Интерактивные приемы и методы обучения на уроках химии
Первостепенная задача образовательного учреждения сегодня – это достижение нового качества образования, при котором результатами освоения обучающимися основных образовательных программ становятся не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Современный выпускник – это человек «…активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике…»[1].
Таким образом, основной задачей, для учителя, становится организация условий, инициирующих самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Суть такой деятельности заключается в том, какой поставить перед ребятами вопрос, создать ситуацию вокруг которой им самим захотелось бы рассуждать, выдвигать различные гипотезы, искать проблему и пути её решения, словом, сделать обучение смысловым, личностно-значимым для ученика, жизненно необходимым.
Опыт работы в этом направлении позволил создать собственную модель педагогической деятельности. Она основана на формировании внутреннего мотива обучения через повышение познавательной активности, которое достигается применением интерактивных форм и методов, организованных в разнообразных видах деятельности.
Все приемы, оказывающие влияние на учебную деятельность в целом и на познавательные мотивы, в частности, можно разделить на две составляющие.
Элементы занимательности – это прием мотивации содержанием. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям, которые включает этот прием, вызывают удивление. А это – сильный стимул познания, его первичный элемент. К элементам занимательности относятся творческие задания. Важно только, чтобы вопросы в задании или часть вопросов не были открытыми. Например, из практических заданий можно привести следующее: Решите проблему – очистки природной воды. «Составьте памятку туристу «Как в походных условиях, получить чистую воду для питья и приготовления пищи?». Какие физические и химические знания вам для этого необходимы?
Творческое задание составляет содержание любой темы урока и выполняется по желанию. Тема задания может быть предложена учителем или самим учеником. А материал может быть представлен в виде плаката, инструкции, презентации, памятки, буклета или публикации (возможны и другие формы). Выбор способа представления – одно из слагаемых успешного усвоения материала.
Система домашних занимательных практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения химии, например, таких как вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей, применение реактивов бытовой химии, грамотное обращение с веществами в повседневной жизни.
Анализ жизненной ситуации. Эти ситуации-задания должны быть значимыми для учащихся, иметь непосредственную связь с жизнью. Виды деятельности, с помощью которых может быть организован этот прием, разные - проблемная, исследовательская, игровая. Результат – проявленный учениками личностный смысл, следовательно, самостоятельное и охотное приобретение знаний. Рассмотрим самую простую жизненную ситуацию: «Вы пообещали угостить гостей своим фирменным пирогом. Для его приготовления необходимо добавить соду, гашенную уксусом. Однако уксусной кислоты дома не оказалось, и приобрести ее нет возможности. Найдите на кухне как минимум три заменителя уксусной кислоты в этой ситуации. Проведите соответствующие реакции. Объясните ваш выбор».
Анализ профессиональных ситуаций замечателен тем, что в подростковом возрасте ярко выражено стремление к самоутверждению, самовыражению, к примериванию на себя позиции взрослого, той или иной профессии. Эти качества являются мощным стимулом мотивации учения, к тому же снимается недостаток профессиональной ориентации. Практика показала, что такие приемы как анализ жизненных, профессиональных ситуаций, моделирование фантазией автора фантастической среды обитания, лучше организовывать в групповом или парном взаимодействии. На уроке формируются различные группы. Это может быть экспертная лаборатория, производственная, химическая или группа людей, попавших в беду. В соответствии с ситуацией ребята решают конкретные задачи: теоретические, расчетные, носящие исследовательский или рекомендательный характер, профессиональные и бытовые – словом те, которые воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности.
Здесь можно использовать компетентностно-ориентированные задания, в которых акцент делается на практическую направленность. Их решение ориентировано на применение обучающимися целого ряда способов действий, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным.
Следующий прием - создание проблемных ситуаций, который органично включает все вышеперечисленные, если ситуация, задание содержат проблему или противоречие. Этот прием формирует умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение наблюдать, ставить задачи и находить пути их решения, умение проводить эксперименты, давать определения понятиям, привлекая как внутренние, так и внешние уровни взаимодействия. В таких условиях у ребят реализуется возможность проявить свои творческие способности, сформированные компетентности, что способствует достижению образовательного успеха.
Как показала практика, наиболее эффективный вид деятельности для этого приема (в условиях одного, пары уроков) – имитационная дидактическая игра, в основу которой заложены события, ситуации, воспроизводящие нормы человеческой жизни и деятельности, приближенные к реальным условиям или интерактивные интеллектуальные имитации. [3].
Решение «жизненных» задач делает обучение осмысленным, способствует формированию не только предметных, но и общеучебных умений, навыков и компетенций.
Такая организация урочной деятельности способствует не только высокой успешности в усвоении учебного содержания, но и создает предпосылки перехода к самообразованию, выходит за рамки урока, и представляет уже творческое движение ученика по индивидуальной образовательной траектории, которая включает участие в конкурсах и конференциях разного уровня, участие в олимпиадах, проектно-исследовательскую деятельность.
Литература:
1.Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога – М., 2006
2.Сборник нормативно-правовых материалов. ФГОС. М.:Вентана-Граф, 2013
3.Данилова А.Г. Как организовать и провести урок-исследование. / Химия в школе. — 1999, № 7. — С. 21-24.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.