Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"
Оценка 5

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Оценка 5
docx
08.04.2021
Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"
Реализация проекта пространства. Хмелевицкая СОШ (1).docx

Спиридонова С.П., директор

МБОУ Хмелевицкой СОШ

Из опыта работы по реализации проекта

 «Грани возможностей пространства»

Когда говорят, что школа – это просто стены, а главное в ней – дети и педагоги – конечно, мыслят верно. Но, входя в любой дом, а школу зачастую называют вторым домом, в первую очередь обращаешь внимание на интерьер. Комфортно ли тебе в нем находиться? Насколько функционально устроено пространство? Оно безлико или в нем присутствует дух школы?

Несмотря на все типовые проекты застройки, все школы разные. И, если мы говорим о её пространстве, то оно тоже должно школе не только помогать жить, но и развиваться. Новая мебель, красивый дизайн направлены на решение многофункциональных образовательных задач, но, прежде всего, должны быть личностно ориентированными. Как это сделать? Достаточно просто: участники образовательных отношений сами для себя разрабатывают проекты отдельных школьных помещений.

Поскольку МБОУ Хмелевицкая СОШ заложила в идею своего развития создание школы полного дня «Призма», то родился проект создания предметно-организационной среды ««Сквозь призму пространства». В связи со строительством нового здания у администрации появилась возможность дать полную свободу полету фантазий всех неравнодушных к судьбе школы людей.

Первый шаг – это информирование педагогов и детей о возможности самим принять участие в оборудовании пространства школы. В феврале – марте 2020 года все протекало внутри школы, затем пандемия внесла свои коррективы: мы перешли на дистанционный формат взаимодействия и дали объявления в соцсети, потому что идеи каждого (не только учеников, учителей, родителей, но и выпускников, жителей микрорайона) были ценны.

Второй шаг – это  создание проектных команд. Координирование работы групп взял на себя директор школы.

Третий шаг: важно было понять, какие образовательные задачи будет решать каждое помещение. Этот этап стал непростым. Оказалось, что мы настолько привыкли к стереотипам, что нам непросто даже свыкнуться с мыслью, что пространством для проведения урока может быть не только парта; не только класс. Моделируемая и перемещаемая мебель постепенно осознавалась как инструмент  для решения образовательных задач. Коридоры и рекреации школы стали рассматриваться как развивающие пространства.

  Четвертым  шагом стал «Мозговой штурм». Идеи каждого обсуждались, принимались или отвергались. Знаний явно не хватало. Поиски информации в интернете, консультации с психологами привели к рождению проектов, которые осталось визуально представить.

Пятый шаг реализации проекта разделился на несколько этапов. На первом восьмиклассники нарисовали плакаты, отражающие их видение пространства школы, старшеклассники (9-10 классы) прибегли к фотомонтажу своего видения школьных помещений и сделали видеоролики рекламы новой школы их мечты, педагоги просто нашли фото в интернете того, чего они в конечном итоге хотят видеть в своих кабинетах. Так во всех классах появились зоны для групповой работы,  кабинетах химии, биологии и физики лабораторные столы, в начальной школе предусмотрели уголки чтения, места для настольных игр, систему хранения не только пособий учителя, но и детских школьных принадлежностей и игрушек. Максимально постарались использовать рекреации:

-                   у актового зала расположится танцевальный зал, который будет использоваться не только для занятий хореографического кружка, но и для организации двигательной активности во время перемен (дежурный класс планирует ежедневно устраивать флешмобы), эта же рекреация легко трансформируется  в кинозал, в учебный класс проектной работы: стоит только выкатить из библиотеки интерактивную панель, поставить пуфы, аудиторные стулья с подставками для письма;

-                   около классов начальной школы расположится спортгородок, включающий канаты, шведские стенки, траверс, сенсорный мат, игровую дорожку; здесь же предусмотрена сцена для маленьких артистов;

-                   на третьем этаже расположится школьная телестудия, трансформируемая в поле для игры напольными шахматами; сложная конструкция этой рекреации дает возможность оборудовать сменные тематические инсталляции с детскими работами и организовывать фотозоны;

-                   в рекреации старшей школы предусмотрена небольшая полукруглая сцена для стендапа, конкурса чтецов, состязания вокалистов, соответственно зрителям предлагаются диваны и пуфы; здесь же предусмотрены крытые беседки для чтения книг и общения друзей.

Особым образом решено организовать образовательно-информационное пространство школы. Во-первых, расположить меловые доски с магнитным напылением в коридорах каждого этажа и на входной зоне. Это позволит детям самим делать информационные сообщения и представлять свои проекты. Всем порядком надоела висящая годами на стендах информация, напечатанная мелким шрифтом, нам хочется сделать информационное пространство живым и нужным детям. Предусмотрены и доски, на которых можно будет порисовать или поиграть в крестики-нолики.

Необычный дизайн придумали для школьной библиотеки. Помещение состоит из 3 частей: в одной хранится библиотечный фонд, во второй находятся выставочный комплекс и удобные модульные диванчики для чтения, внутри которых находятся книжные полки, здесь же для учеников четыре оборудованных компьютерами рабочих места и стойка выдачи книг. Третий зал предусматривает трансформируемую мебель, флипчарты, интерактивную панель на стойке для организации конференций и круглых столов, предусматривается и 25 ноутбуков для фронтальной работы и со школьниками, и с педагогами.

Соответственно требованиям времени оборудуется класс проектной деятельности, предусматривающий занятия по робототехнике, проведения экспериментов по естествознанию для начальной школы. Трансформируемая мебель (трапециевидные столы, стулья, диванчики) и ноутбуки позволят провести здесь любое занятие.

Огромный для сельской школы актовый зал на 242 места решено оборудовать раздельными венскими стульями, которые позволят по-разному организовать пространство. Например, традицией школы является Сретенский бал. Не только артисты, но и зрители готовы принять в нем участие, поэтому есть возможность для организации двух танцевальных зон. В актовом зале можно организовать полноценный кинозал. Есть уникальная возможность вести он-лайн трансляции с любых мероприятий, проходящих в этом помещении.

Серьезно пришлось подумать над организацией помещения кабинета информатики, который 19 метров в длину и 6 в ширину. Для учеников по требованиям СанПиНа расположили 25 одинарных рабочих мест, оборудованных стационарными компьютерами. Тут возникли две проблемы: как объяснять учителю, чтобы слышал каждый ученик, и как организовать групповую работу на уроке. Выход нашли в следующем: около доски расположили конференц-стулья, которые имеют подставку для письма.

Кабинет ручного труда тоже имеет необычную мебель: рабочее место ученика находится за угловым столом. Поворачиваясь лицом к учителю, школьница получает в пользование полноценную парту, разворачиваясь к швейной машинке, она оказывается на конвейере, позволяющем имитировать работу в ателье или на фабрике. В перспективе на базе этого класса предполагается создание учебной фирмы.

Достаточно много усилий было потрачено на оборудование спортивного зала. Несколько схем расположения оборудования, в число которого вошел скалодром разного уровня сложности, обсуждали все: учителя физической культуры, тренер по туризму, бывшие профессиональные спортсмены, управленцы в области спорта, выпускники школы, застройщик «ВМСК – строй» и поставщики спортивного оборудования. Непросто было учесть все мнения, но главное – полученный проект спортзала и тренажерного зала.

Персонал школы тоже включился в работу по проекту. Повара школы, обслуживающий персонал, которые являются и родителями, решили подарить детям не просто столовую, а кафе: поставить диванчики, а не скамейки, приставные стулья и столы на 6 человек. В обеденном зале будет интерактивная доска, транслирующая информацию о здоровом питании и ролики по его пропаганде, а также меловая доска для меню с рисунками (эту функцию возьмет на себя дежурный класс). По необходимости зал столовой вполне может заменить учебный класс.

Входная зона, отвечая   требованиям безопасности, предполагает установку турникетов и рамки металлоискателя. Далее расположился интерактивный киоск, информационное табло «Бегущая строка» и телевизор, транслирующий новостную школьную информацию. Важная роль отводится здесь «Измерителю эмоций». Управленческая команда предполагает, что в небольшой школе на 300 человек каждый сможет оставлять на ней стикеры для обратной связи. Именно так можно будет объективно оценить эмоциональный фон в школе, держать руку на пульсе её жизни.

 В школе всем должно быть комфортно, мы мечтаем, что наши идеи воплотятся в жизнь. В этой работе принимали участие старшеклассники (8-10 класс), учителя, родители, выпускники. В селе нет человека, который бы сейчас душой не радел за то, чтобы все сложилось. Этапы строительства выкладываются каждые две недели в группы в соцсетях: «Сквозь призму событий МБОУ Хмелевицкой СОШ» и  «Сообщество выпускников (СоВы)» Сейчас идет огромная работа с поставщиками, к слову, их вдохновляет работа над проектом, они с довольствием рисуют профессиональные эскизы мебели, дают советы по оснащению оборудованием. Приятно работать в такой большой команде, вся деятельность которой направлена на то, чтобы сквозь призму развивающего пространства новой школы каждый участник образовательных отношений получил возможность найти свой путь развития.

 

 

Приложение

Проекты 8 класса


 

 

Проекты 10 класса


 


Проекты 11 класса


 Спортзал

 


Проекты выпускников совместно с администрацией




Проекты администрации и изготовителей мебели на основе работ всех участников образовательных отношений

Библиотека школы

 

 

 

Поставки мебели в новое здание Хмелевицкой школы (ноябрь 2020 года)


 

Спиридонова С.П., директор МБОУ

Спиридонова С.П., директор МБОУ

Третий шаг: важно было понять, какие образовательные задачи будет решать каждое помещение

Третий шаг: важно было понять, какие образовательные задачи будет решать каждое помещение

Особым образом решено организовать образовательно-информационное пространство школы

Особым образом решено организовать образовательно-информационное пространство школы

Трансформируемая мебель (трапециевидные столы, стулья, диванчики) и ноутбуки позволят провести здесь любое занятие

Трансформируемая мебель (трапециевидные столы, стулья, диванчики) и ноутбуки позволят провести здесь любое занятие

Непросто было учесть все мнения, но главное – полученный проект спортзала и тренажерного зала

Непросто было учесть все мнения, но главное – полученный проект спортзала и тренажерного зала

Приложение Проекты 8 класса

Приложение Проекты 8 класса

Проекты 10 класса

Проекты 10 класса

Проекты 11 класса Спортзал

Проекты 11 класса Спортзал

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Проекты выпускников совместно с администрацией

Проекты выпускников совместно с администрацией

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Проекты администрации и изготовителей мебели на основе работ всех участников образовательных отношений

Проекты администрации и изготовителей мебели на основе работ всех участников образовательных отношений

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Статья "Из опыта работы по организации пространственно-развивающей образовательной среды"

Поставки мебели в новое здание

Поставки мебели в новое здание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2021