Статья «Исследовательская деятельность как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС»

  • docx
  • 07.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья (2).docx

                             

 

 

             

                   

       «Исследовательская деятельность

           как средство формирования

учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС»

 

                                                  

        

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

Исследовательская деятельность

как средство формирования учебно-познавательной компетентности          младших школьников  в условиях реализации ФГОС.

 

Первоклассник  идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Такой вопрос задаёт себе каждый родитель. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством таких технологий, как  метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др., путём реализации личностно-деятельностного подхода  в обучении,    систематического интегрирования предметного содержания, при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а напротив, знания, умения, способности и личностные качества составляют систему требований, которые предъявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Ключевые компетентности  формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами, они подробно описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте .

Основными компетентностями, формируемыми у учащихся начальной школы, являются: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность;  готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов;  готовность к социальному взаимодействию;    коммуникативная компетентность.

Учебно-познавательная компетентность – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

Учебно-познавательная компетентность – это такие качества, как:

- Способность осуществлять учебную деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самоконтроль и самооценку).

- Владение умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

- Умение определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей и пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и исправлять их.

- Готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ.

- Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками информации.

Исследовательская деятельность способствует развитию по­знавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Дети младшего школьного возраста по природе своей иссле­дователи и с большим интересом участвуют в различных иссле­довательских делах.

В своей творческой лаборатории я хочу поделиться методами и приемами формирования исследовательских умений школьников т.к. на протяжении нескольких лет являлась учителем-экспериментатором. Тема эксперимента была  «Формирование общеучебной компетентности  младших школьников   на уроках русского языка  через исследовательскую деятельность»

 

 

 

  Развитие исследовательских способностей школьников.  

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них об­щих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач совре­менного образования.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение ви­деть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ние понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умо­заключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития ос­новных умений и навыков исследова­тельского поведения можно использо­вать различные методы. Кратко остановлюсь на некоторых из них.

I. Развитие умения видеть пробле­мы.

Проблема - это затруднение, слож­ный вопрос, задача, требующие разре­шения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Умение видеть проблемы - инте­гральное свойство мышления.

Поиск проблемы - дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы вмес­те с ребенком, учитель должен про­явить гибкость. Не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей, приблизительной характеристики. Умение видеть проблемы - инте­гральное свойство мышления. Разви­вается оно в течение длительного времени в самых разных видах дея­тельности.

Приведу примеры зада­ний, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Для того чтобы научиться выявлять про­блемы, необходимо овладеть  способ­ностью  изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследова­ния с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.

   «Посмотри на мир чужими глазами».   (Практ.)

Читаю   детям    неоконченный    рас­сказ:

а) С утра небо покрылось черными туча­ми, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газо­ны, дороги...

Продолжи рассказ: представь себя гу­ляющим во дворе с друзьями;

водителем грузовика, едущего по дороге;

летчиком, отправляющимся в полет;

мэром города;

 вороной, сидящей на дереве;

зайчиком в лесу.

Эту работу можно сделать письмен­ной, предложив детям написать сочи­нение, но хороший эффект дают и уст­ные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интерес­ные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

  «Сколько значений у предмета?» (практ.)

Учитель предлагает детям рассмот­реть какой-нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, кирпич, мел, ко­робку и т.п.) и найти как можно боль­ше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Оценивается логичность и оригинальность.

Развитие умения выдвигать гипотезы.

Гипотеза - это предположение, суж­дение о закономерной    связи явлений.

Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество инте­ресных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы.

Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Сто­ит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превраща­ется в ложное предположение.

Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический.

Первый опирается на логику и анализ других теорий (име­ющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута.

   Эмпи­рический способ предполагает наблю­дения и эксперименты.

         Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы по­зволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Делая  предположения, обычно ис­пользуют слова: может быть,  предпо­ложим,  допустим, возможно,  если, наверное.

 «Давайте вместе     подумаем».  (практ.)

Как птицы узнают дорогу на юг?

Гипотезы:

а)   Может быть, птицы определяют  дорогу по солнцу и звездам.

б)   Наверное, птицы сверху видят  растения (деревья, траву и т.д.), ко­торые указывают им направление полета.

в)   Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает  дорогу.

г) Допустим, что птицы находят теп­лые воздушные потоки и летят по ним.

д)   А может быть, у них есть внутрен­ний компас - такой, как в самолете или на корабле.

е) А если птицы точно находят доро­гу на юг потому, что они ловят специ­альные

Упражнение на обстоятельства.  (практ.)

При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Мо­жешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или бо­лее из этих предметов?

Письменный стол, нефтяное месторож­дение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет рома­шек, охотничья собака.

      Развитие умений задавать во­просы.

В процессе исследования, как и лю­бого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматри­вается как форма выражения пробле­мы. По сравнению с вопросом пробле­ма имеет более сложную структуру образно говоря, она имеет больше «пустот», которые нужно заполнить.

Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потреб­ность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы:

      Уточняющие (прямые или «ли»-вопросы) - верно ли, что...; надо ли соз­давать...; должен ли... - могут быть простыми и сложными. Сложный во­прос фактически состоит из несколь­ких простых, например: Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?

      Восполняющие (неопределенные, непрямые или «к»-вопросы) включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Эти вопросы также могут быть простыми и слож­ными. Например: Кто, когда и где может построить этот дом? - слож­ный вопрос. Его без труда можно разде­лить на три самостоятельных (про­стых) вопроса.

Игра «Угадай, о чем спросили».   (практ.)

- Ученику, вышедшему к доске, дает­ся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не пока­зывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выпол­нять задание, надо предупредить отве­чающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе. (раздаю карточки)

- Почему совы охотятся ночью?

-  Почему пригородные поезда называ­ются электричками?

-  Как называют птиц, способных повто­рять человеческую речь?

- Могут ли люди жить без компьютеров?

- Почему весной разливаются реки?

Развитие умений и навыков экс­периментирования.

Эксперимент (проба, опыт) - важ­нейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук.

Эксперимент предполагает, что мы активно воз­действуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение   каких-либо   практических действий с целью проверки и сравнения. Однако эксперименты бывают и мысленные.

 1. Мысленный эксперимент.

В ходе мысленных экспериментов исследователь представляет себе каж­дый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий..

формировать и раз­вивать научный интерес и исследова­тельскую активность ребенка нужно с младшего школьного возраста. Когда учащиеся владеют умениями и навыками исследовательской деятельности, они легко

приступают к выполнению творческих проектов, указывая шаги и пути решения проблемы.

 

 

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.