Статья: Использование рабочего листа на уроках в начальной школе.
Оценка 4.6

Статья: Использование рабочего листа на уроках в начальной школе.

Оценка 4.6
doc
09.06.2024
Статья: Использование рабочего листа на уроках в начальной школе.
Статья по теме_ _Использование рабочего листа на уроках в начальной школе._.doc

Использование рабочего листа на уроках в начальной школе.

 

Организация познавательной деятельности остается на протяжении долгого времени актуальной темой методических разработок. В условиях же реализации ФГОС появились дополнительные требования, связанные с необходимостью развития способности школьников. Одним из приоритетных направлений современного российского образования сегодня являются цифровизация и компьютеризация процесса образования. Однако наряду с электронными дидактическими и методическими материалами, не теряет своего значения весьма распространенный вариант – рабочий лист на бумажной основе, поскольку он имеет высокую дидактическую ценность и способен успешно выполнять возложенные на него функции. Правильное с точки зрения методики создание и применение рабочих листов способствует успешному формированию логических цепочек, умению выявлять причинно-следственных связи, усваивать понятийный аппарат темы и способствует развитию самообразовательных умений. Поэтому рабочие листы один из эффективных инструментов в достижении целей обучения и образования школьников. Очень часто на уроках в начальной школе обучающийся является   пассивным слушателем. Его бездействие и невключенность в урок, отсутствие мотивации ведёт к простому списыванию материала с доски, либо ученик делает вид, что слушает, но материал не воспринимает. Если использовать рабочий лист всего этого можно избежать.

Используя рабочий лист, печатный или в электронном формате, мы предъявляем ученику видимую и понятную структуру урока: перед ним лист, который в процессе обучения обрастёт результатом его работы. Учитель может поставить отметку за работу на уроке, основываясь на качестве заполнения листа.

Я предлагаю различные варианты использования рабочего листа на уроке.

1. Краткое изложение

В рабочем листе содержится теоретический материал в формате саммари (краткое изложение), это миниатюрная копия параграфа учебника, где собрано самое важное. Можно говорить о двух форматах использования саммари:

А) Дается информация, на основе которой ребята выполняют

задания, тесты, решают задачи.

 

Б) В тексте есть пропуски – термины, выводы, пояснения к рисункам. Читая текст, ребята восстанавливают его целостность. 

2. Смысловое чтение

Для формирования навыков смыслового чтения после знакомства с текстом предлагаю ребятам выполнить рисунок - иллюстрацию, это помогает учащимся представить процессы, природные явления. Так развивается воображение, творческое мышление. 

Методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, возможно, цветными карандашами. Красочность и привлекательность рабочему листу придают иллюстрации, репродукции картин известных художников, таблицы, диаграммы и другие наглядные примеры.

Содержание рабочего листа можно построить по следующим направлениям работы с информацией:

·                                 получение,

·                                 поиск,

·                                 фиксация.

В содержании таких материалов входят задания на перекодировку информации, сравнение объектов, структурирование и классификацию.  

 

 

 

 

3.Самостоятельная работа

В рабочем листе прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке и чёткие указания, как и что они должны сделать. Такие листы удачно вписываются в формат урока для обобщения и повторения материала. Логика может быть любая, например, от простого к сложному, по классификации процессов, по их по для родителей и педагогов .

 

4.Индивидуальный рабочий лист

Такие листы можно использовать для дифференциации сложности заданий для ребят с разной подготовкой по изучаемой теме.

В каждом классе объединяются ученики разного уровня подготовки, чтобы более подготовленным ребятам не было скучно на уроке со знакомой темой предлагаю рабочие листы с заданиями разного уровня сложности.

5. «Развивашки»

Через рабочий лист можно реализовать развивающую функцию урока: задания на развитие у детей памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Такие рабочие листы хороши в 3-4 классах при изучении литературного чтения и окружающего мира.

6. Рабочий лист- навигатор по ходу урока 

Такой рабочий лист может применяться как для классной, так и для домашней работы в условиях дистанционного обучения.

Учителю необходимо выстроить четкую логическую структуру содержания нового материала, дать возможность проработать материал, выполнив задания, и получить обратную связь.

7. Исследовательский рабочий лист

Развивает умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Составляя рабочий лист, учитель может предусмотреть задания по применению полученных знаний при постановке опытов.

В отличие от различных рабочих тетрадей, которые в основном предназначены для домашней работы, рабочие листы создаются учителем на основе собственных методических идей и предпочтений и предназначаются для конкретных групп учащихся для работы на уроке. Такие рабочие листы не перегружены теоретическим материалом, обеспечивают разнообразную и эффективную организацию работы с материалом урока и значительно экономят время урока. Применение рабочих листов позволяет фокусировать внимание на непосредственной учебно - познавательной деятельности ученика. Поскольку рабочий лист создается учителем, он может иметь разнообразную структуру. Однако в целом можно выделить определенные блоки — практический блок, который включает разноуровневые задания, направленные на освоение новых знаний, может быть блок с готовой информацией, которую необходимо будет структурировать, классифицировать, проанализировать и пр. Ученику могут быть предложены задания для поиска новых знаний и выводов. Заключительный блок включает в себя различные контролирующие задания. Данная работа предусматривает примеры заданий рабочего листа по истории и обществознанию, а также приложения в виде готовых рабочих листов.

Рабочий лист можно рассматривать как: модель урока и средство управления учением, метод организации самостоятельной работы обучающихся, средство и способ индивидуализации обучения, способ формирования умений работы с информацией, инструмент оценивания и даже демонстрации приобретённого учеником опыта.

Конечно, рабочий лист не может являться основным инструментом. Применение рабочих листов оправдано на определённых уроках, темы которых учитель определяет заранее поскольку большую часть урока ученик будет работать самостоятельно. Однако у уроков с применением рабочего листа немало преимуществ. Перечислим некоторые из них. Во-первых, рабочий лист можно дополнять, сокращать, изменять, как на этапе его создания, так и в процессе использования. Во-вторых, учитывая особенности класса, учитель может регулировать учебный процесс, прерывая работу для коллективного обсуждения, комментирования, проверки сложных заданий, демонстрации созданных моделей и пр. Ученики же, отрабатывают умения планировать свою работу, регулируют собственные усилия для достижения целей и завершения работы. Урок с использованием рабочего листа способствует использованию технологии дифференцированного обучения. Рабочие листы могут быть составлены с учётом уровня подготовки и способностей учеников, будучи относительно свободным в течение урока, учитель имеет возможность оказывать поддержку слабоуспевающим и стимулировать сильных учащихся класса. Урок с использованием рабочего листа позволяет ученикам прорабатывать материал в разном темпе, с разной степенью тщательности и глубины, тем самым и будет учитываться разный уровень их интеллектуального и личностного развития, склонности и интересы. Также рабочий лист может включать элементы использования проблемной, проектной и др. технологий. Результаты выполнения заданий рабочего листа могут иметь внешнюю оценку и служить инструментом контроля учебного процесса со стороны учителя. Если же у школьника есть возможность в процессе работы сравнивать свои ответы с эталонными, анализировать успешность собственной учебной деятельности, то в этом случае рабочие листы являются инструментами формирующего оценивания. Накопленное портфолио из рабочих листов ученика может стать своего рода диагностической картой изучения предмета, демонстрирующей личностные успехи или неудачи.

Основные требования к содержанию рабочего листа и его оформлению.

1.Содержание не должно быть объёмным, перегруженным информацией. Чем лаконичнее опорные конспекты, тем более эффективны они оказываются при подготовке к занятию. Бессмысленно пытаться включить в него огромные цитаты, клишированные формулировки с большим количеством конструкций, которые можно опустить.

2.Задания рабочего листа - графические шаги, которые самостоятельно выполняет ученик, основные ключевые этапы, ведут к получению результата.

3.Основным информационным ресурсом для ученика служит учебник, но в рабочий лист может быть включена дополнительную информация. Также рабочий лист может быть дополнен информационным листом, содержащим сведения, тесно связанные с рассматриваемым содержанием, но выходящие за его рамки. Это могут быть научные и научно-популярные тексты, как адаптированные, так и неадаптированные, призванные расширить кругозор, повысить интерес к предмету и мотивировать на его успешное изучение.

4.Способы оформления заданий, стили и вариации рабочих листов могут быть различны. К формулировкам заданий предъявляются традиционные для них требования: грамотность, лаконичность, однозначность понимания и др.

5.Структурность. Лист с опорными сигналами должен иметь определенную систему, которая создается с помощью стрелочек, линий и т. д. Его главная задача - структурно объяснить большой объем информации.

6.Акценты. Важно расставить нужные смысловые акценты, которые позволят ученику систематизировать информацию.

7.Автономность. Важно, чтобы один блок был посвящен одному смысловому отрезку. Каждый блок должен пониматься самостоятельно, при этом общая картина не должна носить фрагментарный характер.

8.Образность. Каждый лист должен нести определенный смысл и эмоциональный оттенок, позволяющий легко восстановить весь объем информации.

 

Процесс разработки и подготовки рабочего листа трудоёмкий. Поэтому учитель может использовать уже готовые рабочие листы, или же редактировать готовые листы. Конструирование рабочего листа должно основываться на логике процесса усвоения знаний: восприятие — осмысление — запоминание — применение — обобщение — рефлексия. В заданиях рабочего листа должны органично сочетаться логика учебного предмета и психология усвоения научных понятий. В бумажном варианте рабочих листов основная информация отображена в школьном учебнике, по мере необходимости может использоваться дополнительная информация. Основу рабочего листа составляет практический блок с разноуровневыми заданиями, направленными на усвоение новых знаний и овладение способами действий. В содержание рабочего листа может включаться блок контроля знаний и умений с упражнениями и тестами. 

Таким образом, рабочий лист, являясь средством формирования умения работать с информацией, позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом, является важным средством получения обратной связи. Для того, чтобы использование рабочих листов на уроках в начальной школе было эффективным, содержание рабочих листов должно соответствовать уровню подготовки детей и их познавательному интересу, а подача материала должна соответствовать возрастным психологическим особенностям школьников.

 

Список литературы:

1.Бережная, Смирнова 2014 — Бережная О.В., Смирнова Н.З. Организация исследовательского урока биологии в школе // Биология в школе. 2014. № 2.

2.Грачева 1998 — Грачева Л.М. Поисково-исследовательская работа школьников // География в школе. 1998. № 6.

3.Криволап 2005 — Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников. Минск: Красико-принт, 2005.

5.Русских 2001 — Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Методическое пособие. М.: Ладога-100, 2001.

6.Русских 2002 — Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. М.: Ладога-100, 2002.

 

 

 


Использование рабочего листа на уроках в начальной школе

Использование рабочего листа на уроках в начальной школе

Б) В тексте есть пропуски – термины, выводы, пояснения к рисункам

Б) В тексте есть пропуски – термины, выводы, пояснения к рисункам

Методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, возможно, цветными карандашами

Методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, возможно, цветными карандашами

Самостоятельная работа В рабочем листе прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке и чёткие указания, как и что они должны сделать

Самостоятельная работа В рабочем листе прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке и чёткие указания, как и что они должны сделать

Индивидуальный рабочий лист

Индивидуальный рабочий лист

В каждом классе объединяются ученики разного уровня подготовки, чтобы более подготовленным ребятам не было скучно на уроке со знакомой темой предлагаю рабочие листы с заданиями…

В каждом классе объединяются ученики разного уровня подготовки, чтобы более подготовленным ребятам не было скучно на уроке со знакомой темой предлагаю рабочие листы с заданиями…

Такие рабочие листы хороши в 3-4 классах при изучении литературного чтения и окружающего мира

Такие рабочие листы хороши в 3-4 классах при изучении литературного чтения и окружающего мира

Применение рабочих листов позволяет фокусировать внимание на непосредственной учебно - познавательной деятельности ученика

Применение рабочих листов позволяет фокусировать внимание на непосредственной учебно - познавательной деятельности ученика

Также рабочий лист может включать элементы использования проблемной, проектной и др

Также рабочий лист может включать элементы использования проблемной, проектной и др

Акценты. Важно расставить нужные смысловые акценты, которые позволят ученику систематизировать информацию

Акценты. Важно расставить нужные смысловые акценты, которые позволят ученику систематизировать информацию

Грачева 1998 — Грачева Л.М. Поисково-исследовательская работа школьников //

Грачева 1998 — Грачева Л.М. Поисково-исследовательская работа школьников //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2024