Конспект урока "А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"
Оценка 4.9

Конспект урока "А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

Оценка 4.9
docx
27.06.2024
Конспект урока "А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"
а.п.чехов толстый и тонкий.docx

 

Урок литературы в 6 классе.

УМК под редакцией В.Я.Коровиной.

Тема: Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Цели урока:

1) познакомиться с рассказом А.П. Чехова «Толстый и тонкий»;

2) узнать, что такое художественная деталь;

3) развить умение находить художественную деталь в тексте, определять ее роль в создании образа и в раскрытии авторского замысла в целом;

4) развить навык анализа эпического произведения;

5) сформировать отрицательное отношение к таким человеческим порокам, как подхалимство, низкопоклонство и нездоровое чинопочитание.

Планируемые результаты:

а) личностные (умение оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности и на личный опыт);

б) метапредметные:

- коммуникативные (способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; умение работать в группе);
- регулятивные (умение определять цель предстоящей деятельности, способность прогнозировать последовательность действий, умение адекватно оценивать достигнутые результаты);

- познавательные (умение находить в тексте требуемую информацию, умение устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте деталей, делать выводы на основе наблюдений);

в) предметные (умение анализировать эпическое произведение, находить в тексте художественные детали и определять их роль, умение создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах).

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: заседание «ученого совета»

Использованные технологии: проблемно-диалогическая технология, кейс-технология.

Теория литературы: речевая характеристика; художественная деталь; юмор; сатира.

Оборудование: презентация к уроку, портрет писателя, «Табель о рангах»; Толковый словарь.

Ход урока:

 

1.     Оргмомент. Приветствие.

2.     Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний. Целеполагание.

Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а  заседание «ученого» совета. За нашим импровизированным круглым столом собрались не ученики 6 класса, а литературоведы (текстологи), искусствоведы,  историки (архивариусы), языковеды.

- Как вы думаете, для чего собирается «ученый» совет? (решать какие-то вопросы, проблемы).

- Все правильно. Я думаю, что вы с интересом прочитали произведение Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий».

- Ребята, скажите в каком жанре написано произведение (это рассказ, потому что малого объема и повествует об одном событии)

- Да, ребята, Антон Павлович Чехов – мастер короткого рассказа, изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

- Ребята, каким показался вам рассказ – смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? (ответы детей)

- Чехов о своих рассказах отзывался так: «Они смешные, но невеселые» Именно эту фразу я выбрала эпиграфом  нашей встречи. Ваши впечатления от прочитанного и слова самого автора подводят нас к проблемному вопросу. Какому? (Каким образом писателю удалось  вызвать в читателях   столь разные чувства?) Как вы думаете, что вам нужно будет сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Обратиться к анализу рассказа).

3. Знакомство с биографией писателя.

- Чтобы наиболее глубоко осмыслить то или иное произведение, необходимо, прежде всего, постичь душу его автора. Нужно знать, какую жизнь он прожил, под влиянием каких факторов складывался его характер. И сейчас факты из биографии Чехова нам напомнят «историки» (краткое изложение биографии).

4. Работа с текстом.

- А.П. Чехова называют  мастером художественной детали. В рассказе «Толстый и тонкий» его мастерство проявилось в полной мере. О том, что такое художественная деталь и каковы ее функции, нам расскажут литературоведы. (Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или художественное значение. Художественная деталь способна заменить целый ряд подробностей).

-  Давайте посмотрим, как вводит нас Чехов в мир своего рассказа. Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий» («На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий»)

- А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».

- О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).

- А как описывает Чехов тонкого? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)

- Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные? (Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.)

-  Какой композиционный приём использовал Чехов, рисуя героев? (Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин.)

- Кто первый бросается к другу? (Толстый)

- Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)

- Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)

- О чем говорят клички приятелей? ((Толстый в школе был хулиганом, за что его прозвали Геростратом ( поджигатель храма Артемиды Эфесской, одного из семи чудес света). Но среди одноклассников он, по-видимому, был свой парень, славился добрым нравом, да и хорошими манерами тоже (был «такой же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве был ябедой и предателем, за что его назвали Эфиальтом (грек, который провел персов в тыл спартанцам в битве при Фермопилах))

- С каким чувством задаёт вопросы толстый? (Восторженно глядя на друга)

- Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

- С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)

- А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды

- Наши уважаемые «искусствоведы» подготовили иллюстрации к эпизоду «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля». Что они постарались подчеркнуть в своих работах? (Авторы работ старались подчеркнуть в портретах этих героев то, что показалось им смешным, опираясь на свои чувства, эмоции, первые впечатления от прочитанного).

- Итак, мы с вами рассмотрели первый эпизод рассказа. Что испытывают герои при встрече? (Искренняя радость, восторг). Что испытываем мы? (Нам по- доброму смешно).

- Что почувствовал тонкий в этот момент, когда узнал, что толстый - генерал? (Тонкий побледнел, «окаменел») «Языковеды», назовите подобранные вами синонимы к слову «окаменел». (Был поражён, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный).

- Как вы думаете, что испытывает герой в этот момент? (страх, испуг, ужас, шок).

- С помощью каких деталей Чехов передает внутреннее состояние тонкого? (Герой съежился, сгорбился, сузился). Как изменяется его речь? (Тонкий теряет дар речи, униженно хихикает, сразу же в его речи появляется раболепно-почтительное – с, он заикается, это выражено на письме ввиде многоточий. Пытается выражаться красиво, торжественно, но   его слова звучат все более странно, например, второй раз представляет свою семью).

- Какие еще детали указывают на то, что ситуация изменилась? (Съежились его чемоданы, узлы. Длинный подбородок жены стал еще длиннее, сын вытянулся, застегнув мундир на все пуговки).

- Как ведет себя Толстый? (Поведение Толстого не меняется, он совсем  не требует от приятеля  такого подобострастия: по отношению к другу детства толстый остается человеком),

- Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого?  (Чинопочитание). Языковеды, что означает это слово? (Почитание старших по чину, по служебному положению).

- Почему Толстый начинает испытывать отвращение к Тонкому?

(Перед ним не его одноклассник Порфирий, а заискивающий, подобострастный чиновник).

- Вы могли бы понять такого  человека, как Тонкий, посочувствовать ему? (Этому человеку невозможно сочувствовать. В том, что произошло, виноват он сам. Можно испытывать к нему лишь  чувство досады и брезгливости).

 - Кого теперь мы видим на вокзале Николаевской железной дороги? (Чиновников). Какие чувства мы испытываем? ( Нам грустно и досадно от того, что испорчена встреча двух приятелей)

5. Подведение итогов

- Вы все отлично поработали, а теперь давайте обобщим собранный нами материал. Скажите, как А.П. Чехов относится к героям своего рассказа? Как вы думаете, сочувствует ли он Тонкому, его бедности? Кто в этой истории сохранил человеческое лицо: Толстый или Тонкий? Над чем смеется А.П. Чехов в своем рассказе? Какой это смех? (Ответы учащихся)

- В начале урока мы говорили, что А.П. Чехов считал свои рассказы смешными, но невеселыми. Мы задались вопросом: «Каким образом писателю удалось  вызвать в читателях   столь разные чувства?». К какому выводу мы пришли в результате нашей работы? (В рассказе описаны словно две абсолютно разных встречи: сначала герои встречаются как старые школьные друзья, а затем как два чина, причем один гораздо выше другого. Каждая встреча вызывает у читателя совершенно разные чувства).

- Какие средства использует Чехов, чтобы добиться такого эффекта? (Яркие художественные детали, речевая характеристика, языковые средства).

- Известный юморист Геннадий Хазанов когда-то так определил разницу между юмором и сатирой: «Юмор – это когда страшно хочется смеяться, а сатира - это когда смеяться хочется, но страшно».  Антон Павлович Чехов успешно сочетает в своих рассказах и то и другое.

6. Домашнее задание.

- Ребята, в современной жизни взрослые люди имеют не чины, а должности в какой-либо профессии, специальности. Один человек может занимать очень высокую должность, а другой может быть простым рабочим на заводе. Представьте себе такую ситуацию: в наше время на вокзале встретились два бывших одноклассника.  Они не виделись лет 15. Они несказанно рады встрече.  Посыпались вопросы: где ты, как.

1-й: Я живу здесь, работаю на местном заводе. Женат, двое детей. Зарабатываю немного, но на жизнь хватает. Ну, а ты как? Наверное, уже главный инженер?

2-й: Бери выше. Я возглавляю министерство, вот приехал  по поводу закрытия вашего завода…

Предложите свой вариант развития взаимоотношений между главными  героями, написав дома  небольшое эссе.

7. Рефлексия

Наш «ученый совет» заканчивает свою работу. Плодотворной ли была наша работа?  Понравился ли вам рассказ «Толстый и тонкий»? Захотелось ли вам прочитать и другие произведения писателя? Как вы оцениваете свою работу на уроке?


 

Урок литературы в 6 классе.

Урок литературы в 6 классе.

Ход урока: 1. Оргмомент

Ход урока: 1. Оргмомент

Чтобы наиболее глубоко осмыслить то или иное произведение, необходимо, прежде всего, постичь душу его автора

Чтобы наиболее глубоко осмыслить то или иное произведение, необходимо, прежде всего, постичь душу его автора

Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок

Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок

Итак, мы с вами рассмотрели первый эпизод рассказа

Итак, мы с вами рассмотрели первый эпизод рассказа

Можно испытывать к нему лишь чувство досады и брезгливости)

Можно испытывать к нему лишь чувство досады и брезгливости)

Представьте себе такую ситуацию: в наше время на вокзале встретились два бывших одноклассника

Представьте себе такую ситуацию: в наше время на вокзале встретились два бывших одноклассника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2024