Формирование познавательно-математических представлений у детей с задержкой психического развития через игровую деятельность
Аннотация. В статье рассматриваются как игры и упражнения с математическим содержанием благотворно влияет на усвоение познавательно - математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития (ЗПР), математическое развитие, игры с математическим содержанием.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Основной его целью является не только подготовка к успешному овладению математики, но также всестороннее развитие детей к школе. А.В. Белошистая указывает, что начальным этапом, на котором закладываются основы математической культуры, назван дошкольный возраст. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки [1].
Много лет работаю учителем-дефектологом с детьми с задержкой психического развития. Поступают в дошкольное учреждение очень сложные дети с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты мониторинга показывают, что у них низкий уровень математических представлений.
Считаю, что одной из основных коррекционных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка и ставлю в коррекционной работе следующие задачи:
Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих большую взаимосвязь работы учителя-дефектолога и воспитанников по формированию элементарных математических представлений.
В формировании у детей математических представлений в коррекционной работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого занятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные игровые технологии: «Нумикон», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», игры с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач. Воспитанники описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.
В кабинете есть «математический уголок». В него входят развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. В уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в уголке занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями. Благодаря системе работы, сравнительный анализ результатов диагностики показывает положительную динамику развития математических представлений у детей с задержкой психического развития.
Опыт работы показал, что использование занимательных дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение познавательно - математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Выводы:
· занимательные дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, игровой материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме;
· методически правильно подобранный и используемый занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Литература
1.Белошистая А.В.Формирование и развитие математических способностей дошкольников.М.:Гуманит. Изд. Центр Владос, 2009г.
2.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада.-М.,2006г.
3. Степанова, Г.В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении [текст] / Г.В.Степанова.-М., 2010. 128 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.