Статья «Использование регионального компонента на уроках английского языка».
Панфёрова В.Л., учитель английского языка МБОУ СОШ № 2, г. Батайска
Обучение иностранному языку (английскому языку) в средней образовательной школе основывается на коммуникативной системе обучения. Формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, позволяющей осуществлять иноязычное общение, происходит при опоре на различные области знаний. Закономерными представляются поиски взаимодействия предмета «Иностранный язык» с предметами художественного цикла, с родным языком, с экологическим воспитанием (М.З. Биболетова, Л.Я. Зеня, Е.Д. Розанова, Н.Н. Соловьева).
В настоящее время, когда возросла самостоятельность отдельных регионов, использование регионального компонента на уроках иностранного языка приобретает все большую актуальность. В данной статье попытаемся определить общие направления работы с региональным материалом в старших классах средней школы.
Преподавание иностранного языка (английского языка) на современном этапе является не только введением учеников в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры , что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.
В современных школьных учебниках по английскому языку российская культура представлена в виде кратких заданий. Для того чтобы дети их выполнили. Учитель тратит много времени для подбора фактического материала. К тому же учащимся трудно найти информацию на иностранном языке о событиях, происходящих в их районе в городе или селе.
Значительную помощь обучающимся окажет интегрированный курс регионального содержания. Разработка этого курса предполагает, что в школе имеются: учащиеся с высоким уровнем владения языком (или занимающиеся иностранным языком углублённо): учителя не только хорошо владеющие языком, но и способные самостоятельно разработать региональный курс; количество учебных часов, позволяющее включить курс полностью или в виде спец.курса, факультатива.
Основу содержания регионального курса должны составить знания учащихся о регионе, полученные ими при изучении школьных учебных предметов, гуманитарного и естественного циклов. Это географические, исторические, биологические, литературные, искусствоведческие и другие сведения о своём крае.
Основная информация о регионе:
- Название региона, его основных центров, национальность и язык коренного населения, границы и приграничные области, названия и протяженность главных водных магистралей, основные климатические особенности, главные природные богатства, ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства региона, транспорт.
- Природные памятники, заповедники, экологические проблемы местности, названия самых распространённых в регионе животных, дикорастущих растений, культивируемых овощей, фруктов.
- Время возникновения первого поселения на территории региона, крупные исторические события, выдающиеся личности, жившие или посетившие местность, название исторических мест, памятников культуры.
- Писатели (например: Чехов А.П. из Таганрога), поэты, журналисты, жизнь и творчество которых связана с регионом, их творческое сотрудничество с коллегами из стран изучаемого языка; название и краткое содержание произведения региональной культуры; наиболее распространённые в регионе легенды, сказания; названия региональных газет и журналов.
- Художники, артисты, музыканты, жившие и творившие в данной местности, их основные произведения, названия наиболее известных в регионе театров, кинотеатров, выставок, конкурсов; народные промыслы и предметы их производства; праздники, обряды, обычаи, песни.
Исходный уровень знаний о регионе предварительно определяется с помощью теста или анкеты на родном языке. Например, учащиеся выбирают из трёх вариантов один правильный: 1)Сколько жителей в твоём родном городе? а) 100 000 б) 200 000 в) 400 000;
2) В каком году был основан твой родной город? а)в 1810 б) в1940 в) в 1953;
Другие анкеты или тесты содержат такие вопросы, на которые следует ответить «Да» или «Нет», дополняемые заданиями: перечисли достопримечательности родного края, назови имя героя-земляка, которым ты гордишься, что бы ты хотел узнать об истории родного города. Проанализировав исходный уровень знаний учеников в регионе, их интересы в данной области, определяется форма и содержания обучения, формулируется конечные цели курса.
Одна из форм обучения может быть лекционно-реферативная. В содержание курса включены сведения о регионе, районе, столице, географическом положении и природных ресурсах края, проблемах связанных с экологией, символах области, региона или город, их достопримечательностях, праздниках и традициях.
Цель обучения учащихся в расширении эрудиции, лингвистического, общего кругозора, формирование устной и письменной речи. В процессе изучения курса, используя тексты и упражнения, которые содержат сведения по краеведению, у учащихся развиваются коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме. Конечные цели здесь различны, например: разработка и проведение учащимися экскурсий по своей местности или региональному центру для иностранных гостей. Другой целью может стать «заочная» экскурсия по родным местам. Она дополнит часто проектируемые «заочные» экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Заверщает работу над региональным курсом традиционная форма: устный опрос, тест, защита проектов и участие в экологическом конкурсе проектов, например: «Экологические проблемы Ростовской области», «Экологические проблемы реки Дон».
Тематика сообщений, проектов на иностранном языке по региональной тематике разрабатывается учителем в соответствии с содержанием учебного плана, плана курса, факультатива или определяется учащимися по своему желанию. Критерии оценки сообщения или проекта по региональной тематике: 1) План / структура: а) введение, заключение, список литературы; б) формулировка темы, постановка цели и задач сообщения / проекта; 2) Содержание: а) информативная насыщенность сообщения; б) изложение собственного отношения к затронутым проблемам; в) сложность проблемы/ вопроса; г) соответствие излагаемой темы целям и задачам сообщения / проекта; 3) Форма изложения реферата: а) степень владения материалом (свободная - говорение без конспекта; свободная – говорение с опорой на конспект); б) использование средств наглядности в процессе рассказа; в) умение привлечь и контролировать внимание слушающих; г) структурная четкость излагаемого материала: правильное иностранных слов на английском языке, произношение, соблюдение интонации в утвердительных, вопросительных предложениях, при перечислении предметов, названий и т.д. 4) Языковые требования: а) языковая правильность (лексическая и грамматическая правильность); б) лексическое разнообразие речи.
Основываясь на данных критериях ученики и учитель могут составить таблицу, куда во время ответа вносят оценки по каждому из пунктов (а, б, в, г) по пятибалльной системе. Учёт мнений всех учащихся, хотя и усложняет выведение оценки, но вместе тем позволит повысить интерес и ответственность, как слушающих, так и выступающих. Важным является также коллективное устное обсуждение сообщения или защиты проекта.
Что касается выбора языковых средств при составлении регионального курса, то здесь следует обратить внимание не только на этап обучения и уровень обученности учащихся, но также и на особую группу языковых единиц с «региональной» значимостью. Такая группа языковых единиц содержится практически во всех текстах регионального содержания. Например, они представлены конкретными названиями памятников, улиц, площадей, парков, рек любого города.
Чтобы избежать однообразия в построении занятий регионального курса, широко используются различные средства активизации речемысли-тельной деятельности школьников, привлекаются в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки. При организации тренировки учащихся в устной речи дополнительно к диалогам используются рассказы по опорному конспекту, учителем или учениками при работе над лексикой составляются кроссворды.
На всех занятиях присутствует разного вида наглядность: рисунки. фотографии, книжные иллюстрации, репродукции картин, видеофильмы, презентации со слайдами. В обобщающий урок входит викторина, контрольные вопросы, задания обобщающего характера.
Упражнения по отработке языкового материала:
1. Дополни предложения:
1) My country is …
2) Bataisk is in …
3) My family lives in …
4) My school is …
5) The symbol of our region is …
6) The flag is …
7) The main river is …
2. Ответьте на вопросы: 1) Where are you from? 2) Is your country big? 3) What town do you live in? 4) Where is your town? 5) Are there any rivers in your region? 6) How can you get from Bataisk to Rostov-on-Don? 7) How do teenagers spend their free time in your town?
3. Какие цвета есть на флаге Батайска (Ростова-на-Дону)? Что они означают?
4. Напиши названия известных тебе населённых пунктов на английском языке.
5. Какие птицы живут в городе или за городом?
6. Составьте предложения из данных слов:
1) Is/ Russia/ Moscow/ the/ capital
2) Rostov region/ villages/ has/ town/ many/ rivers
3) the Don river/ is/ river/main/Rostov region/in
4) by train/ the best/ to reach/ way/ is/ Taganrog
5) is/ in/ situation/ our town/ the ecological/ dangerous/ not
6) non-stop/ all year round/ is/ in/ the entertainment/ our town
7. Вставьте пропущенные глаголы:
1) Rostov region … is very rich.
2) It … many forests and rivers,
3) It … its own symbol and flag.
4) Life in our town … lots of advantages.
5) Our region …ecological problems.
На заключительном этапе данного курса, факультатива у ребят формируется потребность учавствовать в непосредственном диалоге культур, совершенствовании в составлении диалогов, в говорении на английском языке, в подготовке сообщения, презентации и её защиты на английском языке, используя выученные лексические единицы. Ученики могут учить ся рассказывать о культурных событиях в городе, области, регионе на английском языке в диалогигах или в монологах.
В качестве примера проекта регионального содержания приведу краткого описания проекта “ Ecological problems of the Don River". Его целью является изучение существующих в регионе экологических проблем водных ресурсов: реки Дон и Цимлянского водохранилища и возможности оказания реальной помощи. Работа над проектом предполагает несколько этапов. Первый этап – это представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор общей информации: rivers, lakes, forests, land, animals, fish, birds, ecological problems. Основной задачей на данном этапе является необходимость заинтересовать учащихся в поиске информации и исследова-
нии проблемы. На следующем этапе школьникам предлагается составить подробный план по сбору информации. Затем проводится обсуждение результатов поиска по теме проекта. На данном этапе создаются условия для самостоятельной работы учащихся, активизируется их творческий потенциал. Выполнение такой работы заставляет ученика думать и анализировать, приобретаются навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Следующий этап исследовательской работы посвящен изучению экологической ситуации региона, воды в реке Дон. Сбор информации, используя литературу в библиотеке, интернет источники, ТВ репортажи на местном канале, проводя социологический опрос населения. Эти проблемы можно обсуждать на уроке с приглашённым экологом, учителем биологии / химии. При возможности проводится экскурсия на реку Дон (или в ближайший парк ). Свои впечатления от экскурсии, осуществлённого проекта учащиеся могут изложить в письменной форме в форме сочинения или же обсудить устно в диалогах. Собранный материал можно использовать для оформления стенной газеты, реферата, устного журнала, видеофильма, проекта и его презентации с фотографиями и с кратко изложенным материалом, таблицами. Если работа над проектом вызвала у школьников интерес, то следует предложить им подумать над темой следующего проекта и над тем, как лучше выполнить его. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников стран изучаемого иностранного (английского языка) языка, а также праздников и традиций, кухни, животных своего региона.
Сейчас наблюдается тенденция помимо учебных текстов использовать также аутентичные тексты регионального содержания. Чаще всего это справочная и учебная литература, материалы зарубежной прессы, которые служат образцами для устных и письменных высказываний (газетные статьи, реклама, объявления, прогноз погоды).
Описанные в статье направления работы с региональным материалом подтверждают необходимость дальнейшего изучения и разработки регионального компонента содержания обучения, который поспособствует углубить содержание обучения английскому языку, но и подготовить учащихся к практической деятельности в своем регионе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.