие в лечебно- диагностических и реабилитационных процессах и др.)
Данная технология основывается на активной познавательной деятельности обучающегося, стимулирует его познавательную деятельность, повышает уровень их знаний. Реализация направлена как на теоретическое так и на практическое освоение материала, возможна при условии применения системы учебных и познавательных методов и приемов.
Участие обучающихся в проектной деятельности во- первых преследует практический аспект, продукт его деятельности, умение оказывать профессиональную медицинскую помощь исходя из ситуации, используя не только умения выполнять манипуляции в соответствии с нынешними требованиями ( требованиями ГОСТ), но и умения общаться с пациентом, работать в команде и т.д. По сути дела реализовывать приобретенные профессиональные и общие компетенции. Полученные коммуникативные, исследовательские умения способствуют развитию профессиональных и личностных качеств обучающегося, стимулируют его познавательный интерес и получение дополнительных знаний.
В проектной деятельности присутствуют взаимодействия обучающийся – педагог, хотя характер взаимодействия отличается от традиционных методов обучения, способствует росту и развитию обоих.
Учитывая высокие требования к качеству образовательного процесса, к уровню компетентности выпускников колледжа преподавателями цикловой методической комиссии профессиональных модулей ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2» Коломенский филиал уже в течение двух лет реализуется проектная работа на тему «Активные методы обучения на практических занятиях при изучении профессиональных модулей и дисциплин». В рамках проекта рассматривалась тема: «Профилактика и лечение сахарного диабета». Данная проектная работа начала реализовываться с выставки санитарных бюллетеней на тему сахарного диабета и его профилактики. Участие в конкурсе было предложено обучающимся различных специальностей и курсов. Обучающимися, под руководством методических руководителей были оформлены предложенные профилактические средства, компетентная комиссия оценила и выявила лучшие работы и победителей.
Далее была проведена тематическая викторина по сахарному диабету для обучающихся трех выпускных групп отделения сестринское дело. Тесты включили в себя вопросы клинических проявлений сахарного диабета у пациентов различных возрастных групп, выявили победителей этапа.
Следующим этапом проектной деятельности явилось интегрированное занятие на тему «Профессиональная деятельность медицинской сестры в диагностике, лечении и профилактике сахарного диабета» для специальности 34.02.01. Сестринское дело базовая подготовка.
В данном этапе были сформированы три команду обучающихся из числа победителей этапа тестирования. Интегрированное занятие было представлено несколькими этапами:
Тематические компьютерные презентации по сахарному диабету: «Лабораторные и инструментальные методы исследования при сахарном диабете», «Особенности течения сахарного диабета у детей», «Сестринская помощь при сахарном диабете» в которых были представлены и освещены основные вопросы темы.
Решение ситуационной задачи с выявлением нарушенных потребностей пациента, выявленных в результате общения, проводилось с участием подготовленных статистов из числа обучающихся младших курсов. Защищался составленный плана сестринских вмешательств и пути их решения, демонстрировалась необходимая, заданная в задаче, манипуляция.
Представление домашнего задания - Диетического стола №9 - «Завтрак диабетика», «Обед диабетика»; «Ужин диабетика» проходило в виде представления приготовленных блюд, с обучением пациента – статиста подбору продуктов, методике приготовления и совмещению блюд. Приготовленные блюда были накрыты в виде диетических столов, участникам , гостям было предложено в конце занятия дегустировать блюда.
Команды подготовили и защитили санитарные бюллетени по профилактике осложнений сахарного диабета у пациентов различных возрастных групп
Завершающим этапом занятия было представление и обучение пациентов комплексу лечебной гимнастики для профилактики осложнений сахарного диабета.
Интегрированное занятие явилось результатом активного сотрудничества преподавателей не только ЦМК профессиональных модулей, но и ЦМК общепрофессиональных модулей, ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Завершающим мероприятием в 2018-2019 учебном году, в рамках проекта, прошла студенческая научно – практическая конференция на тему «Лечение и профилактика сахарного диабета». Студентами были подготовлены темы выступления с представлением в виде компьютерной презентации, преподаватели ЦМК выступили в качестве методических руководителей.
В нынешнем учебном году, в рамках проектной деятельности прошел конкурс плакатов на тему «Здоровый образ жизни, как предупреждение сахарного диабета». В конкурсе участвовали студенты разных курсов и специальностей. Работы курировались методическими руководителями. Жюри были отмечены лучшие работы, оценка работ производилась в соответствии с критериями конкурса плакатов.
В соответствии с планом работы ЦМК профессиональных модулей Коломенского филиала ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2» в рамках проекта «Активные методы обучения на практических занятиях при изучении профессиональных модулей и дисциплин. Профилактика и лечение сахарного диабета» прошел конкурс «Использование профессиональных компетенций в сестринском уходе при сахарном диабете» среди обучающихся выпускных групп по специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2».
В конкурсе участвовали команды обучающихся филиалов данного учебного заведения. Программа конкурса включила в себя определенные этапы.
В начале конкурса команды представили название, девиз и эмблему. Жюри из числа представителей независимых экспертов – представителей системы здравоохранения и преподавателей профессиональных модулей от каждого филиала оценили работу команд.
Далее команды были переформированы методом жеребьевки и следующие этапы реализовывали в новом составе. Второй этап конкурса прошел в виде обучение пациента – статиста методике использования шприц – ручки в домашних условиях. Работа каждого участника – представителя команды оценивалась жюри в соответствии с чек – листами по данной манипуляции.
Вопрос особенностей диетотерапии при сахарном диабете был реализован в виде формирования продуктовой корзины. Участники этапа из числа всех представленных продуктов должны были собрать продуктовую корзину, обосновать подбор продуктов.
Другие члены команды создали и представили для оценки памятки для пациентов по применению глюкометра в домашних условиях.
Пока жюри подводились итоги конкурса, преподавателем филиала был проведен мастер – класс по экспресс диагностике сахарного диабета – глюкометрии.
Подведены итоги, награждены победители.
Это лишь часть мероприятий, запланированных в рамках проекта ЦМК профессиональных модулей, работа будет продолжена.
При работе с обучающимися используются различные подходу, методы и технологии, привлекались разнообразные педагогические средства, способствующие и педагогом и профессиональному росту педагога. Сотрудничество между педагогами и обучающимися при реализации проекта позволяет найти наиболее эффективные методы обучения, обеспечивающие высокое качество знаний, развитие умственной, творческой способностей, познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся. Участие в проекте помогает обучающимся не только углубить и закрепить свои знания, но и максимально приблизить их к профессиональной деятельности, активнее адаптировать их к профессии.
Список использованных источников:
1. Применение современных педагогических технологий в СПО. Зверева Н.А. Статья. Сборник. Второй международной научной конференции «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015г)
2. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов/ Г. К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998 г.
3. Лазутченко Е.Г., Образовательные технологии подготовки специалистов СПО. Методическое пособие. Санкт – Петербург, 2014 г
4. Чошанов М.А., Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996.
5. http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
6. http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии
7. http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Педагогические технологии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.