«Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих
технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения
мотивации учения»
Сегодня остается открытым вопрос: «Как же
наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных
образовательных технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении
иностранному языку?»
Использование данных технологий обосновано
следующими факторами:
Поэтому для повышения мотивации обучения
учащихся целесообразно освоение информационно-коммуникационных и
здоровьесберегающих технологий.
Увеличение умственной нагрузки на уроках
заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у
учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски
новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы
активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному
приобретению знаний. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё
формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к
тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводится информационным
технологиям.
Компьютер на уроках становится реальной
необходимостью. Обучать на основе прогрессивных методов — значит обучать
методам приобретения знаний. Эффективность проведения урока повышается за счёт
того, что уменьшается роль «классной доски» как основного инструмента
преподавания. Вместо доски используются демонстрации, динамические рисунки,
дающие возможность повторить объяснение, обращая внимание учеников на
вызывающие затруднения моменты.
Не секрет, что изучение иностранного языка
вызывает у многих учащихся затруднения, усвоение материала обычно строится на
заучивании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения через
реализацию одного из принципов обучения — наглядность. Наглядность — «золотое
правило дидактики» (Я. А. Коменский) составляет содержание одного из ведущих
принципов обучения. Целесообразно применять компьютер на уроках в обучающем
режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Следующим шагом в применении компьютера на
уроках переход к созданию электронных презентаций. Демонстрационные слайды
используются при объяснении нового материала, решении коммуникативных задач,
повторении. Использование ИКТ позволяет увеличить объём излагаемого на уроке
материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися. Динамические
элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и
запоминанию учебного материала.
На таких уроках реализуются принципы
доступности, наглядности. Урок-презентация обеспечивает получение большего
объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к
предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который
можно поставить на слайд). При изучении новой темы можно проводить урок-лекцию
с применением мультимедийной презентации. Можно использовать презентацию при
закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения задания
всеми учениками класса. Презентации можно использовать для устных упражнений.
Такая работа позволяет увеличить объем отрабатываемого материала и выработать
устойчивые навыки.
Итак, нельзя отрицать, что ИКТ – реальность
современного урока. Обучающиеся более активно принимают участие в уроке,
меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников, они больше стали
интересоваться тем, что происходит на уроке, активнее включаются в работу и
быстрее запоминают материал. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ,
тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на
каждом этапе урока.
Использование ИКТ позволяет:
Учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда
при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные
из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают
слайды и отвечают на вопросы. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить
необходимые материалы и оборудование. Разумеется, любая презентация для детей
интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя.
В соответствии с поставленными целями, ИКТ
должны помочь ученику получить более качественные знания.
Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов,
можно выделить следующие:
формирование ключевых компетенций учащихся в
процессе обучения и во внеурочной деятельности;
повышение мотивации к обучению учащихся;
овладение компьютерной грамотности учащимися,
повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
организация самостоятельной и исследовательской
деятельности учащихся;
создание собственного банка учебных и
методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном
процессе.
развитие пространственного мышления,
познавательных способностей учащихся;
эстетическая привлекательность уроков.
Неоспорим тот факт, что весь процесс образования
и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и
укреплять здоровье учащихся помогают здоровьесберегающие
технологии.
Учитель должен на уроках создать условия для
сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной
жизни. Поэтому:
Перспективой развития является освоение
применения на уроках электронных учебников. Среди самых основных плюсов
формирования материала на электронном носителе, по-моему, мнению, можно
отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация),
интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство,
открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге.
Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно
отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается
большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих
эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала;
использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с
помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Задача учителя организовать
учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися
были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать,
при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.