Статья "Использование психодиагностических методик при разрешении конфликтных ситуаций в системе СПО"
Оценка 4.7

Статья "Использование психодиагностических методик при разрешении конфликтных ситуаций в системе СПО"

Оценка 4.7
docx
14.02.2023
Статья "Использование психодиагностических методик при разрешении конфликтных ситуаций в системе СПО"
Использование психодиагностических методик при разрешении конфликтных ситуаций в системе СПО.docx

Использование психодиагностических методик при разрешении конфликтных ситуаций в системе СПО.

Донченко Елена Владимировна-преподаватель иностранного языка, специалист высшей квалификационной категории ГБПОУ «Донецкий промышленно-энергетический колледж».

                                                Аннотация

   Данная статья направлена на рассмотрение психодиагностических методик в педагогическом коллективе для предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций в системе образования, разработку практических рекомендаций для преодоления конфликтов и применение их на практике. Так же в ней будем анализировать проявление агрессивности и враждебности по методике Басса-Дарке и ознакомимся с технологиями управления конфликтными ситуациями и методами воздействия на них.

     Ключевые слова: конфликт, конфликтоген, агрессия, враждебность.

 

                   Применение психодиагностических методик.  

  Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены ( то,что сопутствует конфликту). Конфликтогенами называют слова, действия ( или бездействие),  которые могут привести  к конфликту. Особенное значение конфликтогенов объясняется очень высокой чуствительностью человека к другим словам, нежели, к тому, что он говорит сам. На конфликтоген  в свой адрес человек хочет ответить еще большим конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Первый конфликтоген часто проявляется ситуативно, независимо от воли человека, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов и возникает конфликт. Конфликтогены делятся на типы:

- стремление к преимуществу;

- проявление агрессивности и враждебности;

-проявление эгоизма.

   В исследовании будем анализировать проявления агрессивности и враждебности, используя психодиагностическую методику Басса-Дарки. Также проведем анализ преодоления конфликтов с помощью методики диагностики типов поведения в конфликте К. Томаса.

Опросник форм агрессивного поведения Басса-Дарки.

  Опросник Басса-Дарки состоит из 75-ти утверждений, на которые опрашиваемый должен ответить «да или нет».

  Каждое утверждение относится к одному из 8-ми так называемых индексов форм враждебных и агрессивных реакций:

- физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другой личности;

- непрямая агрессия – агрессия, которая обходным путем направлена на другую личность ( злостные насмешки, сплетни) и агрессия без направленности ( всплеск злости, которая проявляется в крике, биение кулаками по столу и тому подобное);

- раздражение – готовность к проявлению негативных ощущений при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

- негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитетов или руководства; это поведение в пределах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов;

- обида – зависть и ненависть к окружению, обусловленная чувством обиды, гнева на весь мир за действительные или выдуманные страдания;

- подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям основаные на убеждении в том, что окружение намеривается  ему навредить;

- вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму ( ссоры, крики и тому подобное) и содержание словесных угроз ( проклятия и тому подобное);

- чувство вины – убеждение опрашиваемого в том, что он является плохим человеком, поступает плохо.

   По количеству совпадений с ключем подсчитываются индексы разных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1,2,7 дает общий индекс агрессивности, а сумма индексов 5 и 6 индекс враждебности.

   Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности 6,5-7±3.

   Методика диагностики типов поведения в конфликте К. Томаса

   В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акценты на изменение традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин « решения конфликтов»,  он подчеркивал, что этот термин имеет в виду, что конфликт можно и необходимо позволить или элиминировать. Целью решения конфликтов, таким образом, было некое идеальное безконфликтное положение, где люди работают в полной гармонии. Но за последнее время произошла существенная перемена относительно специалистов в этом аспекте исследования конфликтов. Она было вызвано, по мнению К. Томаса, по крайней мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, которые указывают на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мнению автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. Соответственно этому К. Томас считает необходимым сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; какие из них являются продуктивными или деструктивными; каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.

   Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимую двумерную модель урегулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация связанная с вниманием человека к интересам других людей, принимающих участие в конфликте, и упорность, для которой характерен акцент на защиту собственных интересов. Соответственно этим двум измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

1)      состязание (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов на зло другому;

2)      приспособление, что обозначает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3)      компромисс;

4)      предотвращение, для которого характерны как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5)      сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, которая полностью удовлетворяет интересы двух сторон.

   Автор выделяет два параметра, которые составляют пространство в котором располагаются описанные им типы: акцентирование своих интересов (напористость) и кооперация (перечисление других интересов). Традиционное соотношение этих параметров и типов изображается графически.

Таблица. Типы людей в конфликтных ситуациях

 

Напористость(внимание к своим интересам)

·         Соревнования

·         Сотрудничество

·         Компромисс

·         Предотвращение

·         Приспособление

 (Кооперация внимание к интересам других)

   К.Томас считает, что во избежание конфликта не одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, либо один из участников оказывается в выиграше, а другой проигрывает, либо оба проигрывают,  поскольку идут на компромиссы. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выиграше.

   В своем опроснике по выявлению типовых форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями про поведение индивида в конфликтной ситуации. В различных соотношениях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать те суждения, которые больше всего подходят для характеристики его поведения.

   Соответственно ключам ответа подсчитываются балы по шкалам.

   Количество балов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о присутствии у него тенденции к проявлению соответственных форм поведения в конфликтных ситуациях.

Внедрение методов преодоления конфликтов.

   Технология управления конфликтными ситуациями предусматривает иерархическую последовательность и взаимосвязь основных этапов формирования системы теоретических знаний о конфликте, обучение методам преодоления конфликтных ситуаций, приемам психологического обеспечения и эмоциональной стойкости коллектива, индивидуальным и групповым психо-коррекционным беседам.

1 этап экспериментальной работы предусматривает формирование системы теоретических знаний про конфликт.

  Основное задание этого этапа в том, чтоб подготовить группы к дальнейшей коррекционной работе с ними. С этой целью предлагается прочесть ряд лекций на тему: «Конфликты в учебном заведении, механизм и динамика их продвижения, суть рационально – интуитивного метода разрешения конфликтов, особенности поведения каждого стиля в конфликте».

   На лекциях разъясняются причины возникновения конфликтных ситуации. Особое внимание на лекциях уделяется усвоению способов контроля эмоционального состояния, улучшению общения, выбору стиля поведения соответственно ситуации, вырабатыванию взаимовыгодных решений.

   Конечно, лекции не могут изменить поведение в коллективе, но они позволяют экспериментатору говорить с группой на одном языке и не повторять в индивидуальных беседах одно и то же каждому. Кроме того благодаря лекции у руководителя и подчиненных возникает интерес к проблемам конфликтов, а также полное осознание и вера в возможность взаимовыгодного, конструктивного их решения.

2 этап предусматривает изучение методов преодоления конфликтов.

  Из-за конфликтной ситуации руководитель может направить свое внимание на лучшее понимание собеседника, урегулирование психологического состояния для преодоления конфликта. В первом случае решить конфликтную ситуацию можно благодаря взаимопониманию. Проблема восстановления взаимопонимания не является простой, ее решению сопутствует владение и использование нескольких методов.

  Метод интроспекции. Основывается на способности поставить себя на место другого, представить его мысли, чувства, сделать выводы о мотивах и внешних раздражителях его поведения. Этот метод достаточно эффективный, но он граничит с угрозой принять собственные мысли и чувства за мысли и чувства другого человека, неправильно представить образ оппонента. Ставя себя на место другого, нужно сравнивать действия и поведения человека с представлением о нем.

  Метод эмпатии. Основанный на технике проникновения в переживания другого человека. Эффективно прислушиваются к своему интуитивному ощущению, своевременно останавливают интеллектуальные интерпретации.

  Метод логического анализа. Сориентированый на людей с рациональным мышлением. Чтоб понять собеседника, такой человек отображает систему интеллектуальных представлений о нём, ситуацию, в которой он находится. В другом случае руководитель, сохраняя внутреннее спокойствие и стабильность, пытается избежать конфликта. Когда один из партнёров по общению сохраняет сдержанность, уравновешенность, и отчужденность, то другой лишается возможности начать конфликт или взаимодействовать в «конфликтном режиме».

  Экспериментальная группа после проведения этого метода поняла, что после логического анализа конфликт затухает, а потенциальные конфликтные отношения нормализуются.

  Методика посредничества. Руководитель может оказаться в ситуации, когда необходимо решить конфликт между педагогами, родителями и учащимся, педагогом и администрацией учебного заведения. В таком случае он может посодействовать  найти выход с помощью специальных действий посредника. Эта роль отличается от роли судьи или арбитра. Посредник в конфликтной ситуации развивает и закрепляет конструктивные элементы общения и взаимодействия, решает конфликты, пытаясь в интересах обоих сторон сменить ориентацию «я выиграл-ты проиграл».

  Посредник не может принимать точку зрения ни одной из конфликтующих сторон, он должен быть нейтральным к объекту конфликта. Важно сохранить покой, сбалансированное настроение, не попасть под влияние негативных эмоций участников.

Методика посредничества в конфликте предусматривает такие этапы:

-договоренность про место и время переговоров;

-планирование и организация разговора;

-обозначения объекта информирования о проблеме конфликта;

-примирение.

  Позитивные результаты при использовании методики посредничества в конфликте проявляются в том, что его участники добывают опыт разрешения конфликтных ситуаций «мирным путём», без применения силы.

  3 этап предусматривает активное участие администрации и преподавателей в тренинг группах.

   Работа в тренинг группах базируется на следующих методических особенностях:

  В ходе занятий комбинируются приёмы, техники и элементы разных видов тренингов в зависимости от реальной ролевой позиции руководителей и подчинённых. Для этого мы должны развить в участниках определенные эмоции и межличностные умения такие как:

- оценка конфликтной ситуации;

- выбор, на основе этой оценки одной из пяти стратегий поведения в конфликтной ситуации;

- отработка поведения при реализации каждой из этих стратегий;

- отработка приёмов эффективной коммуникации;

   Все эти методы позволяют вербализовать чувства, которые возникают при конфликтах, правильно прореагировать на сложившуюся конфликтную ситуацию.    

  Список используемых источников:

1.Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология людских взаимоотношений. Пер.с англ./ Под общ. ред.М.С. Мацковского.-М.: Лист-Нью;1997-336с.

2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики семейных отношений// Вопр. психол. -1985.-№5-С.110-116.

3. Головачев А.А., Куликов. А. Ю. Психотехнологии в образовательном процессе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. И.-Кострома,1999.-С.26-27.

4. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии./ Н.В. Гришина- 1997-№1-С.121-132.

          


 

Использование психодиагностических методик при разрешении конфликтных ситуаций в системе

Использование психодиагностических методик при разрешении конфликтных ситуаций в системе

По количеству совпадений с ключем подсчитываются индексы разных форм агрессивности и враждебных реакций

По количеству совпадений с ключем подсчитываются индексы разных форм агрессивности и враждебных реакций

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях

В различных соотношениях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать те суждения, которые больше всего подходят для характеристики его поведения

В различных соотношениях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать те суждения, которые больше всего подходят для характеристики его поведения

Ставя себя на место другого, нужно сравнивать действия и поведения человека с представлением о нем

Ставя себя на место другого, нужно сравнивать действия и поведения человека с представлением о нем

В ходе занятий комбинируются приёмы, техники и элементы разных видов тренингов в зависимости от реальной ролевой позиции руководителей и подчинённых

В ходе занятий комбинируются приёмы, техники и элементы разных видов тренингов в зависимости от реальной ролевой позиции руководителей и подчинённых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023