ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Николаев М.Д.
МБОУ «Гимназия № 86 с углубленным изучением иностранных языков», Республика Башкортостан, г. Уфа
научный руководитель - учитель высшей квалификационной категории (МБОУ «Гимназия № 86 с углубленным изучением иностранных языков», г. Уфа) Хайретдинова И.Р.
Необходимость сохранить историческую правду о войне и память о каждом участнике Великой Отечественной войны обозначена как одна из важнейших государственных задач на ближайшее время.
Актуальность данного исследования продиктована необходимостью сохранить память о всех воевавших в годы Великой Отечественной войны, в том числе пропавших без вести и необходимостью формирования патриотизма, чувства любви к Родине и сохранения правды о войне. Каждому человеку ближе то, что касается непосредственно его семьи и близких. Мы большую часть своего времени проводим в интернете, и, конечно, активно используем его возможности для изучения истории. Проблема в том, что разобраться в массиве этих документов достаточно сложно и необходим алгоритм хотя бы первоначальных действий. Гипотеза исследования заключается в том, что, изучая свои корни, человек непроизвольно погрузится и в исторические события и личное соприкосновение с историческими событиями позволит нам сохранить историческую правду.
Авторами была разработана методика работы с общедоступными архивными интернет-ресурсами, которая может быть использована на уроках истории, а также позволяет разместить собранную информацию на платформах общероссийского архива Великой Отечественной войны и пополнить архивные семейные материалы.
Методика и техника исследования состоит из следующих этапов:
1. Изучение сохранившихся вещественных источников и документов из семейных архивов.
Вещественные источники наверняка сохранились в каждой семье. Это могут быть какие-то фотографии и письма военного периода. Необходимо ещё раз подробно изучить их, внимательно пересмотреть их с обеих сторон. Так, дарственные надписи помогут найти однополчан (их воинский путь можно будет проанализировать отдельно в дальнейшем). Цифры на обратной стороне могут означать номер воинской части, т.к. во время войны в большинстве случаев они отправлялись без конверта.
Первоначальные сведения, которыми почти все располагают при поиске своих родственников, пропавших без вести в годы войны: фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения, место проживания в довоенные годы, время призыва. Воинская часть в которую был призван человек, как правило, не известна, так как эти сведения не подлежали разглашению и не могли быть сообщены военнослужащим родственникам.
Начав исследования с поиска своих родственников авторы убедились, что первоначальных сведений, полученных их воспоминаний родственников и вещественных источников достаточно, чтобы определить в какую часть был призван ваш предок. Так, зная место проживания человека перед началом Великой Отечественной войны, можно определить каким военкоматом он был призван и в какую воинскую часть, соответственно, попал. Это очень важно, так как прослеживая путь передвижения воинской части в дальнейшем можно просматривать книги памяти и списки братских могил по пути ее следования.
2. Уточнение даты гибели военнослужащего.
На сайте обобщенного банка obd-memorial.ru необходимо ввести фамилию, имя, отчество военнослужащего. Если фамилия, имя, отчество разыскиваемого человека труднопроизносимые, то следует проверить все созвучные варианты, поочередно подставляя различные варианты написания. Если в данной базе найдется несколько человек-однофамильцев с совпадающими личными данными, надо просмотреть прикрепленные документы (донесения, именные списки, приказы о награждениях, данные о переформировании воинских соединений) и произвести их анализ. Отсканированные страницы с данными об этом человеке откроются сразу рядом с ФИО, а полный текст документа доступен к просмотру во вкладке «Посмотреть донесение». Просмотрев предыдущие и последующие листы донесения, можно узнать места захоронения сослуживцев. В объединенной базе данных «Мемориал» личные сведения о каждом военнослужащем формируются только из официальных рассекреченных документов, таким образом база все время пополняется и актуализируется. В добавленных документах могут содержаться новые упоминания о разыскиваемом человеке, и информация может отличаться от той, которую вы получали раньше из районных военкоматов по официальным запросам. Самая ценная информация в них о безвозвратных потерях.
Если информация не найдена приступаем к выяснению значатся ли погибшими военнослужащие из этой части с совпадением времени гибели. Разыскав таких людей в донесении и определив их место гибели проверить списки братских могил в местах гибели сослуживцев или по пути следования части. Вероятно, удастся найти разыскиваемого, возможно, с искаженной фамилией.
Если ваши поиск и здесь не увенчался успехом, необходимо уточнить место службы разыскиваемого.
3. Уточнение места службы и передвижение воинской части.
Уточнение места службы необходимо для того, чтобы проверить все братские могилы по пути следования части, а также Книги Памяти населенных пунктов через которые проходила воинская часть. Легче всего обратиться к сайту ПАМЯТЬ НАРОДА.ru где есть возможность поиска мест первичных захоронений.
Далее смотрим по карте передвижение воинской части, отмечая наиболее значимые населенные пункты. Так как зачастую дивизии переформировывались по несколько раз, соответственно и документы по разным формированиям лежат в разных фондах. ПАМЯТЬ НАРОДА.ru позволяет отследить передвижении военнослужащего в составе разных формирований, показывая на карте движение переформированных частей.
4. Поиск места захоронения.
Зная места перемещения соединения, необходимо проработать базы мест первичных захоронений по пути следования части. Для этого можно использовать такие интернет-ресурсы как: pomnite-nas.ru и rf-poisk.ru.
Выводы:
Результаты исследования были предложены для апробации школьникам на уроках истории с проведением последующего анкетирования. 25 человек попробовали по данному алгоритму найти сведения о своей семье в годы Отечественной войны. Апробация исследования показала, что 65% воспользовавшихся алгоритмом изучения истории своих предков в годы ВОВ нашли новые и уточняющие сведения о своих родственниках, 95% респондентов отметили, что в результате работы с методикой получили новые знания по истории ВОВ, 100% - разместили публикации в информационных источниках и отметили, что использование интернет-ресурсов интересно в изучении истории своей семьи. Осуществлен сбор и пополнение архивных семейных материалов новыми сведениями о своих предках героях Великой Отечественной войны.
Литература:
1. Земсков В. Н. Людские потери СССР в 1941—1945 гг. (к вопросу о степени достоверности имеющихся подсчётов) // Труды Института российской истории РАН / Отв. ред. Ю. А. Петров. — М.: ИРИ РАН, 2017. — Вып. 14. — С. 97—122.
2. Кривошеев Г. Ф. и др. Гриф секретности снят. Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах / Под общ. ред. канд. воен. наук, проф. АВН ген.-полк. Г. Ф. Кривошеева. — М.: Воениздат, 1993. — 415 с.
3. Кривошеев Г. Ф. и др. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил: Статистическое исследование / Под общ. ред. канд. воен. наук, проф. АВН ген.-полк. Г. Ф. Кривошеева. — М.: Олма-Пресс, 2001.
4. Рыбаковский Л. Л. Людские потери СССР и России в Великой отечественной войне / Гос. учреждение Российской акад. наук, Ин-т социально-политических исследований РАН. — 2-е, испр. и доп. — М.: Экон-Информ, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.