Формирование гражданской идентичности школьника
на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях
В современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи формирования личности как идеального представителя гражданского общества. В основе современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. Основываясь на данном положении, сформулированы ценностные ориентиры образования. Одним из направлений развития образовательной системы является «формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [5, с. 7–8].
Конечно же, среди учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности, на первый план выходят такие предметы, как русский язык и литература. Именно эти предметы, как я думаю, представляют духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступают как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литературные произведения выражают мировоззрение и систему ценностей своей культуры, используя для этого сформированный в рамках литературной традиции язык. В детском и подростковом возрасте литературные произведения задают эталоны и образцы Личности, той «идеальной формы» (Д. Б. Эльконин), которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося. Литература и русский язык создают условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Формирование гражданской идентичности личности школьника
на уроках русского языка
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. Прочитывая тот или иной текст, можно познакомить с историческими, героическими событиями страны.
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Моё село», «Мой край родной» и др.
При изучении темы «Имя прилагательное» я предлагаю детям написать мини-сочинение «Моя родная улица», употребив при этом прилагательные разных разрядов.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку:
«Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.)
Задание: расставь недостающие тире
Родная сторона мать, чужая мачеха; Родина мать, умей за неё постоять;
«Прилагательные полные и краткие» (6 кл.) задание: закончи предложение
Своя земля и в горести ;
Глупа та птица, которой своё гнездо не ;
«Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) Задание: вставь недостающие слова.
Родина краше солнца, _______ золота;
Любовь к Родине ________ смерти и т.д.
Воспитание патриотизма на уроках русского языка должно идти постоянно, пусть это будет лишь тоненькая ниточка на уроке, и прозвучит она ненавязчиво, но при этом оставит след в душе каждого ученика.
Формирование гражданской идентичности личности школьника
на уроках литературы
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).
Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Особое воспитательное значение имеют летописные произведения Древней Руси. «Повесть временных лет» знакомит нас с бытом Древней Руси, нравами и обычаями наших предков, приобщает к духовному миру древнерусского человека.
А «Слово о погибели Русской земли» прославляет патриотический подвиг русских воинов. С любовью и гордостью неизвестный автор говорит о мужестве, настоящем подвиге русских в борьбе с половцами, хазарами и печенегами Золотой Орды, жестокость и коварство которых не смогли сломить силу духа защитников земли Русской.
Обучающиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. И ярким тому примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Сила и цельность характера Калашникова у ребят, несомненно, вызывает уважение. Однако самое сложное для них – увидеть положительные качества в силе искренности любовного чувства героя.
В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения - патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно- патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас?
Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
Знакомя своих учеников с творчеством А.С. Пушкина, обязательно достаточное количество времени разбираем его обучение в Царскосельском лицее. Однако после восстания декабристов все прогрессивные идеи, летавшие в Лицее, сошли на нет. И все-таки делаем вывод, что воспитание гражданственности и патриотизма в дворянской среде заключалось в следующем: дворянин считался истинным гражданином, если он был патриотом, был проникнут любовью к Родине, хорошо образован, воспитан в духе христианских ценностей. Преданности до самопожертвования правящей династии, нередко отождествлявшейся с самим Отечеством. В 19 октября 2016 года в рамках Пушкинского Дня в России в школе прошел классный час «Царскосельский Пушкинский лицей», на котором учащиеся узнали о гражданственном и патриотическом воспитании лицеистов первого выпуск Царскосельского лицея, оставившего самый яркий след в истории Отечества.
При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции. Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Храбрость, честность молодого офицера П. Гринёва даже перед лицом смерти удивляет, восторгает ребят. Осознать понятие «истинный патриотизм», представить реальные картины военной жизни, прочувствовать отношение к действительности разных слоёв общества помогают произведения Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»,
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны - несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Все вышеперечисленные произведения дают конкретные представления о таких понятиях, как преданность Родине, храбрость, мужество, формируют бережное отношение к историческому прошлому России.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Особенно поэзия. Трогательная, проникновенная, соединяющая в себе высокие патриотические чувства с глубокими личными переживаниями лирического героя, она способствует пробуждению у учащихся особого отношения к событиям военного времени. Стихи А.Т. Твардовского, Д.И. Самойлова, К.М. Симонова и др. рассказывают о солдатских буднях, пробуждают чувство ответственности за Родину в годы жестоких испытаний.
Особый эмоциональный настрой уроку придадут использование репродукций картин и фотографий на военные темы, экранизаций художественных фильмов, прослушивание, заучивание военных песен. Всё это поможет глубже понять смысл поэтических текстов, проникнуть в переживания лирического героя.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд, повествуют о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом смерти, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора и памяти. Они помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, народом.
Особенно удачно, на мой взгляд, при изучении произведений военной тематики проводить нетрадиционные формы урока: уроки мужества («Их подвиг не будет забыт»), устный журнал («Строки, опаленные войной»), Они обладают большим эмоциональным воздействием, создают атмосферу приподнятости. В рамках ежегодного школьного супермарафона, посвященного Дню защитника отечества, мы с ребятами проводим внеклассные мероприятия. Литературно-музыкальные композиции: «Говорю из Ленинграда», «Огненная Курская дуга», «Поэты-фронтовики» - это праздники поэзии Великой Отечественной войны, на которых звучат стихи Константина Симонова, Ольги Берггольц, Юлии Друниной и др. В 2018 году в рамках Всемирного Дня освобождения узников фашистских концлагерей учащиеся 8 класса под моим руководством подготовили и провели внеклассное мероприятие «Память сердца». В исполнении учеников звучали стихи, написанные поэтами, попавшими в плен. Среди них - стихотворения Мусы Джалиля «Варварство» и Йозефа Чапека «Время стошнило новым днем…».
Тема Великой Отечественной Войны воспринимается современными школьниками по-особому, т.к. у многих сегодняшних подростков прадедушки и прабабушки были свидетелями и участниками тех суровых событий. Тема Великой Отечественной войны никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Память и история в ней слились воедино.
Таким образом, мы ещё раз убедились, что русский язык и литература имеют огромное значение в патриотическом воспитании школьников. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Надо беречь и развивать русский язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми. Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Формирование гражданской идентичности личности школьника
во внеурочное время
Внеурочная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их. Задача учителя – осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к русскому языку и литературе. Формирование гражданской идентичности личности школьника во внеурочное время осуществляется через участие учащихся в первую очередь в предметных Неделях, Декадах гуманитарных наук.
В 2015-2016 учебном году в рамках предметной Недели по литературе реализован проект «Мир по имени МАМА», чтобы исследовать образ Матери в русской литературе (фольклоре, поэзии Н. Некрасова, С. Есенина). Задачи проекта: формировать умения сравнивать и анализировать произведения литературы; воспитывать уважение, любовь и сострадание к Матери. Практическая значимость: привлечь внимание учащихся к творческой деятельности, связанной с самым дорогим и любимым Человеком на Земле – Матерью.
С учащимися 5 класса мы проанализировали, как раскрывается образ матери и мачехи в русских народных сказках, создали рисунки для выставки «Мамина сказка на ночь».
Ученики 6 класса познакомились с образом матери - покровительницы, кормилицы и заступницы, представили презентацию «Образ матери в русской иконописи», сделали куклу-берегиню.
Учащиеся 7 класса представили исследовательскую работу «Будешь жить ты в памяти людской, пока в ней жить моя способна лира» на тему материнства в творчестве Н.А. Некрасова, пронёсшего через всю жизнь любовь и благоговейное отношение к своей матери.
Учащиеся 8, 9 классов свою работу посвятили исследованию образа матери в творчестве С. Есенина. В литературно-музыкальной гостиной «Милая, добрая, старая, нежная, лучше тебя никого не видал!» ребята читали наизусть стихи поэта, посвященные матери, Родине. Звучали романсы на стихи Есенина.
В творческой мастерской «Мама милая моя» ребята представили свои сочинения, стихи. С лучшими работами учащиеся выступали на общешкольном концерте к Дню матери.
Проект способствовал укреплению и углублению знаний учащихся о русской литературе и изобразительном искусстве, развитию навыков публичного выступления, развитию творческой и познавательной активности, воспитанию любви и интереса к русской культуре, своей Родине, бережного и уважительного отношения к женщине-матери.
В 2016-2017 учебном году в школе прошла Неделя литературы "Я лиру посвятил народу своему", к 195-летию великого русского поэта Н.А. Некрасова
Цель предметной Недели - способствовать всестороннему осмыслению учащимися творчества великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. В рамках Недели прошли внеклассные мероприятия, викторины, конкурсы чтецов, рисунков. Учащиеся 7,8 классов организовали литературный вечер. Воспитанники окунулись в яркий, незабываемый мир поэзии Некрасова. По итогам Недели победители, призеры и участники были награждены дипломами и памятными сувенирами. Ученики получили календари на 2017 год, закладки для книг и расписания уроков, иллюстрированные высказываниями Некрасова о роли литературы, о необходимости сохранения русского языка и важнейшем долге для каждого из нас – быть гражданином своей страны, патриотом. Неделя литературы к 195-летию со дня рождения Н.А. Некрасова стала настоящим праздником поэзии, живописи и музыки.
Воспитанию гражданской сознательности, уважения к русскому языку и литературе способствует участие в предметных конкурсах, в читательских конференциях, во всероссийских акциях, в интернет-проектах.
В декабре 2015 года в рамках всероссийского Урока русского языка обучающиеся 7-9 классов стали участниками круглого стола «Слово надо спасать» и провели акцию «Чистое слово». Цель мероприятия - привлечь к участию в акции людей разного возраста, контролировать грамотность и выразительность своей речи, речи близких, друзей, корректно исправлять ошибки других, искоренять свои, обогащать свой словарный запас, читая книги, журналы
В 2016 и 2017 годах обучающиеся 5-9 классов приняли участие в праздновании Дня словаря в России: посетили дистанционную выставку «День словаря -2017» и познавательную программу «День словаря – 2018», организованную мною в кабинете русского языка.
В ноябре 2016 года обучающиеся 7 класса приняли участие в международном конкурсе «Читаем Крылова», организованном издательской группой «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» при поддержке Издательского дома «Первое сентября». Чтобы принять участие в краудсорсинговом интернет-проекте «Страна читающая», юные любители русской литературы выбрали басню «Квартет», смастерили костюмы героев, инструменты, придумали театральную постановку произведения и записали своё выступление на видео.
В мае 2017 года учащиеся 6 и 7 класса снова приняли участие в краудсорсинговом интернет-проекте «Страна читающая». Обучающие представили на международный конкурс «Читаем стихи о Великой Отечественной войне» выразительное прочтение наизусть стихотворений - А.Т. Твардовского «Сын» и К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».
В рамках года Экологии в России в январе 2017 года обучающиеся 6,7,8 классов приняли участие в конкурсе на лучшую кормушку «Помоги птицам», проводимом ФГБУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и получили дипломы победителей, призеров и сертификаты участников. Кормушка победителя размещена на территории музея-усадьбы.
В октябре 2017 года учащиеся 5-8 классов приняли участие в литературной научно-практической конференции «И зазвучало слово», посвященной 90-летию Алатырского района, и получили дипломы победителей.
В 2017- 2018 учебном году учащаяся 8 класса приняла участие в ХVII литературном конкурсе «Земля. Природа. Родина. Будущее» в номинации «Природа и история родного края», проводимом МОИП и обществом «В защиту детства», и получила специальный приз «За лучший рассказ о красоте природы».
Ежегодно традиционно мы принимаем участие во всероссийском конкурсе по русскому языку «Кириллица».
Участие во всероссийском Уроке русского языка, Дне русского языка в России, конкурсах, конференциях, интернет-проектах, предметных Неделях, Декадах гуманитарных наук способствует развитию патриотического отношения к родной земле, поддержке чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействию духовной привязанности к ней.
Традиционной стала совместная работа с учениками по оформлению стендов, приуроченным к памятным датам. В кабинете русского языка и литературы мы оформили информационные стенды: «Рыцарь русского слова», к 115-летию со дня рождения С.И. Ожегова; «Человек - это звучит гордо», к 150-летию со дня рождения М. Горького; «Л.Н. Толстой: писатель, человек»; «Собирал человек слова» к 215-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля; «Певец родной природы», к 80-летию со дня рождения В.Г. Распутина и др. Вместе с учащимися оформили в кабинете выставки репродукций картин «Былинная Русь братьев Васнецовых», «Чехов и Левитан: скрещение судеб», «Певец русского леса – И.И. Шишкин» и др.
Учебный кабинет стал местом проведения внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе. Особенно запомнившиеся - космическое состязание по литературе «Звездные россыпи», литературный вечер «Валентин Григорьевич Распутин – совесть России», устный журнал «Мы начинаем открывать для себя А.П. Чехова», литературно-музыкальная композиция «Люблю тебя, мой край родной!», лингвистическая игра «Умники и умницы».
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету способствует нравственному и патриотическому воспитанию школьников, их всестороннему развитию.
Вся работа, проводимая по формированию гражданской идентичности школьников на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. Мероприятия, проводимые мною по гражданско-патриотическому воспитанию, развивают в учащихся чувства милосердия, доброты, ответственности, формируют общечеловеческие нормы нравственности, являющиеся важнейшим условием становления гражданственности.
Список использованной литературы:
1. Педагогический опыт. Выпуск 23. Воспитание патриотизма и гражданственности. Саратов 2011г.
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004г.
2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - №6..
3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - №1.
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
6.Педагогический опыт. Выпуск 33. Находками делюсь с коллегами. Саратов. 2013г.
7.Педагогический опыт. Выпуск 21. Находками делюсь с коллегами. Саратов 2010г.
8.Педагогический опыт. Выпуск 26. Находками делюсь с коллегами. Саратов. 2011г.
9.Педагогический опыт. Выпуск 23. Воспитание патриотизма и гражданственности. Саратов 2011г.
10. Педагогический опыт. Выпуск 23. Воспитание патриотизма и гражданственности. Саратов 2011г.
11. Суходольская С.А. Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы - Дрофа, 2007.
13. Практика административной работы в школе/ журнал №. 1, 2008 г.
Планомерная работа по формированию гражданской идентичности школьников на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить.
Мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые важные мысли...
Успеть познакомить своих питомцев с богатством и разнообразием русского языка. Успеть привить любовь к родной природе, родным местам. Успеть показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова.
Успеть сформировать самые сокровенные качества личности - патриотизм и гражданственность.
Сочинение-описание
по картине А.А. Рылова «Цветистый луг».
Нашим глазам открывается жизнерадостный летний пейзаж: яркий цветущий луг, лес и бескрайнее небо.
Высокая, сочная зеленая трава, милые ромашки с золотыми середечками, звонкие колокольчики. Чуть дальше островок молоденьких березок, перешептывающихся листвою. Левее семейка сосенок, устремивших свои вершины к небу. Все благоухает и нежется под лучами полуденного солнца. Вдали синеет лес. А по бирюзовому небу, словно клочки ваты, разбросаны белые облака.
Милая и родная каждому русскому сердцу картина!
Белоглазов Вячеслав, 6 класс.
Сочинение-описание
по картине А.А. Рылова «Цветистый луг».
Лето – самое прекрасное время года! Чуть дует ветерок, качает белоснежные ромашки с ярко-желтыми глазками. А вокруг хоровод белых девушек в изумрудных сарафанах – берез. Вечно-зеленые елочки стоят тихо в сторонке, с завистью глядя на яркие наряды подруг. Розово-голубые облака, словно клочки белой ваты, плывут по небесной лазурной реке.
Все: березы, ромашки, елочки, ветерок, облака - создают неповторимый пейзаж. Вновь и вновь любуешься этой яркой картиной А.А Рылова, уносящей нас в теплое лето.
Васильев Даниил, 6 класс.
Начало грозы.
Неожиданно потемнело небо. Резкий порыв ветра поднял пыль на дороге, сорвал листья с березы. Тонкие березки склонились до самой земли. Река сморщилась, нахмурилась, стала мутной. Молния вспышкой осветила трепещущие реку, луг, лес. Вдруг раздался сухой злобный треск – это ударил гром. Все вокруг загрохотало. На землю упали первые крупные капли дождя. И вот уже дождик быстро-быстро зазвенел бубенцами по реке, полил струйками по листве.
Земля с жадностью впитывала долгожданную влагу.
Васильев Даниил, 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.