Статья "Использование информационно - коммуникационных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся"

  • docx
  • 19.09.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Использование информационно - коммуникационных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся

В статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством. А также свойства и преимущества мультимедийных презентаций.

 

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в Национальном проекте «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10); является воспитание гармонично развитой, социально ответственной, конкурентоспособной личности, способной творчески мыслить, искать новые пути и решения тех или иных задач.

Реализация данной стратегической цели может быть достигнута посредствам занятий декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования.     В силу своих преимуществ: разнообразия прикладных техник и технологий, индивидуального подхода к личности учащегося,  такие занятия предоставляют детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов.  Их главной целью является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру, формирование навыков ручного труда.

Неоценимую помощь в достижении этой цели оказывает использование информационно коммуникационных технологий. Так использование ИКТ на  занятиях декоративно-прикладным творчеством помогает в получении учебной информации из различных источников, повышает уровень использования наглядности  и производительность занятия, способствует развитию умения оперировать полученными знаниями.

Использование информационных технологий:

- психологически облегчает процесс усвоения материала;

- возбуждает живой интерес к предметной деятельности;

- расширяет общий кругозор учащихся;

- увеличивает производительность занятия.

 Очень эффективно использование на занятиях по декоративно-прикладному творчеству презентаций, которые обеспечивают последовательность рассмотрения темы, позволяет ускорить учебный процесс.

Для педагога наиболее эффективным является создание своих собственных мультимедийных продуктов. Материал в них дается компактно, в нужной последовательности, нет ничего лишнего, всё «работает» на достижение цели и задач конкретного занятия.

Свойства мультимедийных презентаций:

- интерактивность (способность реагировать на действия пользователя);

- мультимединость (использование комплекса эффектов);

- комплексность предоставления информации (различный режим показа);

- дискретность (смысловая завершенность отдельного слайда);

- программная совместимость (использование объектов из других программ);

- доступность технического инструментария (навыки работы с компьютером).

Преимущества мультимедийных презентаций:

- возможность использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала;

- возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;

- активизация внимания всей группы;

- поддержание познавательного интереса учащихся, усиление мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

- возможность управлять темпом усвоения материала самими учащимися при самостоятельной работе;

- осуществление контроля за усвоением новых знаний, систематизация изученного материала;

- экономия учебного времени;

- формирование компьютерной мультимедийной компетентности, как педагога, так и учащихся;

- облегчение труда педагога в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.

Использование презентаций возможно на любом этапе занятия:

- этап ознакомления и первичного использования нового материала;

- этап закрепления;

- этап систематизации полученных знаний;

- этап контроля полученных знаний, умений, навыков.

Презентации применяются при ознакомлении с  техниками декоративно-прикладной деятельности, при изучении законов композиции и цветоведения. Они могут сопровождать объяснение  педагогом новой темы, могут задавать алгоритм действий, могут помогать в написании опорного конспекта. Конспекты  занятий в электронном виде обеспечивают удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий.

Большую помощь средства ИКТ оказывают при создании коллективных творческих проектов, что   позволяет  учащимся выступать в роли авторов, созидателей. Это повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор, способствует расширению  специальных  знаний, развивает мотивацию детей к познанию и творчеству, содействует личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Используя средства ИКТ, педагог более эффективно может управлять деятельностью учащихся, оперативно отслеживать результаты обучения, принимать меры по повышению качества знаний обучающихся, совершенствовать методическое мастерство.

Благодаря использованию ИКТ у педагога высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов.

Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, интернета, сканера, документ камеры, проектора решаются проблемы отсутствия достаточного количества наглядных пособий и отдаленности музеев и выставочных залов.

Безусловно, на занятиях по декоративно-прикладному творчеству компьютер всегда будет всего лишь вспомогательным средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, что положительно сказывается на развитии художественного творчества.